Фінансові новини
- |
- 27.12.24
- |
- 13:44
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Ющенко и Тимошенко поделили землю
09:12 06.06.2008 |
В земельной войне, разгоревшейся в последние месяцы между Секретариатом Президента и Кабмином, наступило временное перемирие: 3 июня Верховная Рада приняла изменения в некоторые законодательные акты, регулирующие земельные отношения (закон #309 - IV), которые прямо в сессионном зале помпезно подписал глава государства. Это событие для многих наблюдателей стало полной неожиданностью. До сих пор ни Виктор Ющенко, ни Юлия Тимошенко и слушать не хотели о возможности компромисса.
По разные стороны баррикад Президента и премьера развела норма правительственного порядка проведения земельных аукционов, по которой право курировать процесс земельных продаж предоставлялось Государственному земельному агентству (структуре, подчиненной Кабмину). Виктор Ющенко встал горой за права "обиженных" местных советов, которые Юлия Тимошенко вообще оставила без прав, дабы "прекратить масштабный земельный дерибан".
Новый закон стал явным компромиссом между главой государства и правительством: в соответствии с правками, внесенными в Закон "Об аренде земли" и Земельный кодекс, продажа и аренда земельных участков должна осуществляться через аукционы. При этом право на их проведение, а также возможность заказывать документацию по землеотводу предоставляется как центральному органу исполнительной власти, курирующему земельную сферу, так и местным органам самоуправления.
ОСТАТКИ СЛАДКИ
Впрочем, от правительственного варианта правок, внесенных в земельное законодательство, осталось несколько довольно интересных норм. Вопреки изначальному положению правительственного порядка проведения аукционов, отправлявших на торги всех арендаторов, желающих выкупить участок, закон предоставил им право получить в собственность землю и вне аукциона. Если же участок все же выставлен на торги, то арендатор сможет купить его лишь в том случае, если предложит цену, аналогичную максимально предложенной в ходе торгов. Впрочем, законотворцы сделали все возможное, чтобы окончательные цены на земельные лоты не были заоблачными. В соответствии с принятыми законодательными правками, стартовая стоимость участков (и продающихся, и сдающихся через аукцион) будет определяться исходя из его нормативной денежной оценки. Если учесть, что стоимость земли пересматривается раз в семь - десять лет, то стартовая цена львиной доли выставляемых на торги наделов окажется просто смешной. Стоит ли говорить, что все это даст возможность махинаторам, связанным с устроителями аукционов, получать в аренду или собственность желаемые участки по бросовым ценам. Напомним, что согласно ранее действовавшей норме стартовая стоимость выставляемых на аукцион земельных лотов могла привязываться к уровню цен, сложившемуся на предыдущем аукционе.
С другой стороны, новый закон перекрыл весьма распространенную сейчас схему серого землеотвода, когда приближенная к власти структура получает землю в долгосрочную аренду с последующим введением ее в уставной фонд. А затем перепродает свое предприятие вместе с правом аренды на участок третьему лицу. В соответствии с внесенными изменениями арендатору запрещено продавать или каким бы то ни было иным образом отчуждать право аренды.
Однако, закрывая одну возможность для земельных манипуляций, закон тут же открывает махинаторам другую. Одной из будущих схем теневого землеотвода вполне может стать получение участков через религиозные организации. Те в соответствии с законодательными правками смогут получать земельные наделы вне аукционов. Скептики не сомневаются, что теперь богословские организации начнут плодиться, как грибы после дождя. Причем на полученных ими участках, скорее всего, будут строиться не только культовые сооружения, но и та же коммерческая недвижимость. Тем более что закон прямо не оговаривает, что именно должно быть возведено на "церковных" землях.
Кто действительно остался в накладе, так это компании, которые начали оформлять землеотвод до 1 января (до момента, когда вступило в силу требование об обязательности проведения земельных аукционов). Потратив немало сил и денег на эту недешевую процедуру, они могут встать перед необходимостью участвовать в торгах за свой участок. Вопреки рекомендациям Главного научно - экспертного управления ВР разрешить таким компаниям закончить процедуру оформления без проведения аукционов, эта норма не попала в окончательную версию законодательных правок.
ВРЕМЕННОЕ ПЕРЕМИРИЕ
Впрочем, говорить о том, что топор земельной войны между Президентом и Кабмином окончательно зарыт, пока не приходится. Ведь законодательные формулировки так и не дали четкого ответа: кто же, в конце концов, будет заказывать и проводить аукционы - местная власть или Госагзем. "Предлагая свои рекомендации редакции спорных норм правок к земельному законодательству, Президент специально избегал конкретики, чтобы не стопорить бюджетный процесс. Все проблемы, существующие в земельной сфере, могут быть урегулированы отдельными законами", - сообщил Александр Шлапак, напомнив, что в парламенте уже имеется соответствующий законопроект. В ноябре прошлого года "нашеукраинцы" Алексей Кучеренко и Василий Куйбида вместе с "бютовцем" Юрием Сербиным зарегистрировали проект изменений в некоторые законы относительно содействия строительству (законопроект #0883). Документ содержит две главных идеи. Первая - земельные участки под застройку передаются в аренду и продаются только через аукционы. Вторая - такие торги организовываются и проводятся силами местных властей.
В противовес этому своим козырем в рукаве недавно обзавелось и правительство, утвердив и направив на рассмотрение в парламент разработанный Госагземом законопроект "О государственной земельной службе". В соответствии с документом ей будут подчинены само земельное агентство, все областные, районные и городские земуправления, Государственная земельная инспекция, Государственный земельный кадастр, все земельные госпредприятия (например "Укрспецзем") и землеустроительные институты, созданные ранее под эгидой Земкомитета Украины. Прописывая полномочия новой структуры, разработчики законопроекта, похоже, перечислили все возможное, что так или иначе затрагивает земельную сферу. В задачи земельной службы по задумке авторов должны войти установление границ административно - территориальных единиц Украины, проведение земельных аукционов (в том числе и формирование стартовой цены на земельные лоты), лицензирование компаний, занимающихся земельным бизнесом, ведение земельного кадастра, проведение земельных госэкспертиз, выдача актов на землю, инспектирование всех земельных операций в стране. И, конечно же, курирование проведения земельной реформы. Контролировать же работу земельной службы, которой предоставляется статус центрального органа исполнительной власти, будет Кабмин. Стоит ли говорить, что даже если правительству удастся найти в парламенте достаточное количество "сочувствующих", чтобы принять этот закон, Президент его точно не подпишет.
На этот случай правительство уже подстраховалось, пытаясь закрепить за собой возможность контролировать, пусть и опосредованно, процесс проведения земельных аукционов по всей стране. Недавно Госкомпредпринимательства обнародовал лицензионные условия для компаний, уполномоченных проводить земельные торги. Они выписаны таким образом, что побороться за это право могут только очень крупные структуры, сравнимые, к примеру, с ГП "Укрспецзем", находящегося в подчинении земельного агентства. Местные же власти, при всем своем желании, вряд ли смогут создать под себя структуру, которая, чтобы соответствовать лицензионным условиям, откроет свои представительства во всех областях и сможет положить на собственный счет не менее 500 тыс. грн.
Татьяна Сметанина