Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

proUA.com: Kому выгодно подымать "зеленый шум" вокруг строительства трубопровода?

Как только в масс - медиа подымается "зеленый шум" вокруг строительства трубопровода, сразу задаешься вопросом: а кому это, собственно говоря, выгодно?

Как правило, тому, кто хочет таким образом притормозить конкурентов. Вот, скажем, несмотря на формальное начало работ по строительству экспортного нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, далеко не все с ним до конца понятно.

В частности, после многократных и продолжительных переговоров на различных уровнях так и не внесена ясность в существо вопроса о том, каким образом казахстанская нефть будет доставляться в Баку и далее в трубу БТД: танкерами или по нефтепроводу. Как известно, одному Азербайджану не под силу будет обеспечить полную загрузку нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, мощность которой должна составить 50 - 60 млн. тонн "черного золота" в год. Невзирая на откровенные заявления представителя президента США по Каспию Стивена Манна о готовности Вашингтона финансировать строительство такого нефтепровода от казахстанского порта Актау до Баку, вопрос окончательно не решен и не решается.

Дело в том, что под предлогом обеспечения экологической безопасности Каспия, как уникального внутриконтинентального водоема, против этого выступают Россия и Туркменистан (при молчаливой поддержке Ирана). А аргументы у россиян достаточно сильные - сейсмическая активность плюс 300 - метровый перепад глубин в районе Баку. В случае аварии на нефтепроводе под угрозой экологической катастрофы может оказаться значительная акватория Каспийского моря. Правда, технически возможно построить нефтепровод в обход опасных участков, что, конечно же, будет дороже, зато безопаснее. Но и на такое решение противники этой идеи не согласны. Остается один выход - доставлять будущую Большую казахстанскую нефть традиционным способом - танкерами.

Но, с одной стороны, у Казахстана все еще нет собственного танкерного флота, а с другой - отсутствуют и производственные мощности для его создания и поддержания. Единственный современный морской порт этой республики не имеет ни соответствующей для этого инфраструктуры. К тому же, после катастрофы парома "Меркурий - 2" на Каспии ясно обозначилась серьезность угрозы загрязнения Каспия нефтью и нефтепродуктами. Тогда в море попало до 2 тыс. тонн нефтепродуктов, тогда как в случае аварии нефтепровода или груженого нефтью танкера объемы разлива нефти могут быть на порядок выше. Вместе с тем, средств для борьбы с подобными угрозами или по ликвидации их последствий у Казахстана пока тоже нет. А ведь недопоставка 20 млн. тонн нефти в год из 50 - 60 возможных вполне может сделать БТД экономически нерентабельным, что очень неприятно воздействует на главных инвесторов проекта и вообще всех участников.

Свои опасения в связи с экологическими проблемами, сопровождающими строительство нефтепровода БТД высказывают и иностранные наблюдатели. Более того, они полагают, что опасения за экологическую безопасность могут "торпедировать его строительство". Напомним, что стоимость реализации проекта БТД составляет 2,95 млрд долларов. В частности, подобные опасения были высказаны на страницах британской Financial Times со ссылкой на мнение авторитетных экспертов. Правда, англичан волнуют другие участки по маршруту будущего нефтепровода. Но, как говорится, все "по теме".

Так, по данным указанной газеты, задержка в оценке влияния нефтепровода на экологию Грузии может задержать или вовсе остановить реализацию проекта БТД. В свою очередь, всякая задержка может повлечь за собой появление проблем с инвестированием (кому будет приятно вкладывать деньги, причем немалые, в нерентабельное предприятие?). Более того, это может также повлечь возникновение проблем с реализацией другого проекта, связанного с транспортировкой азербайджанского газа в Турцию (!).

Вот основные моменты, вызывающие обоснованные опасения британских экспертов. Согласно проекту, трасса 1740 - км нефтепровода (из них по территории Грузии - 235 км. ) проходит через долину Боржоми, весьма уязвимой в экологическом плане - здесь находятся источники знаменитой минеральной воды "Боржоми", представляющей важный экспортный товар. Разумеется, в случае аварии (диверсии и т.п.) попадание нефтепродуктов в почву этой долины может иметь самые катастрофические последствия.

В связи c этим руководство консорциума пытается разрешить экологическую проблему с грузинскими властями к концу года. По данным независимых источников, здесь прежде всего замешаны интересы британской нефтяной компании Вritish Рetroleum, которая в интересах получения коммерческой выгоды пытается если не отмахнуться, то обойти экологические проблемы и особенно их решением не озабочена (ВР представлена руководстве консорциума БТД на уровне заместителя президента компании и ей принадлежит 30,1% акций).

При этом англичане призвали на помощь своих азербайджанских партнеров по проекту. Правда, неизвестно, насколько такая поддержка могла оказаться "весомой" для решения вопроса в Тбилиси. Во всяком случае, азербайджанские представители тоже просили грузинскую сторону ускорить рассмотрение экологического вопроса до конца ноября с тем, чтобы не срывать плановые сроки проведения работ по строительству нефтепровода. Укладку труб по территории Азербайджана и Грузии планируется начать уже в начале 2003 г. и завершить в конце 2004 года. В 2005 году нефтепровод должен быть сдан в эксплуатацию:

Свою озабоченность возможной задержкой строительства экспортного нефтепровода БТД, заключение по экологической безопасности которого не дает министерство по охране окружающей среды и природных ресурсов Грузии, высказывает и Вашингтон. По одним источникам, такое заключение должно быть выдано в конце ноября, по другим - в середине декабря.

По состоянию на 27 ноября, окончательного решения о строительстве нефтепровода через долину Боржоми все еще не принято. Правда, президент Грузии Э. Шеварднадзе лично обещал поддержку в части недопустимости срыва графика строительства нефтепровода БТД, о чем он говорил на встрече с прибывшим в Тбилиси С.Манном.

О содержании их переговоров не сообщалось, зато по итогам состоялась пресс - конференция, на которой посланец Вашингтона заявил, что "правительство США положительно оценивает заключение по экологической части ОЭТ Баку - Тбилиси - Джейхан", назвав трассу маршрута "наиболее рациональной".

С. Манн отметил при этом, что решение экологических проблем в ходе строительства БТД позволит реализовать и другие проекты, прежде всего, газопровода Баку - Тбилиси - Эрзерум (окончательное решение по которому будет принято инвесторами в феврале 2003 года).

Так что в наше время экология - удобное оружие для борьбы с конкурентами, если конечно, умело им пользоваться...

Виктор Загнетов

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на вчора, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес