Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Ян Ардановски: Вступления Украины в ВТО должны опасаться Польша или Западная Европа, но никак не Украина

09:13 06.06.2007 |

Новини АПК

Заместитель министра сельского хозяйства Польши - о перспективах украинских компаний на польском рынке. И польских инвестициях в наш АПК

Каждый год украинские чиновники и экономисты начинают с оптимистичного прогноза притока иностранных инвестиций в отечественный АПК. Суммы называются разные, но перспективы традиционно рисуются самые что ни на есть радужные. Однако, отсутствие в Украине полноценного рынка земли и слабые темпы интеграции страны в европейские рынки пока не позволили нашим аграриям в полной мере ощутить на себе привлекательность сотрудничества с иностранными компаниями.

Правда, следует признать, что с каждым годом все больше украинских компаний выводят свою продукцию на рынок ЕС. И все больше иностранных инвестиций поступает в украинские перерабатывающие предприятия или в выращивание зерновых и масличных. При этом основным иностранным инвестором по - прежнему выступает российский бизнес, который наиболее адаптирован к украинским реалиям. Однако, все более ощутимой становится роль на нашем рынке другого соседа - Польши. По данным СМИ, только в прошлом году в Украине было зарегистрировано более 1,000 компаний с участием польского капитала. При этом крупные инвестиции поляки направили именно в аграрный сектор.

О перспективах сотрудничества двух стран в АПК, о возможностях украинских компаний на польском рынке, о преимуществах и недостатках нашей продукции для европейского потребителя мы побеседовали с заместителем министра сельского хозяйства Польши Яном Ардановски.

Господин замминистра, на Ваш взгляд, что будет в ближайшее время привлекать польских инвесторов в украинском агросекторе? И какие, соответственно, перспективы украинских компаний сегодня на рынке Польши?

Я очень рад, что сегодня польские инвесторы перестали думать о торговле, перестали думать о том, что и как можно продать, а начали думать о совместных инвестициях. И пример Duda , которая инвестировала в Украину уже 20 млн. долларов, - это очень хороший пример. Поскольку он указывает на то, что компания рассчитывает не только на желание продать на украинском рынке польский товар, но хочет именно в Украине развивать свой бизнес. Мы поощряем польских предпринимателей к тому, чтобы они искали в Украине партнеров и вместе с ними развивали бизнес.

Безусловно, торговля должна развиваться, это естественный процесс. Тем более, если речь идет о сельскохозяйственных продуктах, то наши рынки взаимодополняемы. Например, Польша будет ежегодно нуждаться в нескольких миллионах тонн зерна, нам нужно около полутора миллионов сои для нашей кормовой промышленности, нам нужны семена подсолнечника или подсолнечное масло. Очень хорошо в Польше продается гречиха и существует возможность ее реэкспорта. Гречиху в Польше выращивают, но в очень небольшом количестве. Юг Украины - это огромные возможности для выращивания овощей и фруктов. И это возможность выращивать такую продукцию, которая не выращивается в Польше, потому что у нас иной климат.

В Польше также меняется направление потребления алкогольных напитков. Безусловно, мы, славяне, пьем много водки. И, например, в Польше "Немиров" - это узнаваемая всеми марка. Хотел также добавить, что "Немиров" хочет купить одно из местных ликероводочных предприятий. Очень хорошую репутацию у нас имеет также "Хортица". А молодежь пьет водки меньше, в основном - пиво и вино. Ваши крымские вина - одни из лучших в Европе. Безусловно, они могут быть даже лучше, чем французские или другие вина. Но, к сожалению, очень слабый маркетинг, и об украинских винах в Польше, практически, не знают. Мы открыли свой внутренний рынок для всех, практически, винных марок из Франции, Германии, Италии, Калифорнии, Южной Африки, Чили, Испании. Почему нет вина из Украины?

Если речь идет о возможном экспорте из Польши, то у нас есть такие продукты, которые могут пользоваться популярностью в Украине. У вас продолжается дефицит свинины на внутреннем рынке. Я понимаю, что Украина пытается создать собственный сектор мясной промышленности, и это логично. Но не логично, что в Украине существует достаточно большая прослойка людей, которые мало зарабатывают, но при этом в вашей стране самое дорогое в мире мясо. Мясо в Украине в 2 - 3 раза дороже, чем в Европейском Союзе. И это вопрос для принятия решения - как создавать собственный агропромышленный комплекс, но не за счет общества.

Кстати, какая ситуация сегодня с "мясным вопросом" между нашими странами:?

Теоретически, проблема была решена, поскольку Украина допустила польское мясо на свой рынок. Ветслужба Украины выбрала 23 польские фирмы. Но я иногда шучу: неизвестно на каком основании проводился выбор этих фирм - то ли это была жеребьевка, то ли совершенно другие причины? Часть из отобранных ветеринарами структур - это небольшие малоизвестные фирмы. Но это был выбор Украины, и я не буду его комментировать. В то же время введение ввозной пошлины привело к тому, что этот экспорт практически не работает. И это разрешение можно назвать "пустым жестом", который показал что - то со стороны Украины, но ни к чему не привел. Мы и дальше поддерживаем коммерческое предложение, которое касается мяса.

Другой вид продуктов, в которых Польша сильна - это молочные изделия. И это те изделия, которые все больше покупают в Европе. Это очень хорошая по качеству продукция, которая ни в чем не уступает продукции Европейского Союза. Могу даже утверждать, что она лучше. И все - таки она дешевле.

Известно ли Вам о заинтересованности польского бизнеса в приобретении молочных активов в Украине? Многие местные предприятия, по оценкам экспертов, готовы продать свой бизнес иностранцам. Это связано, прежде всего, с тем, что сегодня украинским молокозаводам необходимы значительные инвестиции для модернизации производства.

Это очень хорошо, но вопрос в том, кто должен первым сделать это предложение. Наши фирмы на польском рынке тоже ограничены в своих возможностях расширения производства, и они не исключают вариант расширения за границей. Но разве будет он брать телефонную трубку и "вслепую" обзванивать потенциальных партнеров? Если украинские фирмы обратятся с просьбой помочь найти партнера, например, в польское посольство или в наше министерство сельского хозяйства, то они всегда получат ответы на интересующие их вопросы.

Вы сказали, что украинским компаниям для укрепления своих позиций на польском рынке не хватает маркетинга. Какие, на Ваш взгляд, еще "недоработки" присутствуют у украинских компаний, продвигающих свои товары на польском рынке и, соответственно, на рынке ЕС? Ведь не так давно, в этом контексте, экс - президент Польши Квасьневский заявлял, что у украинских продуктов питания большие перспективы в Европе, так как они не содержат добавок?

Проблема состоит в том, что наш бывший президент разбирался в сельскохозяйственных вопросах точно так же, как я разбираюсь в астрономии. И я бы хотел акцентировать внимание на том, что польский рынок - это европейский рынок. Поэтому должны соблюдаться стандарты ЕС в отношении безопасности продуктов питания, их качества. Я, безусловно, убежден в высоком качестве украинских продуктов питания, они мне нравятся по своим вкусовым качествам. Как я и говорил - это и овощи, и фрукты, и вино, и сало. Однако, недостаточно быть убежденным в этом самому. Мы в Польше переживали ту же самую болезнь перед вступлением в ЕС. Но после вступления в Европейский Союз ничего не изменилось - продукты остались те же. Только мы были не в состоянии доказать европейцам, что эти продукты отвечают всем стандартам качества. То, что вы производите, скажем, хорошее мясо или сало - это одно. Но в ЕС принята такая система безопасности, такая система обозначения животных, которая позволяет полностью отследить происхождение товара. То есть речь идет не только о качестве продукта, но и о документальном подтверждении происхождения этого товара. И это не требование власти, это требование потребителей. Потребители должны быть убеждены в том, что эта продукция не содержит опасных добавок, химикатов. Потребители должны быть уверены, что этот продукт - безопасен. И потому существует система контроля продуктов питания, которая обеспечивают сертификат, обеспечивают качество. И Украина, если она хочет продавать в Европе уже обработанный продукт, должна ввести у себя такую же систему. И если речь идет, скажем, о массовых продуктах, таких, как зерновые, то можно каким - то образом сегодня проверить их качество. Но если речь идет о продуктах переработки, мы должны иметь определенную систему подтверждения качества.

Второе. Если речь идет о продвижении товара на польский рынок, то украинцы лишь в незначительной мере проявляют заинтересованность в присутствии на каких - то торгах, на выставках, на ярмарках, где они могли бы себя представить. В качестве случая плохого продвижения продукции могу привести пример огромных капиталовложений в павильон Украины на выставке "Зеленая неделя" в Берлине. Украина имела огромный павильон на этой выставке, огромный персонал. Если сравнивать наш польский павильон с вашим, то мы выглядели как "бедные родственники". Но вот вопрос: что такого дает эта выставка - ярмарка, если речь идет о коммерческих компаниях? Это, безусловно, престижное мероприятие. В то же время туда приходят 400 тысяч немецких пенсионеров, чтобы бесплатно покушать. А ведь эти вложенные деньги можно было бы "распорошить" в нескольких странах мира , и это наверняка было бы более эффективное вложение средств.

Я честно скажу, что это также проблема и Польши. Проблема в том, чтобы по - новому создавать систему продвижения продукции в тех странах, которые являются развивающимися и перспективными. "Старые" страны европейского Союза сегодня имеют излишки продуктов питания, (если не считать говядины). И потому я не верю, что при помощи даже самого дорого продвижения можно каким - то образом увеличить свою долю на этих рынках.

В преддверии вступления Украины в ВТО, в нашей стране идет большая дискуссия, насколько болезненным будет удар по украинскому аграрному сектору. Политики и эксперты делают апокалиптические прогнозы потерь, которые наши аграрии понесут вследствие приобретения Украиной членства в ВТО. Скажите, а как ваши фермеры, какие страхи они испытывали в этом процессе и оправдались ли они?

Боязнь ВТО - это полная глупость. Такая большая страна, как Украина, не может быть вне больших международных структур. Мир глобализируется, и ни одна страна не сможет функционировать в одиночестве.

А в чем состоит проблема, которая обсуждается в рамках процесса присоединения к ВТО? Переговоры, которые велись в рамках "раунда Доха" (район столицы Катара, в котором проводились переговоры), сводились к тому, что страны, которые производят дешевые продукты питания, добиваются полного открытия рынков богатых стран Европы, Средней Америки и Японии. Этого требует Китай, этого требует Бразилия, потому что у них производство дешевле чем в Европе или в США. И это угрозы и риски для тех стран, где продукты питания дорогие, но высока и себестоимость их производства. По моему убеждению, Украина имеет огромный потенциал, если речь идет о грунтах и земледельческих угодьях. В меньшей мере это относится к перерабатывающей промышленности, потому, что это достаточно дорогая отрасль и ее очень сложно раскрутить. В то же время, если говорить о производстве зерновых, подсолнечника, кукурузы и т. д, то Украина может быть мировой супердержавой. И в данный момент экспорт из Украины в Европейский Союз можно тормозить какими - то барьерами, таможенными пошлинами. Но после вступления в СОТ и проведенных на этом пути реформ возможности тормозить украинский экспорт уже не будет.

Поэтому, если говорить открыто, то вступления Украины в ВТО должны опасаться Польша или Западная Европа, но никак не Украина. Мировая организация торговли не запрещает вести свою собственную политику по отношению к АПК. Есть, конечно, чувствительные рынки, которые будут защищаться даже в том случае, если будут проведены реформы для вступления в ВТО. Например, можно помогать АПК не через интервенции на рынок, а при помощи мероприятий "голубой ящик". Это нерегуляторное реагирование. Это поддержка сельских территорий, условий жизни, сельской инфраструктуры. Можно оказывать помощь в рамках "зеленого ящика", Это все, что связано с окружающей средой.

В заключение хотел бы сказать, что я, на месте Украины, абсолютно не боялся бы вступления в ВТО. Хотя, может, некоторые страны и заинтересованы в том, чтобы Украина не стала членом ВТО.

Расскажите, как распределяются средства ЕС и государственного бюджета Польши на поддержку аграриев? Как государство контролирует распределение этих средств? Ведь для Украины вопрос выделения дотаций аграриям часто оказывается в центре коррупционных скандалов.

Это сложная проблема для каждой страны. Особенно для тех стран, которые вышли из коммунистической среды. И часть социальных групп как раз и обогащается с помощью присвоения государственного имущества. Проблема коррупции имеет место также и в Польше. В то же время, то, что делает нынешнее правительство, несмотря на все нападки, это очень серьезное освобождение Польши от коррупции. Это также процесс лишения части общества так называемых групповых привилегий. Например, для военных, для людей, которые работали в коммунистической системе правосудия. Правительство с этим очень серьезно борется. И я думаю, что в результате этих действий нам удастся очень ограничить коррупционные влияния. Но если речь идет о деньгах, субсидиях Европейского Союза, то коррупция здесь может проявляться очень незначительно. Ведь за теми, к кому эти деньги попадают, введен жесткий контроль. Есть специальное финансовое правительственное агентство, которое аккредитовано в ЕС. Это агентство должно выполнять определенные контрольные процедуры. Решения никогда не принимаются одним чиновником или одним работником этого агентства. Это так называемый перекрестный контроль над теми, к кому попадают эти деньги. Иногда это, конечно, приводит к повышению бюрократии.

Далее. Наш сейм в этом году принял закон, который вступит в силу со следующего года. Согласно этому закону, все государственные финансы ( включая помощь ЕС), которые будут направляться, в том числе и в АПК, можно будет отследить в Интернете. Будут опубликованы имя, фамилия и сумма, которая была получена этим предпринимателем. Некоторые возмущаются, что это вмешательство государства в личную жизнь граждан. Но мы настаиваем, что государственные средства государства, ЕС, плательщиков налогов должны быть прозрачны. А если кто - то не хочет, чтобы его фамилия публиковалась в Интернете - пускай не просит этой помощи. И потом, мы надеемся, что при публичном сопровождении государственных очень сложно коррупционным путем "решать свои вопросы".

Такой же будет и система государственных закупок - например, в польский Госрезерв?

Тут более сложный вопрос, поскольку, в соответствии с законодательством ЕС, члены Европейского Союза могут располагать только ограниченными государственными резервами. В каждой стране также сберегаются резервы, которые являются собственностью ЕС.

В то же время, если речь идет о национальных резервах (каждая страна может иметь свои резервы, о которых она информирует ЕС), закупка должна проходить на тендерах. Из большого количества фирм выбирается самая лучшая оферта. В этом году мы увеличивали резервы свинины. Кроме всего прочего, закупка проводилась согласно тендерной процедуре, сам процесс контролировало также государственное подразделение - Центральное антикоррупционное бюро. Офицеры этого ведомства полностью проверяли тендерную процедуру. Центральное антикоррупционное бюро - это новая организация, которая была создана нынешним правительством в прошлом году. Это, как правило, молодые люди, которые не были "заражены" работой в коммунистических службах. И они имеют право контролировать всех государственных чиновников и всех политиков. Это определенная гарантия того, чтобы не было коррупции. Ведь каждый гражданин имеет право обогащаться, каждый имеет право пользоваться своими умениями и знаниями, своим талантом. Но его богатство должно базироваться на честной деятельности, а не на том, сколько он украл.

Может, и не все в Польше удается до конца реализовать, но это направление пользуется большим вниманием нашего правительства. Я, например, такого большого количества дорогих автомобилей, как в Киеве, в Польше не видел.

Как развивается ситуация с поставками польского мяса и овощей в Россию?

Польша экспортировала на российский рынок довольно много продукции. Но, к счастью, она не стала зависимой от этого рынка. Без этого экспорта в Россию мы справимся Мы результативно и успешно производим поиск новых рынков сбыта. В основном, это рынки Азии. Часть сельскохозяйственного производства мы переводим на производство биотоплива. Так что это эмбарго вредно не столько для нас, сколько для малообеспеченной части российского общества. Польские продукты в России были в дешевом сегменте. Например, после запрета импорта польских яблок эта продукция на российском рынке подорожала на 80%. По кому это был удар? Мы эти яблоки можем переработать в сок.

Теперь ответ за Россией. И она, по непонятным нам причинам (скорее всего, сугубо политическим), ввела это эмбарго.

Мы выполнили все ветеринарные требования России. Наши предприятия контролировались как российскими инспекторами, так и представителями Европейского Союза. Каких - либо существенных нарушений норм или стандартов найдено не было. Но, несмотря на это, Россия продолжает говорить "нет".

И эту проблему мы представили Еврокомиссии. Потому, что высказывание сомнений относительно польской системы контроля качества - это высказывание недоверия системе контроля ЕС, фрагментом которой является наша ветеринарная служба. Ведь то же самое мясо можно экспортировать в Германию, Францию в Англию. И вдруг оказывается, что это мясо плохое для России.

И мы представили этот вопрос в Еврокомиссию. А Россия хотела внести какое - то противоречие между странами ЕС, намекая, что "есть страны лучше, а есть хуже". На саммите в Самаре президент Путин сказал, что Россия уважает Европейский Союз. Но у ЕС существуют проблемы с новыми странами. Но тогда председатель Еврокомиссии Баррозо и канцлер Германии Маркель сказали: "Господин Президент, Вы ошибаетесь. Это полноценные страны - члены ЕС, и у нас с ними проблем нет. Нет плохих и хороших стран и нет попыток шантажа отдельных стран. Вы или ведете переговоры с ЕС, или не ведете переговоров вовсе".

Польше, безусловно, не заинтересована в том, чтобы и дальше были какие - то проблемы или хлопоты в торговле. И, несмотря на то, что Россия пыталась убедить Европейский Союз в том, что поляки являются русофобами, это оказалось неправдой. Поляки очень любят русских, мы также являемся славянами, у нас схожее видение мира. У нас схожие кулинарные вкусы: мы любим мясо, любим водку. Поляки увлечены великой российской культурой. Но поляки не позволят игнорировать себя и не позволят, чтобы кто - то ставил под сомнение наше право на самоопределение.

Юрий Школяренко

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5151
 0,1537
0,39
EUR
1
42,3641
 0,1331
0,31

Курс обміну валют на вчора, 10:38
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3548  0,05 0,13 39,9060  0,06 0,14
EUR 42,1852  0,06 0,15 42,9444  0,06 0,15

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4450  0,24 0,62 39,4700  0,24 0,60
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес