Фінансові новини
- |
- 24.11.24
- |
- 08:01
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Центробанк России удержит повышенные процентные ставки, жертвуя экономическим ростом ради финансовой стабильности
13:01 14.03.2014 |
Петр Власов, Павел Сморщков
Увеличение ключевой ставки Центробанка снизит доступность кредитных средств для предприятий реального сектора и будет препятствовать экономическому росту. Некоторые предприятия уже ощутили рост стоимости заимствования, остальные в ожидании. Правда, понижение ставки Центробанком не приведет к обратному эффекту, считают банковские аналитики. В нынешних условиях банкам не выгодно расширять корпоративное кредитование. Игра на валютном рынке более прибыльна.
Пытаясь противостоять атаке на рубль, вызванной кризисом в русско-украинских отношениях, 3 марта Банк России неожиданно до 7% с 5,5% повысил свою ключевую ставку, являющуюся ориентиром стоимости рефинансирования Центробанком коммерческих банков.
Чем грозит повышение ставок
Удорожание денег для банков, а значит, и для предприятий реального сектора, теоретически снижает инфляцию, к чему в первую очередь и стремится ЦБ, но и отрицательно сказывается на количественном росте экономики. А с этим в России дело и так обстоит неважно. В 2013 году рост ВВП здесь составил всего 1,3%, снизившись с 3,4%, наблюдавшихся в 2012-м. Официальный «рабочий» прогноз на текущий год - и так невеликие 2,5% - вряд ли будет достижим. Это признало и Министерство экономического развития. В феврале его глава Алексей Улюкаев не исключил, что рост составит 2%. А сам Центробанк ожидает цифр 1,5-1,8%.
Неудивительно, что Банк России критиковали за то, что он недостаточно «чуток» к потребностям реального сектора и не снижает своих ставок, с самого прихода на пост главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной летом 2013 года. С их повышением вербальное давление на Центробанк возобновилось, как со стороны властей, так и некоторых независимых экспертов.
К этому подключился и Совет Федерации (СФ), ненадолго отвлекшись от выдачи различных разрешений президенту России. Так, 7 марта заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам, член Национального совета по обеспечению финансовой стабильности Николай Журавлев призвал Банк России стимулировать банковский сектор кредитовать экономику. «Полагаю, что повышение Банком России ключевой процентной ставки должно носить кратковременный характер, так как в противном случае оно вызовет рост стоимости заимствований для российских граждан, предприятий, банков, органов государственной власти и приведет к снижению доступности кредитов. - заявил сенатор. - С учетом кризиса доверия на межбанковском рынке, увеличения дисконтов по операциям с ценными бумагами необходимо расширить инструменты рефинансирования банков под рыночные активы, в том числе с увеличением сроков такого финансирования».
«Хотя повышение ключевой ставки и анонсировалось, как краткосрочная мера, в долгосрочном плане это повышение однозначно отразится на промышленных предприятиях. - уверен директор московского филиала Энерготрансбанка Павел Сакадынский. - Падение промышленного производства в январе составило 1% к предыдущему месяцу, сальдированная доналоговая прибыль (прибыль минус убыток) снизилась на 14,3%, откуда предприятиям проценты за кредит платить? Это ударит по традиционно закредитованным отраслям, а именно - строительству, операциям с недвижимостью, сельскому хозяйству, оптовой и розничной торговле, электроэнергетике».
Воздействие на стоимость кредитов
Для некоторых тревожные звоночки уже прозвенели. «Нервозная ситуация на финансовом рынке, происходящая в последнее время, также оказывает негативное влияние и на нашу деятельность. В силу негативных ожиданий на рынке некоторые наши банки-партнеры за прошедшую неделю скорректировали свои ценовые параметры, увеличив стоимость заимствований на 1,5%. - отмечает директор по экономике и финансам Архангельского целлюлозно-бумажного комбината Олег Губин. - Изменение стоимости заемного капитала и непредсказуемость финансовых партнеров по дополнительным обязательствам может негативно сказаться на реализации инвестиционной программы предприятия на горизонте в 2-3 года. А эта программа подразумевает серьезную реконструкцию и модернизацию производства и превышает 15 млрд рублей до конца 2017 года, более половины которых должны быть заемными».
Решение Центробанка может усилить общую тенденцию снижения доступности кредитов в последнее время. «Как ориентиры по стоимости кредитных ресурсов мы используем такие бенчмарки, как MIACR и MOSPRIME» - указывает финансовый директор ГК ЭФКО (агропромышленный холдинг) Алексей Гаврилов. При этом, согласно данным Центробанка, фактические однодневные и недельные ставки межбанковского рынка MIACR и MOSPRIME с начала года (9 января) выросли на 2-2,6 п.п. «За последнее время реальные ставки, по которым банки готовы кредитовать АПК, выросли с 11 до 12-14%, при том, что рентабельность российских агропромышленных компаний не превышает 10%. - жалуется управляющий директор агробизнеса «Базового Элемента» Андрей Олейник. - Максимальный срок выдачи кредитов - 5 лет, но к заемщикам, которые обращаются за кредитами на 5 лет, предъявляются очень жесткие требования по залогам. В итоге чаще всего выдаются кредиты на 3 года, а это ни туда, ни сюда, потому что средний срок реализации инвестпроектов в АПК - 8 лет».
Тем не менее, еще не все предприятия столкнулись с ужесточением условий кредитования из-за последнего повышения ставок ЦБ, поскольку крупные кредитные договоры заключаются на более длительный срок. «Мы работаем с крупнейшими банками России и Европы и используем как годовые, так и долгосрочные - пяти- и семилетние кредиты, в том числе находим общее понимание о ликвидности сырьевого залога. Ставка же рефинансирования ЦБ последние несколько лет служит скорее неким индикатором для рынка». - рассказывает Гаврилов. «К нам как к заемщику пока не было ни одного обращения или уведомления об увеличении ставки кредитования. - сообщил представитель ГК СУ-155. - На текущий момент у группы компаний проблем с финансированием через получение кредитования, пожалуй, нет».
Наиболее уязвимыми окажутся небольшие компании, имеющие дело со средними банками. «В первую очередь повышение ставки по кредитам коснется средних и мелких банков, возможности которых на межбанковском кредитном рынке ограничены. - поясняет ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев. - В то время как у крупных банков сохранится относительно более легкий доступ к фондированию». «Механизм здесь следующий - для госбанков, под залог ценных бумаг, ЦБ предоставляет ликвидность под 7,8% годовых. - подсчитывает Сакадынский. - Эти средства банки передают промышленности, так как межбанковский рынок в коме из-за кризиса доверия. Но для средних банков, из-за постоянного отзыва лицензий, инвесторы тоже требуют премию за риск в размере не менее 2 процентных пунктов - они тоже кредитуют своих клиентов выше».
«Через две недели мы будем договариваться с нашими банками о новых кредитах. Пока у нас старые, примерно под 13%. Но я знаю компании, которые вынуждены соглашаться под 16-18%, потому что берут не у «топовых» банков, не в Сбербанке или ВТБ, у которых очень жесткие требования к залогам, и большие суммы должны быть. У нас просто хорошие связи с банком, нам «по дружбе» дают маленький процент. - рассказывает представитель ГК «Физтех» (производство и реализация бытовых и промышленных весов). - Мы узнаем, повысят ли нам ставки, только когда конкретно будем с ними говорить».
Но со временем влияние ужесточения монетарной политики может коснуться всех. «Понятно, что кредиты будут дорожать после этого решения Центробанка, которое ничем объективно не обосновано. - считает президент Ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин. - Вместо снижения ставки Центробанк движется в обратном направлении, что негативно скажется на конкурентоспособности российской экономики. Эффекта еще мы не ощутили, но если посмотреть чуть вперед, то, естественно, эффект будет, и будет негативным. Расходы на уплату процентов по кредитам сегодня являются, может быть, даже статьей номер один в сельхозмашиностроении, которая увеличивает себестоимость продукции. При обороте 16 млрд рублей в год «Ростсельмаш» всегда должен банкам порядка 5 млрд. Удорожание на один процентный пункт снимает 50 млн рублей. Вот эти деньги надо вычесть из тех денег, которые мы вкладываем в развитие».
«Одумается» ли Центробанк
В самом ближайшем будущем Центробанк навряд ли коренным образом изменит свою монетарную политику, тем более что падение рубля продолжается. Так, по официальному курсу 12 марта национальная валюта поставила очередной рекорд слабости относительно бивалютной корзины ЦБ. «Центробанк России может принять дополнительные меры для борьбы со спекуляциями на валютном рынке, а решение по повышению процентной ставки может быть пролонгировано на заседании Банка России 14 марта, несмотря на негативные последствия с точки зрения увеличения стоимости кредитов и угрозы экономическому росту». - считает начальник аналитического управления УК «Русский стандарт» Сергей Суверов. По его мнению, потенциал ослабления рубля не исчерпан, и Центробанк будет пытаться его удерживать процентными ставками, пытаясь сэкономить на валютных интервенциях. «Однако даже если резких изменений на валютном рынке не будет, ожидать быстрого сворачивания экстренных мер ЦБ, на наш взгляд, не стоит. - указывают аналитики «Райффайзенбанка. - Опыт других стран (как и самой России) показывает, что они в случае успешности длятся, по крайней мере, несколько месяцев». Тем более что украинский кризис продолжается. Поэтому возможно введение ЦБ дополнительных мер для защиты курса, если произойдет новый виток эскалации конфликта на Украине, не исключают в Райффайзенбанке.
Торможение экономического роста из-за поднятия ставки сейчас менее болезненно, чем всеобщая финансовая дестабилизация, полагает эксперт MFX Broker Юрий Прокудин.
«Действия ЦБ были нацелены на обеспечение финансовой стабильности. Сегодняшняя ставка - вполне адекватная реакция ЦБ на существующую экономическую ситуацию. - считает заместитель председателя правления Росбанка, глава блока клиентских отношений и инвестиционного банкинга по России и странам СНГ Societe Generale Corporate and Investment Banking Илья Поляков. - Безусловно, для кредитной системы в целом это не является благоприятным, но временный характер меры указывает на то, что регулятор намерен в ближайшем обозримом будущем вернуть ставку к прежнему уровню. Это, возможно, вопрос нескольких месяцев и геополитических условий».
Поможет ли снижение ставок
Но не факт, что гипотетическое снижение ставок Центробанка способно серьезно воздействовать на экономический рост, поскольку не обязательно вызовет удешевления кредитования, по крайней мере в данный момент. В экономической науке описан «эффект храповика», в самом общем смысле это когда усиление какого-то фактора ухудшает ситуацию, но обратное ослабление этого неблагоприятного фактора ее не улучшает.
«Если ЦБ будет предоставлять ликвидность по низким ставкам в тех же объемах, которые вроде бы требуются банкам, то вся эта ликвидность будет финансировать отток капитала и все равно не пойдет ни на какие предприятия, потому что ожидания по валютным курсам таковы, что валютные операции оказываются более выгодными». - считает аналитик БКС Ольга Найденова.
Корпоративное кредитование - один из самых низкомаржинальных сегментов, который только возможен, и существует в привязке к оказанию целого комплекса финансовых услуг, включая ведение корпоративных счетов, и только весь этот комплекс может объяснить относительно низкие ставки, которые существуют по корпоративному кредитованию, отмечает Найденова.
«К сожалению, в этой ситуации Центральный банк уже мало что может сделать для стимулирования роста. Это проблема структуры экономики, отсутствия драйверов роста, качества институтов, доверия к судам, отношения к правам собственности. Банки не готовы давать более низкие ставки при существующих рисках, сложившихся в экономике. Существенной возможности для снижения я там не очень вижу», заключает аналитик.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :