Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Девальвация в Центральной Азии - от валют к президентам

10:22 04.03.2015 |

Иван Преображенский, политолог, постоянный участник германо-российского форума "Петербургский диалог" и российско-польского экспертного дискуссионного клуба PL-RU

Девальвируются вслед за рублем не только валюты постсоветских республик, но и авторитет их правителей. Поэтому они так торопятся укрепить свою власть, считает политолог Иван Преображенский.

Валюты постсоветских государств дешевели в 2014 году. А в 2015 году снижение их курса, вызванное, в первую очередь, обвалом рубля, создает риски не только финансовой, но и политической девальвации. Экономическая привязка к России может дорого обойтись. Азербайджан, например, в один день девальвировал национальную валюту сразу на 33,5 процента. Однако он устоит, а вот в Центральной Азии финансовые проблемы могут превратиться в политические угрозы правящему режиму.

Таджиский сомони

Итоги парламентских выборов подводит Таджикистан. Они проходили при усиленных мерах безопасности, а точнее информационной изоляции населения, запрещено было, например, отправлять в день голосования sms. По итогам подсчета голосов, стало известно, что с огромным преимуществом (получив более 65%) победила правящая Народно-демократическая партия, лидером которой является бессменный президент страны Эмомали Рахмон. Реальная оппозиция (коммунисты и Партия исламского возрождения) в парламент вообще не попали и заявили о массовых нарушениях. О том же говорят и наблюдатели от ОБСЕ.

Зачем Эмомали Рахмону лишние проблемы с оппозицией и Западом, когда он и так обладал монополией на власть? Возможно, проблема в том, что он готовится к большим экономическим потрясениям и считает, что ему нужен парламент без единого оппозиционера, способного "мутить воду".

Таджикистан слишком тесно связан с Россией. Экономика этой центральноазиатской республики, по оценкам Всемирного банка, на 42% зависит от денег, которые переводились в прежние годы таджикскими мигрантами, работавшими в российских городах. Речь идет о сумме не менее 4 млрд долларов США, только по данным Центробанка России за 2013 год. К этому стоит добавить риск девальвации сомони. За минувший год реальный курс таджикской валюты упал более чем на 12% и на этом вряд ли остановится. И эксперты ждут дальнейшей девальвации.

Что в итоге получается? Страна в целом заметно обеднеет уже к 2016 году. Снизится покупательная способность тех, кто постоянно живет в Таджикистане, и одновременно, из-за падения курс рубля, в страну вернутся сотни тысяч, если не миллионы безработных мужчин. Места себе они не найдут, а радикалов, к которым можно примкнуть, в таджикской политике хватает. И тогда режим Рахмона может зашататься. Тем более, что, изгоняя из парламента реальную оппозицию, он сам перекрывает клапан для отвода недовольства в политическое русло.

Казахстанский тенге

Казахстан идет по тому же пути. Мало кто сомневается, что вслед за досрочными выборами главы государства произойдет и девальвация казахстанского тенге, слухи о которой ходят с декабря 2014 года. Голосование, как неожиданно объявил жителям Казахстана их президент Нурсултан Назарбаев, пройдет 26 апреля. В победе действующего руководителя никто не сомневается.

В отличие от таджикских финансовых властей, казахские "обваливали" родной тенге еще в начале 2014-го. Но эффект от этой плановой девальвации уже исчерпан. Рубль ослаб настолько, что жители приграничных казахстанских регионов радостно ездят за покупками в Россию: там все дешевле.

Приходится даже запрещать ввоз отдельных видов продукции из России. Так что неудивительно, что аналитики S&P полагают, что Национальный банк Казахстана (НБК) допустит постепенное обесценение тенге или сам проведет новую плановую девальвацию, чтобы адаптировать экономику к дешевой нефти и падению курса российской валюты.

Поможет ли это казахстанской экономике? Может быть, и нет. Но политическая власть наверняка устоит, по крайней мере, до тех пор, пока не придет время ее менять по возрастным причинам. Ведь над Казахстаном, в отличие от соседних государств, не нависает миллионная толпа нетрудоустроенных и отвыкших от жизни на родине мигрантов, возвращающихся из России.

Киргизский сом и узбекский сум

Еще две среднеазиатские республики, чьи валюты падают из-за снижения курса рубля - это Киргизия и Узбекистан. В первой стране нет жесткого автократического режима, власть там меняется с начала 2000-х годов достаточно регулярно и практически всегда - в результате внеочередных выборов, следующих за государственным переворотом. Ближайшие же "очередные" парламентские выборы предстоят Киргизии в осенью 2015 года. Доживет ли республика до них без потрясений, ведь она очень зависима от ситуации в российской экономике?

Объем валовых международных резервов Киргизии по итогам минувшего года составил 1 млрд 957,6 млн долларов. То есть, за 2014 год он упал более чем на 200 млн долларов. При том, что республика получила от своих сограждан в 2013 году сопоставимую сумму - около 2 млрд долларов, по данным ЦБ РФ. Как пишут местные СМИ, мигранты теперь массово возвращаются домой. И можно предположить, что везут с собой не только девальвацию, но и, весьма вероятно, очередную революцию.

Еще больше (около 6,5 млрд долларов) в прежние годы отправляли трудовые мигранты из России в Узбекистан. Здесь существует только черный валютный рынок, поскольку обмен иностранных денежных знаков на узбекские сумы запрещен с 2013 года. Так что и борются с падением курса национальной валюты простыми полицейскими мерами. Как рассказывают очевидцы, нелегальных "валютчиков" сгоняют с привычных для них точек работы возле больших рынков. Но проблемы это не отменяет. Даже официально узбекский Центробанк признает, что в стране идет постепенная девальвация. Курс сума к концу 2015 года может опуститься больше чем на четверть.

Это значит, что в стране возникнет такая же сложная ситуация, как в Таджикистане. Возвращение более 2 млн трудовых мигрантов из России совпадет по срокам с резким снижением покупательной способности населения. И это вполне может привести к росту недовольства президентом Исламом Каримовым, который намерен переизбраться на пост президента 29 марта.

Таким образом, над Центральной Азией нависла угроза социального взрыва. В наилучшем положении богатый Казахстан и Киргизия, уже привыкшая к сменам власти. А вот ситуация в Узбекистане и Таджикистане практически непредсказуема: слишком долго они жили при жестких авторитарных режимах, уничтожающих даже намек на оппозиционность.

За матеріалами: Deutsche Welle
 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес