Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

«Азовское озеро». Чем обернется российская блокада судоходства в Мариуполь и Бердянск

21:14 09.07.2018 |

 Денис ЛАВНИКЕВИЧ, Алексей КАФТАН / Депозитные ставки

Российские военные корабли в Азовском море начали массово задерживать и подолгу досматривать суда, следующие в порты Мариуполя и Бердянска. Эксперты заговорили о морской блокаде, а мы попробовали разобраться, чем это грозит предприятиям региона.

"Ответка" за "Норд"

Именно так российские СМИ рассматривают действия российских морских пограничников в Азовском море. Еще 7 июля эксперт "Майдана иностранных дел" Андрей Клименко заявил в своем блоге о том, что Россия де-факто начала морскую блокаду Украины. "Иллюстрация одной из составляющих российской технологии блокады Мариуполя и Бердянска. Продолжительность ожидания разрешения на проход Керченским проливом для судов из Мариуполя и Бердянска составляет от 7 до 88 часов вместо стандартных 1-2 часов. Средняя продолжительность задержки - 29 часов", - указывает Клименко. При этом суда, следующие из российских портов Азовского моря, в среднем проходят пограничный и таможенный досмотр за два часа.

Несколькими днями ранее Клименко по поводу действий ФСБ в Азовском море писал, что Россия ведет "сафари" на суда, заходящие в украинские порты. Каждый час простоя наносит судовладельцам ущерб в несколько тысяч долларов, что снижает эффективность использования украинских портов. "Задержания российскими пограничниками судов в Азовском море приобретают характер морского сафари от ФСБ. Такая издевательская игрушка над украинскими "терпилами". Будем и дальше тихо жаловаться в международные суды и молчать, как хочет МИД? И наблюдать, как задерживают суда все ближе к Бердянску уже не по одному, а сразу по два?" - рассуждал Клименко.

Уже 9 июля российские пограничники задержали в Азовском море семь торговых судов, которые шли в Украину. Об этом сообщила заместитель председателя Верховной Рады Оксана Сыроид. "Сегодня ФСБ России в Азовском море задержала семь торговых судов, шедших с/в Мариуполя и Бердянска", - сказала она, добавив, что несколькими днями ранее ФСБ России задержала четыре судна.

Правда, несколько часов спустя задержанные суда отпустили - российские пограничники ограничились их осмотром. Однако российские эксперты начали называть действия ФСБ "мягкой блокадой" украинских портов в Мариуполе и Бердянске и "ответом на "Норд".

Напомним, что 25 марта в Азовском море украинские пограничники задержали 10 керченских рыбаков на судне "Норд", доставив затем судно в Бердянск. Арест произошел в 15 милях от Обиточной косы, которая относится к Запорожской области Украины. Уже на следующий день Генпрокуратура Украины возбудила уголовное дело против экипажа российского рыболовецкого судна. "По факту выхода из закрытого порта в Крыму рыболовного судна начато уголовное производство", - сообщили в ведомстве. Дело завели по статье "Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее", предусматривающей до пяти лет лишения свободы.

Свои действия пограничники объяснили тем, что корабль зарегистрирован на территории Автономной Республики Крым. Нарушением порядка выезда из оккупированной территории в погранслужбе сочли и наличие у всех членов экипажа "так называемых паспортов граждан РФ, выданных в Керчи".

В ответ в России начали сравнивать украинских пограничников с сомалийскими пиратами и грозить ответными мерами. Однако несколько месяцев россияне никаких действий не предпринимали. Возможно, не хотели обострения ситуации вокруг спешно достраивавшегося Керченского моста.

Но теперь мост почти закончен и даже как бы открыт, а для обострения ситуации в Черном море у России как раз появился военно-политический повод: стартовавшие в Одессе украинско-американские военные учения Sea Breeze-2018. Эти учения до 21 июля пройдут в северо-западной части Черного моря, а также в портах и на полигонах Одесской, Николаевской и Херсонской областей.

В учениях задействованы 30 военных кораблей, катеров и судов обеспечения из 19 стран, включая флагман Шестого флота США Mount Whitney. Ну а россияне, видимо, решили "уравновесить" эти учения, своей активностью в Азовском море нарушая нормальное грузовое судоходство.

"Внутреннее море" и проблемы Мариуполя

Сложность нынешней ситуации связана с тем, что Азовское море - фактически внутреннее море России и Украины. При этом с 1991 г. стороны так и не договорились о его разделе. Подписанный Леонидом Кучмой двусторонний договор "О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" дает право торговым и военным кораблям под флагом Украины или России свободно находиться в любой точке Азовского моря и Керченском проливе.

Нынешняя ситуация на Азовском море Россию вполне устраивает. Сегодня она имеет очевидное военное преимущество в Азовском море, а у Украины не хватает ни флота, ни ВВС, чтобы она могла повлиять на ситуацию. Россия, с одной стороны, де-юре остается в рамках закона, а де-факто усиливает активность в Азовском море, заявляет свои "права" на него, рассматривая как свое "внутреннее море", в котором часть берега принадлежит Украине лишь по историческому недоразумению.

Из-за действия России судовладельцы несут убытки и в итоге могут вообще отказаться от работы с украинскими портами на Азовском море, поскольку их бизнес в этом регионе постоянно находится в зоне риска. Собственно, именно это РФ сейчас использует как элемент экономического и политического давления на Украину.

По словам консультанта Центра транспортных стратегий Андрея Исаева, пока о морской блокаде речь не идет. Есть задержки судов, идущих в/из Мариуполя и Бердянска как судами ВМФ РФ для досмотра, так и в ожидании прохождения Керченского пролива. Это ведет к удорожанию фрахта из азовских портов Украины, но говорить о прекращении судоходства рано. Если задержка длится три-четыре часа, это несильно скажется на себестоимости перевозок, однако задержка от полусуток и более может привести к удорожанию фрахта на $1-2 за тонну продукции.

Эксперт Атлантического совета по внешней политике Стивен Бланк (США) считает, что закрытием Керченского пролива президент РФ Владимир Путин хочет нанести удар по украинскому обществу, политике и экономике. Закрытие пролива для строительства моста отрежет два стратегически важных украинских порта - Мариуполь и Бердянск, через которые проходит основная доля экспорта украинской стали.

Действительно, основа экономики Мариуполя и всего Приазовья - Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича и "Азовсталь", а в структуре промышленности около 82,5% составляет металлургия. Львиную долю экспортных поставок из Мариуполя обеспечивает Мариупольский морской торговый порт (крупнейший на Азовском море и один из крупнейших в Украине) грузооборотом около 15 млн т в год.

Отсюда понятен расчет России: в обмен на свободный проход судов в порты Мариуполя и Бердянска она хочет получить как минимум отказ Украины от арестов кораблей, заходящих в порты Крыма, а быть может, и другие уступки. Например, возобновление подачи питьевой воды в Крым через Северо-Крымский канал.

Возникает вопрос: можно ли перенаправить торговые потоки с азовских портов в порты Черного моря с доставкой туда грузов по железной дороге?

"Есть альтернатива приазовским портам - это черноморские порты Украины, однако здесь существенные "но". С началом войны на востоке Украины традиционные логистические маршруты предприятий региона были разорваны, пришлось налаживать новые. В частности, был разорван основной ж/д маршрут, ведущий в Мариуполь через Донецк, - сказал в комментарии для "ДС" Андрей Исаев. - Сегодня используется альтернативный маршрут, на котором есть "бутылочное горлышко" - участок с ограниченной пропускной способностью Камыш-Заря-Волноваха. Поэтому в случае полноценной блокады азовских портов предприятия региона смогут переориентироваться на другие украинские порты с доставкой грузов до/из портов по ж/д, но это будет затруднительно".

Автомобильный транспорт не стоит рассматривать как альтернативу: расстояние от Мариуполя до ближайшего черноморского порта Херсона - около 450 км, от Бердянска - 350 км. На таких расстояниях автомобильный транспорт значительно дороже, чем железнодорожный, говорит эксперт. В случае, если приазовские регионы перенаправят грузы в черноморские порты, стоимость транспортировки вырастет (за счет ж/д) на $5-15 за тонну в зависимости от груза и того, в какой порт этот груз пойдет.

"Ну и чё?"

Судя по всему, Россия пока просто демонстрирует свои возможности по удушению украинской экономики. И главная проблема здесь даже не в Азовском море, а в том, что обрушение экономики Мариуполя может спровоцировать социальный взрыв в этом регионе, который Украина и так чуть не потеряла в 2014 г.

Объективно на данный момент возможности для политического реагирования на подобные эксцессы у Киева очень ограничены. Двусмысленный статус Азовского моря (внутреннее море двух стран) на нынешнем этапе дает Москве вполне легальные основания к превращению его в "русское озеро", тем более что все возможности - прежде всего, военные - у нее для этого имеются. Россия отказывается признавать какую-либо линию разграничения в акватории моря, и все три десятка раундов переговоров по этому вопросу ранее завершились ничем.

Так что добиваться арбитража с целью пересмотра этого положения - работа на годы с очень туманными шансами на успех (что, впрочем, не означает, что ее не нужно делать), причем Москва ее жестко привязывает к вопросу о статусе Крыма, то есть о признании его аннексии. Здесь обращают на себя внимание несколько факторов. Во-первых, показательно, что РФ предприняла подобные действия накануне и в день начала совместных украинско-натовских учений Sea Breeze: шесть из семи досмотренных судов были иностранными. Это можно толковать одновременно и как своего рода хамоватое "Ну и чё?" со стороны РФ, и как предупреждение третьим странам, что их контракты с Украиной вполне могут оказаться жертвой форс-мажора в лице российской погранслужбы. Что уже само по себе чревато увеличением издержек, которые подрядчики предпочтут возлагать на украинских контрагентов. В то же время стоит отметить, что, по логике россиян, они всего лишь реагируют на недружественные шаги украинской стороны, арестовавшей приписанное к Керчи рыболовецкое судно "Норд". Это была, безусловно, правильная мера, но вопрос о том, моделировал ли Киев дальнейшее развитие ситуации на случай таких инцидентов, остается открытым.

Ключові теги: Росія
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6702
 0,1986
0,50
EUR
1
42,5205
 0,3372
0,80

Курс обміну валют на вчора, 10:29
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3652  0,00 0,00 39,8952  0,02 0,05
EUR 42,1717  0,03 0,07 42,9630  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7000  0,25 0,63 39,7200  0,25 0,63
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес