Фінансові новини
- |
- 31.07.24
- |
- 03:29
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Завтра в ходе визита в Берлин украинский премьер намерен договориться с Германией о возобновлении ее участия в газотранспортном консорциуме. Привлечение к ГТК потребителя может ослабить позиции Киева
09:56 26.02.2007 |
"Мы за то, чтобы объединить усилия импортеров газа, то есть Евросоюза, который нуждается в дополнительных поставках газа, и Украины, которая способна транспортировать эти дополнительные объемы", - заявил премьер в интервью Deutsche Welle. По его словам, проект "Богородчаны - Ужгород", которым в первую очередь должен заняться консорциум, выгоден Европе, поскольку позволит увеличить поставки российского газа на 20 млрд. куб. м в год. По словам премьера, украинская сторона не видит никаких препятствий для реализации проекта и ждет ответа от Германии.
Напомним, что изначально идея консорциума имела трехсторонний формат. В июне 2002 г. Леонид Кучма, Владимир Путин и Герхард Шредер подписали совместное заявление о сотрудничестве в использовании украинских газопроводов. Правда, затем идею консорциума на некоторое время забросили. Но в конце декабря 2006 г. посол Германии в Украине Райнхард Шеферс заявил, что немецкая сторона по - прежнему заинтересована в возобновлении проекта ГТК.
Как пояснили "i" в НАК "Нефтегаз Украины", если проект "Богородчаны - Ужгород" будет запущен, на строительство уйдет не более полутора лет. В то же время каких - либо прямых инвестиций от немцев и россиян в НАК не ждут. "Роль Германии в этом вопросе - лишь в сбалансировании интересов по отношению к "Газпрому", ведь мировой рынок газа - это на самом деле рынок поставщика, а не потребителя, - говорит источник. - Реально НАК готов и за свой счет полностью финансировать весь проект, что, скорее всего, и сделает. Главное - чтобы "Газпром" выступил гарантом поставок дополнительных объемов газа в нашем направлении. В этом вся суть участия в проекте российской стороны".
Трехсторонний формат не лучшим образом учитывает интересы Украины, убежден руководитель энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар. По его словам, Россия и Германия заинтересованы в управлении всей ГТС Украины. "Интерес поставщика и потребителя - уменьшить транзитные затраты. Украинская сторона обречена быть под прессингом минимизации транзитных тарифов", - считает господин Гончар. По его мнению, в качестве дополнительного участника консорциума лучше привлечь независимые банковские институты.
Впрочем, если консорциум подразумевает только строительство новых трубопроводов и увеличение объемов транзита, шансов на успех у этого проекта, по мнению господина Гончара, мало. "У этой идеи нет экономического обоснования, потому что "Газпром" не дает гарантии увеличения объемов транзита", - считает эксперт. Он напоминает, что Россия испытывает серьезные проблемы с обеспечением газового баланса: "Идет работа по переводу электрогенерирующих мощностей на уголь и мазут, чтобы сэкономить газ и закрыть им экспортные контракты. Поэтому сомнительно, что Россия даст гарантии увеличения объемов транзита".
Координатор экспертов Евросоюза в рамках реализации меморандума между Украиной и ЕС в энергетической сфере Александр Тодийчук сказал "i", что "консорциум может быть создан на основе аренды трубопровода без передачи его в собственность, а также строительства новых линий, которые будут собственностью консорциума". По его мнению, срок аренды украинской ГТС может составлять от 15 лет, поскольку у крупных проектов срок окупаемости составляет 10 - 12 лет. По словам господина Тодийчука, с приходом в украинскую ГТС значительных инвестиций модернизация компрессорных станций позволит экономить 15 - 25% газа, сжигаемого сейчас на компрессорах.
По мнению Александра Тодийчука, участие Германии может создать дополнительные гарантии в части прозрачности и учета интересов Украины, а удачная реализация проекта консорциума позволит увеличить объемы прокачки газа и, возможно, отложит строительство газопровода по Балтике, поскольку требует меньших инвестиций. В то же время эксперт отмечает, что существенного увеличения поставок российского газа ожидать не стоит: "Россия испытывает дефицит газа в связи с подписанными контрактами, ростом потребления и желанием развивать восточное направление. Без туркменского газа Россия не в состоянии обеспечить контракты и наполнить свой внутренний рынок".
Юрий ЛУКАШИН, Дмитрий БОНДАРЕНКО