Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости   RSS подписка

Топ-новости   RSS подписка

Финансовые новости   RSS подписка

Финансы   RSS подписка

Фондовый рынок   RSS подписка

Банки и банковские технологии   RSS подписка

Страхование   RSS подписка

Ипотека и недвижимость   RSS подписка

Новости экономики   RSS подписка

Экономика   RSS подписка

Топливно-энергетический комплекс   RSS подписка

Нефть и бензин   RSS подписка

Агропромышленный комплекс   RSS подписка

Сырьевые рынки   RSS подписка

Приватизация   RSS подписка

Право   RSS подписка

Статистика   RSS подписка

Зарубежные новости   RSS подписка

Мир   RSS подписка

Ближнее зарубежье   RSS подписка

Региональные новости   RSS подписка

Украина   RSS подписка

Киев   RSS подписка

Политика   RSS подписка

Полезно знать   RSS подписка

Это интересно   RSS подписка

Информационные технологии   RSS подписка

Криминал   RSS подписка

Транспорт   RSS подписка

Управление бизнесом   RSS подписка

Маркетинг и реклама   RSS подписка

Менеджмент и карьера   RSS подписка

Аналитика   RSS подписка

Финансовый рынок   RSS подписка

Фондовый рынок   RSS подписка

Страхование   RSS подписка

Ипотека и недвижимостьRSS подписка

Экономика   RSS подписка

ТЭК (газ и электроэнергия)   RSS подписка

Нефть и бензин   RSS подписка

Сырьевые рынки   RSS подписка

Агропромышленный рынок   RSS подписка

Приватизация   RSS подписка

Менеджмент и карьера   RSS подписка

Политика   RSS подписка

Международная аналитика   RSS подписка

Страны ближнего зарубежья   RSS подписка

Полезно знать   RSS подписка

Информационные технологии   RSS подписка

Пресс-релизы

Новости компаний   RSS подписка

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанковском валютном рынке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанковского валютного рынка

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

«Азовское озеро». Чем обернется российская блокада судоходства в Мариуполь и Бердянск

 Денис ЛАВНИКЕВИЧ, Алексей КАФТАН / Депозитные ставки

Российские военные корабли в Азовском море начали массово задерживать и подолгу досматривать суда, следующие в порты Мариуполя и Бердянска. Эксперты заговорили о морской блокаде, а мы попробовали разобраться, чем это грозит предприятиям региона.

"Ответка" за "Норд"

Именно так российские СМИ рассматривают действия российских морских пограничников в Азовском море. Еще 7 июля эксперт "Майдана иностранных дел" Андрей Клименко заявил в своем блоге о том, что Россия де-факто начала морскую блокаду Украины. "Иллюстрация одной из составляющих российской технологии блокады Мариуполя и Бердянска. Продолжительность ожидания разрешения на проход Керченским проливом для судов из Мариуполя и Бердянска составляет от 7 до 88 часов вместо стандартных 1-2 часов. Средняя продолжительность задержки - 29 часов", - указывает Клименко. При этом суда, следующие из российских портов Азовского моря, в среднем проходят пограничный и таможенный досмотр за два часа.

Несколькими днями ранее Клименко по поводу действий ФСБ в Азовском море писал, что Россия ведет "сафари" на суда, заходящие в украинские порты. Каждый час простоя наносит судовладельцам ущерб в несколько тысяч долларов, что снижает эффективность использования украинских портов. "Задержания российскими пограничниками судов в Азовском море приобретают характер морского сафари от ФСБ. Такая издевательская игрушка над украинскими "терпилами". Будем и дальше тихо жаловаться в международные суды и молчать, как хочет МИД? И наблюдать, как задерживают суда все ближе к Бердянску уже не по одному, а сразу по два?" - рассуждал Клименко.

Уже 9 июля российские пограничники задержали в Азовском море семь торговых судов, которые шли в Украину. Об этом сообщила заместитель председателя Верховной Рады Оксана Сыроид. "Сегодня ФСБ России в Азовском море задержала семь торговых судов, шедших с/в Мариуполя и Бердянска", - сказала она, добавив, что несколькими днями ранее ФСБ России задержала четыре судна.

Правда, несколько часов спустя задержанные суда отпустили - российские пограничники ограничились их осмотром. Однако российские эксперты начали называть действия ФСБ "мягкой блокадой" украинских портов в Мариуполе и Бердянске и "ответом на "Норд".

Напомним, что 25 марта в Азовском море украинские пограничники задержали 10 керченских рыбаков на судне "Норд", доставив затем судно в Бердянск. Арест произошел в 15 милях от Обиточной косы, которая относится к Запорожской области Украины. Уже на следующий день Генпрокуратура Украины возбудила уголовное дело против экипажа российского рыболовецкого судна. "По факту выхода из закрытого порта в Крыму рыболовного судна начато уголовное производство", - сообщили в ведомстве. Дело завели по статье "Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее", предусматривающей до пяти лет лишения свободы.

Свои действия пограничники объяснили тем, что корабль зарегистрирован на территории Автономной Республики Крым. Нарушением порядка выезда из оккупированной территории в погранслужбе сочли и наличие у всех членов экипажа "так называемых паспортов граждан РФ, выданных в Керчи".

В ответ в России начали сравнивать украинских пограничников с сомалийскими пиратами и грозить ответными мерами. Однако несколько месяцев россияне никаких действий не предпринимали. Возможно, не хотели обострения ситуации вокруг спешно достраивавшегося Керченского моста.

Но теперь мост почти закончен и даже как бы открыт, а для обострения ситуации в Черном море у России как раз появился военно-политический повод: стартовавшие в Одессе украинско-американские военные учения Sea Breeze-2018. Эти учения до 21 июля пройдут в северо-западной части Черного моря, а также в портах и на полигонах Одесской, Николаевской и Херсонской областей.

В учениях задействованы 30 военных кораблей, катеров и судов обеспечения из 19 стран, включая флагман Шестого флота США Mount Whitney. Ну а россияне, видимо, решили "уравновесить" эти учения, своей активностью в Азовском море нарушая нормальное грузовое судоходство.

"Внутреннее море" и проблемы Мариуполя

Сложность нынешней ситуации связана с тем, что Азовское море - фактически внутреннее море России и Украины. При этом с 1991 г. стороны так и не договорились о его разделе. Подписанный Леонидом Кучмой двусторонний договор "О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" дает право торговым и военным кораблям под флагом Украины или России свободно находиться в любой точке Азовского моря и Керченском проливе.

Нынешняя ситуация на Азовском море Россию вполне устраивает. Сегодня она имеет очевидное военное преимущество в Азовском море, а у Украины не хватает ни флота, ни ВВС, чтобы она могла повлиять на ситуацию. Россия, с одной стороны, де-юре остается в рамках закона, а де-факто усиливает активность в Азовском море, заявляет свои "права" на него, рассматривая как свое "внутреннее море", в котором часть берега принадлежит Украине лишь по историческому недоразумению.

Из-за действия России судовладельцы несут убытки и в итоге могут вообще отказаться от работы с украинскими портами на Азовском море, поскольку их бизнес в этом регионе постоянно находится в зоне риска. Собственно, именно это РФ сейчас использует как элемент экономического и политического давления на Украину.

По словам консультанта Центра транспортных стратегий Андрея Исаева, пока о морской блокаде речь не идет. Есть задержки судов, идущих в/из Мариуполя и Бердянска как судами ВМФ РФ для досмотра, так и в ожидании прохождения Керченского пролива. Это ведет к удорожанию фрахта из азовских портов Украины, но говорить о прекращении судоходства рано. Если задержка длится три-четыре часа, это несильно скажется на себестоимости перевозок, однако задержка от полусуток и более может привести к удорожанию фрахта на $1-2 за тонну продукции.

Эксперт Атлантического совета по внешней политике Стивен Бланк (США) считает, что закрытием Керченского пролива президент РФ Владимир Путин хочет нанести удар по украинскому обществу, политике и экономике. Закрытие пролива для строительства моста отрежет два стратегически важных украинских порта - Мариуполь и Бердянск, через которые проходит основная доля экспорта украинской стали.

Действительно, основа экономики Мариуполя и всего Приазовья - Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича и "Азовсталь", а в структуре промышленности около 82,5% составляет металлургия. Львиную долю экспортных поставок из Мариуполя обеспечивает Мариупольский морской торговый порт (крупнейший на Азовском море и один из крупнейших в Украине) грузооборотом около 15 млн т в год.

Отсюда понятен расчет России: в обмен на свободный проход судов в порты Мариуполя и Бердянска она хочет получить как минимум отказ Украины от арестов кораблей, заходящих в порты Крыма, а быть может, и другие уступки. Например, возобновление подачи питьевой воды в Крым через Северо-Крымский канал.

Возникает вопрос: можно ли перенаправить торговые потоки с азовских портов в порты Черного моря с доставкой туда грузов по железной дороге?

"Есть альтернатива приазовским портам - это черноморские порты Украины, однако здесь существенные "но". С началом войны на востоке Украины традиционные логистические маршруты предприятий региона были разорваны, пришлось налаживать новые. В частности, был разорван основной ж/д маршрут, ведущий в Мариуполь через Донецк, - сказал в комментарии для "ДС" Андрей Исаев. - Сегодня используется альтернативный маршрут, на котором есть "бутылочное горлышко" - участок с ограниченной пропускной способностью Камыш-Заря-Волноваха. Поэтому в случае полноценной блокады азовских портов предприятия региона смогут переориентироваться на другие украинские порты с доставкой грузов до/из портов по ж/д, но это будет затруднительно".

Автомобильный транспорт не стоит рассматривать как альтернативу: расстояние от Мариуполя до ближайшего черноморского порта Херсона - около 450 км, от Бердянска - 350 км. На таких расстояниях автомобильный транспорт значительно дороже, чем железнодорожный, говорит эксперт. В случае, если приазовские регионы перенаправят грузы в черноморские порты, стоимость транспортировки вырастет (за счет ж/д) на $5-15 за тонну в зависимости от груза и того, в какой порт этот груз пойдет.

"Ну и чё?"

Судя по всему, Россия пока просто демонстрирует свои возможности по удушению украинской экономики. И главная проблема здесь даже не в Азовском море, а в том, что обрушение экономики Мариуполя может спровоцировать социальный взрыв в этом регионе, который Украина и так чуть не потеряла в 2014 г.

Объективно на данный момент возможности для политического реагирования на подобные эксцессы у Киева очень ограничены. Двусмысленный статус Азовского моря (внутреннее море двух стран) на нынешнем этапе дает Москве вполне легальные основания к превращению его в "русское озеро", тем более что все возможности - прежде всего, военные - у нее для этого имеются. Россия отказывается признавать какую-либо линию разграничения в акватории моря, и все три десятка раундов переговоров по этому вопросу ранее завершились ничем.

Так что добиваться арбитража с целью пересмотра этого положения - работа на годы с очень туманными шансами на успех (что, впрочем, не означает, что ее не нужно делать), причем Москва ее жестко привязывает к вопросу о статусе Крыма, то есть о признании его аннексии. Здесь обращают на себя внимание несколько факторов. Во-первых, показательно, что РФ предприняла подобные действия накануне и в день начала совместных украинско-натовских учений Sea Breeze: шесть из семи досмотренных судов были иностранными. Это можно толковать одновременно и как своего рода хамоватое "Ну и чё?" со стороны РФ, и как предупреждение третьим странам, что их контракты с Украиной вполне могут оказаться жертвой форс-мажора в лице российской погранслужбы. Что уже само по себе чревато увеличением издержек, которые подрядчики предпочтут возлагать на украинских контрагентов. В то же время стоит отметить, что, по логике россиян, они всего лишь реагируют на недружественные шаги украинской стороны, арестовавшей приписанное к Керчи рыболовецкое судно "Норд". Это была, безусловно, правильная мера, но вопрос о том, моделировал ли Киев дальнейшее развитие ситуации на случай таких инцидентов, остается открытым.

 

ПО РУБРИКАМ

13.11 Надежды и чаянья валютных спекулянтов 13 ноября пали крахом

13.11 Индекс ПФТС завершил торги 13 ноября очередным ростом

13.11 Депозитные ставки для физлиц 13.11.18

13.11 Доллар умеренно снижается к евро 13 ноября, фунт активно дорожает

13.11 НБУ согласовал условия и порядок деятельности в Украине китайской платежной системы UnionPay International

13.11 Азиатские рынки акций снизились 13 ноября, но Китай завершил торги в плюсе

13.11 НБУ понизил справочный курс гривни на 2,16 коп. до 27,9203 грн

13.11 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 13.11.18

13.11 НБУ продал 12 ноября банкам депозитные сертификаты на 2 323 млн гривен

13.11 9 ноября объем торгов долларом на межбанке уменьшился на $39,7 млн до $225,6 млн

13.11 Курсы валют по карточным операциям на 13.11.18

13.11 Остатки средств на корсчетах банков 13.11.18

13.11 Индекс межбанковских ставок по бланковым кредитам и депозитам 12.11.18

13.11 Чистые международные резервы НБУ в октябре выросли на 3,1% до $6,5 млрд

13.11 Большинство майнеров поддерживают версию Bitcoin Cash, продвигаемую Крейгом Райтом

13.11 Цены на нефть продолжают падение 13 , Brent опустилась ниже $67,4 за баррель

13.11 ЕБРР пока не видит ощутимого эффекта реформ в Украине

13.11 Рост экономики Украины отстает от потенциальных темпов - МВФ

13.11 Дефицит мест в столице вынудил ритейлеров взяться за освоение пригорода

13.11 МЭА видит риск существенного дефицита нефти в 2020-х годах

13.11 Средняя цена бензинов 13 ноября снизилась на 4-6 коп

13.11 Китайцы готовы инвестировать в бетонную автодорогу между Одессой и Херсоном, а также в другие инфраструктурные проекты

13.11 Фермеры стали активнее покупать элеваторное оборудование по программе компенсации стоимости

13.11 Чистые международные резервы НБУ в октябре выросли на 3,1% до $6,5 млрд

13.11 Фундаментальное инфляционное давление остается значительным из-за роста расходов и зарплат, - НБУ

13.11 Британия и ЕС согласовали текст соглашения по «брекситу»

13.11 Меркель поддержала идею создания собственной армии Евросоюза

13.11 Империя Баффетта делает ставку на элитную недвижимость

13.11 В Шотландии ветропарки за октябрь выработали 98% всей необходимой электроэнергии

13.11 Ночной кошмар для Пекина: 50 млн пустых домов

13.11 S&P: Долговая нагрузка россиян к 2020-2021 гг может приблизиться к максимуму

13.11 От Арктики до Китая. Как Кремль проиграл все партии внешней политики

13.11 Конфликт в Газе: более 400 выпущенных ракет, пятеро погибших за сутки

13.11 США разработали новый план по борьбе с предполагаемым шпионажем со стороны Китая

13.11 США, Китай и РФ не подписали декларацию о кибербезопасности

13.11 Россияне стали меньше тратить в магазинах. Средний чек в октябре сократился на 2,7%

13.11 Навальному закрыли выезд из России

13.11 Переговоры о «Брекзите» находятся в критической фазе

13.11 Система SWIFT отключила ЦБ Ирана

12.11 Эксперты США заявили о наличии в КНДР около 20 ракетных баз, существование которых скрыл Пхеньян

13.11 Власти Киева запретила грузовикам въезжать в город утром и вечером из-за пробок

13.11 «Киевтеплоэнерго» не будет повышать тарифы на тепло до конца года

13.11 В Украине выдана первая лицензия на продажу и производство продуктов из марихуаны

12.11 Земля в пригороде столицы начнет дорожать из-за покупок киевлян

12.11 Демонтаж Шулявского моста в Киеве начнется в январе, реконструкцию планируется завершать в течение года - КГГА

12.11 В Киеве раскрыли коррупционную схему по размещению парковок

09.11 Киев снизил тариф на отопление для населения для домов без счетчиков на 27% до 23,09 гривен/кв.м

09.11 Конкурс на строительство в Киеве метро на Виноградарь завершился, самую низкую цену предложил «Киевметрострой»

08.11 Эксперты допускают небольшое подорожание арендных ставок в бизнес-центрах Киева

07.11 Приватбанк начал установку терминалов и банкоматов в вестибюлях киевского метро

07.11 Новак: Дороги как в Польше появятся минимум через 5 лет

07.11 Бесплатные анализы и электронная медкарта. Есть ли успехи во внедрении медреформы

06.11 Украина создает интегрированную инклюзивную медицинскую систему - Супрун

02.11 В исторических центрах украинских городов будут строить только подземные паркинги, - Минрегион

02.11 В октябре цены на жилье на вторичном рынке недвижимости Киева повысились на 0,4% до до 35 тыс. гривен/кв. м

13.11 Народный газ и раскулачивание: На каких лозунгах «евробляхеры» поедут в Раду

13.11 Негласная операция. Как ВСУ пытаются выбить оккупантов из высоты 223

12.11 Правоохранители задержали экс-помощника Паламарчука (БПП) Павловского по подозрению в причастности к убийству Гандзюк

12.11 Маневры для Путина: Зачем бывшие «регионалы» затеяли раскол

12.11 Для галочки. Почему «выборы» в ОРДЛО ничего не дали Кремлю

12.11 Итоги недели в «ЛНР»: Цена человеческого голоса и нашествие «наблюдателей»

12.11 Итоги недели в «ДНР»: Спектакль «Выборы» и мифы о «химическом оружии»

12.11 На фронте и в тылу. Какие пакости придумали оккупанты по случаю «выборов» в ОРДЛО

09.11 «Братья» с Троещины: Зачем Москве в Украине маргиналы с левацкими взглядами

09.11 Что получится слепить из союза Рабиновича с Оппоблоком

09.11 Евросоюз отметил негативное влияние Крымского моста на экономику Украины

09.11 Совет НБУ предлагает «напечатать денег» для ручного регулирования экономики

09.11 Поймать Путина за язык. Как Россия загнала себя в ловушку «выборами в ОРДЛО»

09.11 Обречена на пиар: Что не так с ВСК по убийству Гандзюк

08.11 Великое объединение: «Родит» ли Медведчук единого кандидата для Путина

13.11 К 2050 году Испания планирует перейти на электромобили

13.11 Новая версия MIUI 10 добавит в смартфоны Xiaomi поддержку Google Camera

12.11 Нидерланды — лидер по количеству зарядных станций для электромобилей на 100 км дороги

12.11 «Умная» плёнка для окон не пропускает жару в помещение

12.11 Mercedes-Benz и Bosch запустят в Сан-Хосе сервис перевозок самоходными автомобилями

12.11 Появление сетей 6G ожидается в 2030 году

12.11 Корпорация Microsoft сообщила о поглощении нескольких компаний - разработчиков игр

12.11 Samsung примкнула к «Партнёрству по искусственному интеллекту»

12.11 Volkswagen и Daimler согласились платить за переоборудование старых дизельных автомобилей

09.11 На смартфонах Samsung можно будет поиграть в игры для Xbox One

09.11 Samsung W2019: смартфон-раскладушка премиум-класса с двойной камерой

09.11 Daimler на пару лет отстаёт от Tesla с началом массового выпуска электрогрузовиков

09.11 В Китае внедряют систему идентификации людей по походке и форме тела

09.11 Google позволит обновлять приложения для Android «на лету»

09.11 Автодилеры Германии опасаются, что через 5-10 лет будут не нужны

13.11 Кто такие неуверенные трудоголики. И какую пользу они могут принести компании

06.11 Топ-менеджеры и предприниматели-новаторы оттачивают навыки «презентации в лифте»

06.11 Google Chrome будет блокировать рекламу на сайтах с плохой репутацией

01.11 Как планировка офиса влияет на прибыль

30.10 Домашние коворкинги набирают популярность

23.10 Как женщине продемонстрировать силу на работе

17.10 Что делать, когда любимая работа надоела

12.10 Почему предпринимателю не нужны бизнес-планы

04.09 Все больше американских компаний предоставляют молодым отцам оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком

03.09 Можно ли сократить вашу рабочую неделю до одного дня?

31.08 Mastercard передает Google информацию о покупках

20.08 Как развить способность к адаптации с помощью упражнений

20.08 ИИ может стать главной угрозой финансовой стабильности

17.08 6 лайфхаков «коммуникационной гигиены» для эффективного антикризисного менеджмента

16.08 Опубликован рейтинг самых прибыльных профессий в США

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно