Фінансові новини
- |
- 20.05.24
- |
- 13:48
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Атланта Капитал": Производство подсолнечника и подсолнечного масла в Украине: отрасль которая достигла "потолка" в своем развитии
10:52 13.10.2001 |
В последние два года производство подсолнечного масла было одной из наиболее динамично развивающихся подотраслей пищевой промышленности Украины. Происходило это по ряду причин.
1. "Выгодности" подсолнечника как культуры для украинских агропроизводителей (на юге Украины для его произрастания - идеальные климатические условия).
2. Действовавшей 23% вывозной пошлины на экспорт семян подсолнечника, что заставляло производителей семян отдавать свой урожай на отечественные масложировые комбинаты.
3. Капиталовложения в масложировую отрасль, которые особенно возросли, после того как большинство МЖК было приватизировано.
4. Устойчивый спрос на подсолнечное масло, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Однако 2001 г. обещает стать на рынке семян подсолнечника и подсолнечного масла в некоторой степени переломным. Дело в том, что при всей выгодности для сельхозпроизводителей подсолнечник является культурой крайне истощающей почву. Для получения устойчивых урожаев этой культуры необходимо чтобы промежуток между посевами подсолнечника на одном и том же месте составлял не менее 7 лет, или в противном случае необходимо интенсивное применение удобрений, средств на которых у украинских аграриев не есть всегда. К тому же внутренний рынок подсолнечным маслом насыщен полностью, что же касается внешнего - то на нем подсолнечному маслу приходится конкурировать со ставшими уже традиционными для других стран маслами - соевым, оливковым, рапсовым, пальмовым и т.д. На мировые цены в нынешнем сезоне очень сильно "давит" избыток предложения пальмового масла из Малайзии и Индонезии.
Усугубляется конкуренция на мировом рынке и между основными производителями подсолнечного масла - Украиной, Россией и Аргентиной. В последнее время мировая торговля подсолнечным маслом составляет примерно 3 млн. т за сезон. Украине удалось увеличить свою долю на рынке с 6% в 1999 г почти до 15% в 2001 г., произошло это в основном за счет низких экспортных цен по сравнению с другими странами - экспортерами.
Но, "демпинговать дальше" украинские экспортеры подсолнечного масла вряд ли смогут, поскольку снижение цены на подсолнечное масло ниже уровня 280 USD/т невыгодно украинским МЖК. К тому же в нынешнем сезоне в соседней России ожидается не только хороший урожай подсолнечника, но и значительное увеличение производства масла из - за внедрения новых мощностей. Судя по всему, приостановилась имевшая место в предыдущие годы тенденция сокращения производства подсолнечного масла и в Аргентине. Таким образом, украинские "маслоделы" могут не только потерять российский рынок, но и быть "потесненными" на рынках других стран.
Все вышесказанное позволяет прогнозировать обострение конкуренции между украинскими производителями масла на внутреннем рынке где "стартовые преимущества" будут иметь производители с уже раскрученными "брендами".
Владимир Цхведиани