Фінансові новини
- |
- 13.10.24
- |
- 22:13
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Oлимпэкс Лтд: Жирное золото - новое название украинского подсолнечника
11:04 01.11.2001 |
К концу октября уборка семян подсолнечника в Украине была завершена. По данным Минагрополитики, валовой сбор семян в бункерном весе составил 2,4 млн. т без учета частного сектора производителей с 2483,5 тыс. га при урожайности 0,97 т/га. Мы считаем, что реально урожай подсолнечника в Украине в 2001 г. составил примерно 2 - 2,1 млн. т, и, как и в предыдущих пусках нашего бюллетеня, основываем свой пессимистичный прогноз на снижении уборочной площади, реально низкой урожайности посевов, значительной потере семян во время уборки и в послеуборочный период, а также в крайне низком предложении семян на рынке для данного времени года.
Большее значение имеет не столько конкретная цифра собранного урожая, а факт снижения валового сбора более чем на 1 млн. т по сравнению с прошлым годом. Этот факт явился ключевой причиной стремительного роста внутренних цен на семена в начавшемся сезоне и отсутствии обычного сезонного минимума цен по окончанию уборки. Цены начали расти уже в начале уборки, как только стали поступать первые тревожные сигналы с полей. Перерабатывающие компании, имея свои планы по объемам закупок и не видя реального увеличения предложения подсолнечника с ходом уборки, были вынуждены увеличивать свои закупочные цены с целью поддержать высокий уровень закупок семян еще в начале сезона.
Мы считаем, что основной причиной относительно низкого предложения семян подсолнечника на украинском рынке в начале сезона является комбинация двух факторов: резкого падения валового сбора и неактивной реализации семян сельхозпроизводителями в надежде на дальнейший рост цен. Имея опыт прошлых лет, аграрии будут реализовывать семена небольшими партиями, используя его как своеобразный "кошелек", из которого будут выниматься деньги лишь на текущие нужды, с пиком в период предверия весенних полевых работ.
В условиях перспективы развития острого дефицита семян подсолнечника на внутреннем рынке в нынешнем сезоне украинский рынок подсолнечника все больше из рынка товара превращается в рынок компаний, что выражается в усиленении конкуренции между покупателями, от чего в конечном итоге страдают потребители. В принципе, данная тенденция характеризует все сырьевые аграрные рынки Украины, когда ценообразование начинает меньше отталкиваться от баланса спроса - предложения, входя в зависимость от маркетинговой политики крупных компаний по завоеванию рынков. Вспомним рынок зерна, когда ряд крупных западных компаний фактически контролируют и экспорт зерна, и даже активно влияют на внутренние цены на него. Данная ситуация объективна ввиду отсутствия эффективных альтернативных рынков сбыта продукции и вообще - ввиду неразвитости рыночной инфраструктуры в стране.
Учитывая, что мощности всех украинских предприятий способны переработать 3,5 млн. т семян подсолнечника в год, а нынешнего урожая хватит на загрузку лишь 55 - 60% существующих мощностей, крупные предприятия будут стараться предложением более высоких цен "перетянуть" на себя большие объемы семян. Тем более, что более высокий выход масла на этих предприятиях и налаженная система сбыта продукции позволяют им закупать семена по более высоким ценам.
Напомним, что первым этапом политики завоевания рынков для перерабатывающих предприятий масложировой промышленности стало лоббирование введения экспортной пошлины на семена подсолнечника и запрета давальческих схем при экспорте семян. Сейчас мы видим мощную ценовую конкуренцию при закупках. Вероятно, следующим этапом может стать откровенная борьба между самими переработчиками, и первыми ее "жертвами" могут быть намечены мелкие перерабатывающие предприятия и сельские маслобойки, которые сейчас составляют значительную конкуренцию крупным предприятиям как в отношении закупки сырья, так и в отношении реализации произведенного масла, особенно на рынках. Украинские потребители до сих пор предпочитают более дешевое нерафинированное подсолнечное масло, и задача крупных переработчиков - научить потребителей покупать более качественное рафинированное и фасованное подсолнечное масло. Тем более, что подобные продукты, имеющие добавленную стоимость, приносят их производителям куда большую прибыль, чем торговля сырьем.
В этой связи усиление конкуренции между переработчиками может вылиться лоббирование обязательной сертификации готовой продукции и предприятий, ее производящих. Таким образом, мелкие маслобойки, не способные производить высококачественную продукцию, будут вынуждены либо прекратить существование, либо уйти в тень. Второе вероятнее. Здесь же возможно введение новых ГОСТов на подсолнечное масло и продукты его переработки, увеличение пошлин на ввоз других растительных масел и снижение пошлин на импорт семян подсолнечника и на другие масличные и т. д. Последнее - дело отдаленной перспективы, однако, мы уверены, что, например, для резкого увеличения производства мяса в стране без импорта и переработки соевых бобов Украине не обойтись.
Высокие внутренние цены на подсолнечное масло заставляют производителей маргаринов и майонезов искать альтернативные источники сырья. Мы уже писали о том, что, по нашему мнению, в 2001/02 МГ быстрыми темпами начнет развиваться импорт тропических масел. Так, в 2000/01 МГ (сентябрь - август) в Украину было импортировано около 65 тыс. т пальмового масла. В то же время, по данным ряда источников, только в течение сентября - октября 2001/02 МГ импорт пальмового масла достиг 16 - 20 тыс. т. Напомним, что согласно Закону Украины "О госрегулировании импорта сельскохозяйственной продукции", импортная пошлина на пальмовое и кокосовое масла составляет 0%, в то время как, например, соевое и рапсовое масла облагаются пошлиной 30%, а подсолнечное - и того больше - 50%.
Вероятно, в нынешнем сезоне подмешивание некоторых количеств пальмового масла при производстве маргаринов станет обычной практикой.Аналогично ситуация развивается и в Европе, где вообще широко распространена практика смешивания растительных масел (в условиях широкой интеграции региона в мировые товарные рынки). Этим обеспечивается стабильность работы предприятий, перерабатывающих растительные масла и производящих потребительскую продукцию, и ценовая стабильность, а значит, стабильность потребления готовых пищевых продуктов.
Украинские переработчики сейчас очень заинтересованы в экспорте масла, формируя свою политику в закупке семян исходя из перспективы значительного роста мировых цен на подсолнечное масло в 2001/02 МГ. Экспорт масла позволил бы им поддержать падающие внутренние цены на подсолнечное масло и таким образом улучшить нынешнюю невысокую маржу на переработке семян. Однако, в настоящее время экспорт подсолнечного масла из Украины развивается крайне неактивно, реализация масла предприятиями происходит преимущественно на внутренний рынок, который после дефицита и высоких цен на масла прошедшим летом все еще остается относительно ненасыщенным. Но даже при этом реализация сталкивается с проблемами, вызванными низкой прибыльностью внутренних операций, падением цен и т. д. В условиях вялого экспортного спроса внутренние цены на масло могут снизиться до уровня 2700 грн./т с НДС, EXW (по сравнению с нынешними 2860 - 2880 грн./т), что, по нашему мнению, заставит многих переработчиков просто приостановить дальнейшие закупки семян. Произведенные объемы масла могут быть потихоньку распроданы к началу декабря, когда предприятия пищевой промышленности начнут активные закупки масла в предверии увеличения новогоднего спроса на маргарины и майонезы, после чего закупки подсолнечника возобновятся.Тем не менее, надежды перерабатывающих предприятий на экспорт масла в ближайшей перспективе нам кажутся не такими уж и безоблачными. Прежде всего, ввиду четко прослеживаемой тенденции перехода европейских потребителей сырого подсолнечного масла на другие, более дешевые и главное - более доступные виды растительных масел.
Таким образом, спрос реагирует снижением на рост цен. В настоящее время экспортные контракты на украинское подсолнечное масло заключаются редко, ввиду низкой маржи между уровнем мировых цен (или экспортных цен спроса на украинское подсолнечное масло) и уровнем цен внутреннего рынка. И первая причина такой ситуации - высокие внутренние цены на подсолнечник. Экспортные цены спроса на украинское подсолнечное масло сейчас не превышают $448/т FOB порты Черного моря или $425/т (в гривнях) CPT порты Черного моря, да и то предложения как выставляются, так и обсуждаются нечасто.
В то же время, по данным собственного ценового мониторинга, закупочные цены на семена подсолнечника крупных предприятий (и их поставщиков) уже превысили 1250 грн./т с НДС, EXW. Однако, недавние темпы роста цен существенно снизились и, вероятно, в ближайшее время цены сохранятся на указанном уровне. Аргументом в пользу стабилизации цен могут служить накопление крупными предприятиями объемов подсолнечника в несколько десятков тысяч тонн, что позволит им некоторое время стабильно работать, и продолжающееся снижение внутренних цен на сырое подсолнечное масло.
Возможно, период стабильных цен на семена подсолнечника будет недолгим. Потребность в новых закупках семян неминуемо возникнет уже в конце ноября, отчего переработчики вынуждены будут опять включиться в ценовую гонку. Мы прогнозируем, что уже в скором времени внутренние цены на семена подсолнечника привысят уровень мировых цен (мы имеем ввиду цены европейского рынка), что является одним из аргументов в пользу нашего следующего прогноза - развития экспорта масла в страны СНГ, способные платить более высокие цены.
Не имея активного выхода на западные экспортные рынки и продолжая закупать сырье для переработки, украинские перерабатывающие предприятия будут уделять большее внимание рынкам стран СНГ и особенно внутреннему рынку. Среди первых перспективными являются лишь Беларусь и Россия. Беларусь, не имея собственных сколь - либо существенных ресурсов семян масличных, вынуждена зависеть от импорта растительных масел и уже сейчас предлагает за украинское масло $465 - 470/т DAF Украина - Беларусь.
Россия же в этом году собрала такой же плохой урожай подсолнечника, как и Украина, что в условиях стабильного роста производственных мощностей пищевой промышленности в этом государстве и резкого увеличения потребности в сырье для обеспечения их работы неминуемо приведет к росту цен и спроса на подсолнечное масло на внутреннем рынке России и подстегнет его импорт с Украины. Кстати, российские потребители растительных масел в условиях традиционной нехватки отечественного сырья более лояльно относятся к потреблению других, кроме подсолнечного, видов растительных масел и пищевых продуктов из них, поэтому от баланса привлекательности импорта украинского подсолнечного и ввоза других растительных масел в Россию также будут зависеть перспективы украинского экспорта в Россию. Но мы верим, что пока серьезных альтернатив украинскому подсолнечному маслу для российских импортеров нет. Таким образом, мы считаем, что в ближайшей перспективе Беларусь и Россия будут основными экспортными рынками сбыта украинского подсолнечного масла.
Что касается внутреннего рынка, то, очевидно, что резервы потребления масла тут также еще есть. На ближайшую перспективу мы прогнозируем дальнейшее увеличение внутреннего предложения подсолнечного масла в связи с усиленной переработкой семян подсолнечника нового урожая, и снижение внутренних цен.
Однако, мы продолжаем настаивать, что в итоге в связи в дефицитом семян подсолнечника на внутреннем рынке и высокими мировыми ценами на подсолнечное масло в 2001/02 МГ внутренние цены на подсолнечное масло значительно превысят уровень прошлого года.
Последнее время активно появляются слухи о возможности экспортировать семена подсолнечника по неким новых экспортных схемам, позволяющим избегать (или снижать) экспортную пошлину. Речь не идет об экспорте в рамках межправительственных соглашений со странами СНГ, а об экспорте, например, в рамках целевых государственных программ по развитию экспорта (?). Даже если бы такие схемы и были бы реальными, воспользоваться ими смогло бы крайне ограниченное число компаний, и они бы не сделали погоду на экспортном рынке. И без использования подобных схем экспорт семян подсолнечника из Украины в настоящее время не развивается, что связано с его бесприбыльностью ввиду крайне высоких внутренних цен. Например, экспортный спрос на украинский подсолнечника составляет примерно $220 - 223/т FOB порты Украины, в то время как внутренние цены находятся на уровне более 1200 грн./т EXW, т. е. $226/т. Даже если учесть, что подсолнечник был куплен по более низким внутренним ценам, украинской компании, имеющей экспортный контракт, было бы выгоднее разорвать его и продать семена на внутреннем рынке.
Из других новостей. С 25 сентября 2001 г. Румыния официально ввела запрет на 3 месяца на экспорт семян подсолнечника. Правительство приняло такое решение ввиду бедного урожая подсолнечника в этой стране в 2001 г. Так, валовой сбор подсолнечника в Румынии в 2001 г. составил 650 тыс. т, что способно покрыть лишь 75% внутреннего потребления растительных масел. Экспорт остался возможен лишь по контрактам, подписанным и оплаченным до 20.08.2001 г. На этот же период отменяется взимание импортной пошлины на семена, которая составляла 30%. Однако, исходя из тяжелого финансового состояния румынской перерабатывающий отрасли, лишь 2 - 3 завода могут себе позволить импорт подсолнечника. В то же время пошлина на импорт подсолнечного масла сохранена. Исходя из этого, вероятно, в нынешнем сезоне будет активно развиваться импорт в эту страну американской сои, не без помощи Правительства США.
Турецкий урожай подсолнечника в 2001 г. также снизился до 500 тыс. т (на 23% ниже, чем в 2000 г.), что составляет самый низкий уровень производства с начала 80 - х гг. В условиях отсутствия поставок сырья для переработки в зависящую от импорта подсолнечника Турцию из Украины, России и Румынии внутренние цены на подсолнечник в Турции растут быстрыми темпами, что уже привело к росту импортных цен до уровня, превышающего $240/т C&F.
Однако, видимо, это далеко не предел для роста цен, т. к. импорт подсолнечника в Турцию в 2001/02 МГ прогнозируется на самом низком за последние 7 лет уровне. Низкий импорт семян способен вызвать серьезный дефицит подсолнечного масла на рынке Турции.
В настоящее время турецкое правительство решает вопрос запрета импорта подсолнечного масла с целью переработки и реэкспорта, а также увеличения импортных тарифов на другие виды растительных масел (с нынешних 12% для соевого, пальмового и кукурузного по сравнению с 37,2% на подсолнечное), чтобы стимулировать поступление в страну сырого подсолнечного масла.
Н. Верницкий