Фінансові новини
- |
- 07.08.24
- |
- 16:27
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Верховная Рада принял за основу проект постановления об угрозе национальной безопасности в связи с действиями органов исполнительной власти по обеспечению потребителей природным газом
17:18 10.01.2006 |
"За" проголосовали 246 из 406 зарегистрированных.
В проекте документа сказано, что Верховная Рада, рассмотрев "Соглашение об урегулировании отношений в газовой сфере" между ОАО "Газпром" (Российская Федерация), НАК "Нафтогаз Украiни" (Украина) и компанией "РосУкрЭнерго АГ" (Швейцария), подписанное в Москве 4 января 2006 года, заявляет, что "вопреки Соглашению между кабміном и Правительством России о дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины, ратифицированному Законом Украины N2797 - III от 15.11.2001 г., и Договору между Украиной и Российской Федерацией об экономическом сотрудничестве на 1998 - 2007 годы, ратифицированному Законом Украины N791 - XIV от 30.06.1999 г., председатель правления НАК "Нафтогаз України" 4 января 2006 года подписал "Соглашение между ОАО "Газпром", НАК "Нафтогаз України" и компанией "РосУкрЭнерго АГ", которое противоречит публичному порядку Украины, является юридически никчемным с момента его подписания и не создает правовых последствий".
Как отмечается в проекте постановления, председатель правления "Нафтогаз" с превышением служебных полномочий подписал "Соглашение", которое направлено на фактическую замену межправительственных соглашений и Контракта между Национальной акционерной компанией "Нафтогаз України" и Открытым акционерным обществом "Газпром" об объемах и условиях транзита российского природного газа через территорию Украины на период с 2003 по 2013 годы" от 21 июня 2002 года, согласно которому ОАО "Газпром" ежегодно в период с 2005 по 2009 год подаст для обеспечения баланса в счет оплаты предоставленных НАК "Нафтогаз" услуг по транзиту российского природного газа через территорию Украины природный газ по цене 50 долларов США за 1000 м куб, которая не подлежит изменению сторонами по контракту, исходя из ставки платы за транзит в размере 1,09375 доллара за 1 тыс. м. куб на 100 км расстояния, которое также не подлежит изменению сторонами по контракту.
"Переговоры и подписание "Соглашения" происходили непрозрачно, кулуарно, без согласования проекта документа с министерствами и ведомствами, к непосредственной компетенции которых относятся вопросы "Соглашения", - говорится в документе.
Парламент считает, что такие действия создают угрозу национальной безопасности Украины, разрушают действующую систему договорных отношений, которые обеспечивали поставку природного газа в Украину по стабильным, экономически приемлемым ценам, разрывают связь между ценой природного газа и ставкой платы за транзит природного газа по территории Украины, провоцируют стремительный рост цен на природный газ для населения и других потребителей, влекут за собой общее подорожание энергоносителей и повышение цен на потребительские и промышленные товары, порождают бюджетный кризис, угрожают остановкой предприятий металлургического, химического комплексов и других отраслей промышленности и масштабным ростом числа безработных, создают ситуацию, при которой политика государства в газовой сфере будет зависеть от коммерческих посреднических организаций неизвестного происхождения.
Верховная Рада заявляет:
"Председатель правления НАК "Нафтогаз України" подписал "Соглашение" с грубым нарушением своих должностных полномочий и вопреки положениям украинского законодательства, в частности тем, которые зафиксированы в межправительственном Соглашении 2001 года, что было ратифицировано Законом Украины N 2797 - ИИИ от 15 ноября 2001 года;
"Соглашение" является экономически невыгодным для Украины. Оно устанавливает экономически и юридически не обоснованное увеличение цены на газ, который будет поставляться в Украину, с 50 долларов США до 95 долларов США за 1000 куб. м. в первом полугодии 2006 года (в случае поставок газа со стороны компании "РосУкрЭнерго АГ") и до базисной цены 230 долларов США за 1000 куб. м. (в случае закупки газа в ОАО "Газпром"), что противоречит действующим украинско - российским межправительственным договорам и хозяйственным контрактам в газовой сфере;
"Соглашение" является неравноправным, поскольку жестко фиксирует сроком до 01 января 2011 года ставку платы за транзит российского газа по территории Украины, в то же время цена на газ, который будет поставляться компанией "РосУкрЭнерго АГ" в Украину, фиксируется только на первое полугодие 2006 года. "Соглашение" также не содержит полной формулы расчета цены на российский газ, который будет закупаться у ОАО "Газпром", что означает риск увеличения указанной цены;
"Соглашение" ставит Украину в монопольную зависимость от компании "РосУкрЭнерго АГ" в том, что касается обеспечения поставок газа в Украину, и в то же время не предусматривает никаких гарантий стабильности поставок природного газа и уровня цен даже на протяжении одного месяца;
"Соглашение" ведет к ликвидации существующей договорно - правовой базы отношений между Украиной и Российской Федерацией в газовой сфере, которая до 1 января 2010 года гарантировала поставку природного газа в Украину по стабильной цене, и лишает Украину международно - правовых гарантий со стороны Правительства Российской Федерации относительно поставок газа в Украину в принципе;
"Соглашение" не закрепляет четкого порядка решения споров, которые могут быть связанными с ней".
В связи с этим Верховная Рада постановляет:
поручить Счетной палате Украины до 1 февраля 2006 г. провести комплексную проверку финансово - хозяйственной деятельности НАК "Нафтогаз України" за период 2004 - 2005 гг. и в 2006 году и ее отношений с компанией "РосУкрЭнерго АГ";
освободить Ивана Плачкова с должности министра топлива и энергетики Украины;
обязать Кабинет Министров Украины на протяжении трех суток освободить Алексея Ивченко от должности председателя правления Национальной акционерной компании "Нафтогаз України";
обязать премьер - министра Украины в двухдневный срок в соответствии со статьей 85 Конституции Украины направить Верховной Раде Украины представление на назначение министра топлива и энергетики Украины;
обязать Кабинет Министров Украины все отношения с Российской Федерацией, Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном, которые касаются обеспечения Украины природным газом, регулировать на основе межправительственных соглашений с последующей их обязательной ратификацией Верховной Радой.