Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 21:58
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Советы консультанта: А вы консультабельны?
10:29 11.10.2006 |
Как - то я вел переговоры с руководителями крупного промышленного предприятия. Обсуждалась программа консультационных работ. Кто - то из них прочитал книгу о сбалансированной системе показателей. И мои собеседники предложили: поставьте нам эту систему. "А почему вы думаете, что она решит все ваши проблемы?" - спросил я. "Ну как же, она контролирует исполнение", - последовал ответ. Руководители завода были совершенно уверены, что определять цели и ставить задачи они умеют практически безупречно. Просто сотрудники почему - то целей не разделяли, а поставленных задач не выполняли. "Надо заставить людей выполнять задания", - считали топ - менеджеры.
Пришлось напомнить, что, стремясь улучшить организацию в одной точке, можно ухудшить положение в других. "Вы можете просто выполнить этот заказ?" - спросили меня. Я предложил проанализировать, почему же сотрудники столь неохотно выполняют свои функции. Возник новый барьер: "Мы вам сами все расскажем". Предлагаю аналогию: "Если бы врач лечил нас лишь по нашим рассказам о своем здоровье?" Эта аналогия была отклонена, а формулировка заказа осталась без изменений.
Словом, контракт не состоялся. Ну внедрил бы я ему желаемую систему, получил бы вознаграждение и, скорее всего, благодарность. Но строго профессионально - с моей стороны это была бы халтура. Ведь даже из этого краткого диалога видно, что дело там, скорее всего, либо в мотивации, либо в определении функций, либо в подборе персонала, либо в стиле руководства, а может - во всем этом, вместе взятом.
Первый признак неконсультабельного руководителя - нежелание понять, что проблема, с которой он обращается к консультанту, часто не только не единственная, но и не главная в его организации. Более того, она не может быть качественно решена без решения тех проблем, которые ее вызывают.
Второй признак - закрытость. "Нет - нет, - говорят нам, - это конфиденциальная информация, коммерческая тайна. Как можно вам, посторонним людям, так сразу все открыть?". Такой вариант тоже практически безнадежен. Работа с хорошим консультантом требует аванса доверия ему. И если вы к этому не готовы, вы - не клиент.
Третий признак - предрассудки. Многие руководители находятся в плену стереотипов. Например, командообразование они понимают исключительно как психологический тренинг. Но укрепить отношения в команде можно только в процессе совместного решения общих задач - и прежде всего в работе над стратегией, над реальными изменениями в организации. Чрезмерная психологизация подобных задач часто приводит к разочарованиям.
И наконец, я приведу весьма распространенный пример абсолютно неконсультабельного клиента. Вглядитесь в него внимательно - не знакомы ли вам эти черты? Глава фирмы согласен изменять в организации едва ли не все, но только ничего не менять в себе. Как правило, главный источник беспорядка в таких компаниях один - приказы руководителя, который в какой - то момент ясно и четко обозначает свою позицию: "Я пригласил вас для изменений в организации, а не во мне".
Вы скажете: как же так, полно кругом консультантов, кто с энтузиазмом соглашается ставить заплатки на любые прорехи в бизнесе, совсем не интересуясь ни его сутью, ни его трудностями, легко и быстро делают то, что им говорят, не обременяя своих клиентов сложными подходами и требованиями? Что поделаешь, консультанты, как и все, бывают разные. А в вашей бизнес - среде иначе? Кто - то предлагает марочный коньяк, а кто - то гонит кислое вино. И если вы соблазняетесь последним, а скупитесь на первое или вам лишь бы выпить, то на вопрос, поставленный в заголовке, ответьте себе отрицательно.
Аркадий Пригожин,
президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению