Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Лесть - как инструмент карьериста

12:56 09.11.2007 |

Кто любит льстецов? Да никто! Ни один руководитель не признается, что лицемерное восхищение подчиненных ему приятно. А между тем практика показывает, что грамотная лесть не только помогает подобрать ключик к сердцу босса, но и получить собственный начальничий кабинет.

HR - специалист Алина Шевелева ценность лести осознала давно. Она рассказала "Деньгам", что впервые уяснила для себя ее выгоды еще в институте: "Во время экзамена в ответ на вопрос преподавателя о моем хорошем настроении я ляпнула известную фразу "Экзамен у Вас - для меня всегда праздник!". К моему удивлению, он засмеялся, взял зачетку и поставил "5", хотя билет я рассказала только до половины".

Теперь девушка трудится начальником отдела кадров в одном из крупных коммерческих банков. Она уверена, что ее карьера не была бы столь успешной и стремительной без умения делать комплименты. "К примеру, мое последнее назначение я связываю с тем, что сумела наладить хорошие отношения с предыдущей начальницей, которая и порекомендовала меня на эту должность вышестоящему руководству", - объясняет Алина.

Ничего зазорного в лести девушка не видит. "Ну что плохого в том, что я замечаю в людях хорошее и говорю об этом? Разве сложно отметить, что главбух сделала новую прическу, а руководитель управления принял правильное решение? И человеку приятно, и рабочие отношения становятся какими - то более теплыми", - рассуждает Алина.

Если человек делает комплимент, значит, он чего - то от меня хочет - зачастую думаем мы. Зато тех, кто высказывает резкую критику, мы, напротив, считаем честными и открытыми людьми. "Между тем, сказать что - то хорошее намного сложнее, чем раскритиковать в пух и прах. Я бы даже сказала, что умение делать комплименты является ценным коммуникативным навыком, наличие которого необходимо для успешного построения карьеры", - комментирует психолог Наталья Трушина.

Тем не менее, карьерному росту будет способствовать только грамотная и тонкая лесть. Значительно чаще встречаются истории, иллюстрирующие негативное влияние подхалимажа на карьеру.

Неблагодарное это дело...

Танечка работала в бухгалтерии крупного торгового предприятия и очень стремилась к повышению. Поскольку кроме нее в отделе было еще четыре таких же сотрудницы, девушка решила пойти, как ей казалось, самым хитрым путем. Она всячески пыталась угодить главному бухгалтеру, сама вызывалась приготовить ей кофе (хотя в коллективе это было не принято), к месту и не к месту дарила начальнице небольшие подарки. Доходило до смешного: девушка презентовала главбуху сувенир на День Конституции. А картина "Танечка с подносом, несущая кофе" стала объектом для шуток всего коллектива. Развязка наступила неожиданно. Когда высшее руководство приняло решение сократить штат бухгалтерии, под сокращение попала именно Танечка.

"Лесть не должна нарушать личностные границы человека, то есть не должна быть слишком навязчивой. Иначе руководитель постарается дистанцироваться, а то и вовсе избавится от навязчивого подчиненного", - объясняет Наталья Трушина.

Похожая ситуация произошла с Ольгой, сотрудницей страховой компании. Только здесь девушка решилась на увольнение самостоятельно. Дело в том, что начальник Ольги благосклонно принимал ее "заботу", ему это очень даже нравилось, но повышать ее не планировал. Постепенно обязанности девушки, специалиста по возмещению ущерба, стали больше похожи на обязанности личного секретаря: с утра приготовить шефу кофе, принести ему свежую прессу, разобрать его почту и так далее. Когда стало ясно, что просвета не будет, Ольга уволилась.

Перед тем как решиться на построения карьеры "через лесть", стоит объективно оценить свои шансы. Только очень мнительный или тщеславный начальник станет повышать сотрудника исключительно за подобные заслуги.

Подхалимаж может способствовать карьерному росту, считает психолог Кристина Твердохлебова, но только в том случае, если руководитель предпочитает получать от сотрудника не денежную выгоду, эквивалент вложенного труда, а выгоду личную - эмоциональную, психологическую. "К счастью, в начальники, как правило, попадают люди достаточно сознательные, которые не ставят на одни весы эмоции и прибыль. Поэтому эффективная работа плюс принесенная компании прибыль - и босс оценит работу сотрудника по достоинству", - говорит психолог.

Против всех

Денис работал на должности аналитика в одном из банков около двух лет. Он был ничем не примечательным работником, и каких - либо карьерных изменений в ближайшее время ему не светило. Когда изменился начальник управления, начались агрессивные чистки. Большинство руководителей отделов были уволены. Какое - то время отдел, в котором трудился Денис, существовал вообще без начальника.

Сотрудниками политика нового руководителя резко осуждалась, многие начали увольняться "по собственному желанию". Единственным, кто не ушел в оппозицию, оказался Денис. Он регулярно записывался на прием к руководителю управления, делился "проблемами коллектива" и, в итоге, стал не только начальником отдела, но и правой рукой босса. Его зарплата выросла с $800 до $1300 в месяц. Правда, должность, полученная таким путем, не принесла Денису желаемого уважения коллег. Более того, многие из тех, кто стал его подчиненными, довольно скоро приняли решение сменить работу.

"Подхалимаж рискован тем, что уважать такого сотрудника коллеги однозначно не будут. А его работа, сколь бы талантливо она не была выполнена, не получит достойной оценки, так как окружающие спишут все на тот самый подхалимаж", - считает Кристина Твердохлебова.

Правда, и здесь возможны варианты. Если не сосредотачиваться исключительно на шефе, а "распылить" свое обаяние и на коллег, и на подчиненных, можно не только заработать баллы в глазах руководителя, но и укрепить свои позиции внутри коллектива.

"Действительно, главным риском для льстеца является негативная оценка коллективом. Но если человек умеет устанавливать приятные отношения, он вполне может дружить и с боссом, и с остальными сотрудниками, его будут уважать и воспринимать позитивно", - уверена Наталья Трушина.

Лесть - дело тонкое

Всем приятно слышать о себе что - то хорошее, и нет ничего зазорного в том, чтобы говорить людям это "хорошее". Первый и главный принцип грамотного подлизы - хвалить то, что по - настоящему нравится. На самом деле, человек очень тонко чувствует, где искренняя похвала, а где - грубая лесть, уверяет Наталья Трушина. "К примеру, если начальник принял неправильное решение, не стоит ему говорить, что оно было гениальным. Зато можно отметить, что он принял это решение быстро, как того требовала ситуация. В общем, в любом случае можно найти, за что человека искренне похвалить", - считает психолог.

Но лесть может выражаться не только словами. Так сказать, продвинутый уровень - это невербальная лесть. Любому человеку приятно чувствовать себя важным и интересным. Чтобы дать руководителю эти ощущения, не обязательно с утра до вечера об этом твердить, достаточно проявить к нему интерес и уважение. "Очень многие шефы страшно любят давать советы, а если за ними эти советы еще и конспектируют - о - о - о!.. Это бальзам на исстрадавшуюся начальничью душу", - подсказывает Кристина Твердохлебова.

Главная ошибка льстецов заключается в том, что они, как правило, делают ставку на комплименты внешности начальника. Особенно этим злоупотребляют подчиненные женщин - руководителей. И, действительно, многие зрелые дамы питают слабость к такого рода комплиментам. Однако большая часть руководителей, особенно молодых или среднего возраста, настороженно относятся к восклицаниям в стиле "Какой у Вас замечательный костюм, Петр Петрович!". Вполне вероятно, что Петр Петрович даже захочет избавиться от несдержанной подчиненной, дабы себя не компрометировать.

Психологи советуют подбирать ключик индивидуально, ведь у каждого человека есть свое слабое место, которое и требует тщательной "обработки". Тем не менее, самыми уместными на работе являются комплименты, посвященные профессиональным качествам. Признание достижений, во - первых, выглядит вполне достойно, во - вторых, приятно любому руководителю.

Кстати, о достоинстве. Если руководитель любит, чтобы перед ним унижались - это клиника. От такого начальника следует поскорее сбежать. Нормальному человеку приятно получать комплименты от равного собеседника. "Люди подсознательно чувствуют отношение к ним окружающих. Если будете бояться, унижаться и по - собачьи заглядывать в глаза - не видать повышения как своих ушей. Если удастся выстроить уважительные с обеих сторон отношения, считайте, что добились успеха", - говорит Кристина Твердохлебова.

И, последнее: не стоит всецело рассчитывать на силу лести. Повышение, полученное таким путем - сомнительное достижение. Рано или поздно появится необходимость доказать свое соответствие занимаемой должности, и тут пригодятся профессиональные качества. А если их нет, никакая лесть не поможет.

Правила хорошей лести

1. Хвалите то, что действительно нравится.

2. Используйте косвенные комплименты: искренне интересуйтесь человеком, спрашивайте совета, прислушивайтесь к нему.

3. Не злоупотребляйте комплиментами, относящимися к внешности начальника. Сосредоточьтесь на его деловых качествах.

4. Не унижайтесь. Подобострастие вызовет скорее неуважение, нежели хорошее отношение со стороны начальника.

5. Не будьте навязчивы. Обилие комплиментов насторожит даже самого тщеславного человека.

Как угодить?

Как найти подход к разным типам руководителей

Тип руководителя Чего не стоит делать Что ему польстит
Молодой и амбициозный self - made руководитель, независимо от пола Не заискивайте. Человек, самостоятельно достигший успеха, в первую очередь оценит профессиональные качества и наличие амбиций, подкрепленных желанием работать Потешить его самолюбие можно проявлением уважения к нему, как к руководителю и профессионалу. Кроме того, руководитель такого типа особенно ценит готовность сотрудника к любой работе
"Динозавр" советского периода Не вступайте с ним в спор. Он крайне консервативен и уверен, что существует всего два мнения: его и неправильное Спрашивайте его советов. Руководитель такого типа особенно комфортно чувствует себя в роли наставника
Дама бальзаковского возраста Не берите на себя обязанности ее "личного секретаря". Рискуете увязнуть в этой роли надолго Рассмотрите в ней не только грамотного руководителя, но и женщину. Начальник такого типа падок на комплименты по поводу внешности
Тщеславный карьерист Не рассчитывайте на 100% отдачи. "Карьеристу" нравится окружать себя льстецами, но он не считает нужным давать что - то взамен Хвалите его, хвалите! Не важно, за что. Он всегда будет уверен, что им восхищаются искренне

Итого:

Лицемерное восхищение начальником вряд ли поможет сделать карьеру. Искренняя же похвала - это не лесть, а комплимент, важнейший инструмент в деле построения карьеры.

За матеріалами: Деньги.ua
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес