Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Реанимация переговоров по Приднестровью. Чем они угрожают Украине

10:32 03.11.2016 |

 Леонид Литра, Институт мировой политики

Тема Приднестровья откликается в Украине с 2014 года, когда Россия нелегально присоединила Крым и пыталась реализовать грандиозный план "Новороссия", в котором приднестровский регион представлял самый западный элемент.

В 2016 году ситуация изменилась. В частности, в июне возобновились переговоры в формате "5+2", в которых Германия хочет к концу года добиться конкретных результатов.

Германия и Россия выбрали острые для Молдовы вопросы: они добиваются, например, чтобы в Кишинёве признавали дипломы и автомобильные номера, выданные в Приднестровье, – поэтому достигнуть прогресса не удалось.

В этом конфликте любые подвижки, которые наносят ущерб суверенитету и территориальной целостности Молдовы, могут отобразиться на ситуации на востоке Украины.

Само Приднестровье переживает острый экономический кризис, и любое сотрудничество Украины с Молдовой добавляет ему проблем. Тем более, что кризис разворачивается на фоне так называемых президентских выборов, которые должны состояться 11 декабря.

В преддверии этих выборов лидер региона, основываясь на результатах "референдума" 2006 года, подписал указ, который требует присоединения к России и адаптации местного законодательства к российскому, что вызывает ещё больше внимания к региону. 


Переговоры "5+2"

2-3 июня, после двухлетнего перерыва, в Берлине возобновились консультации в формате "5+2". Этого хотели скорее Германия и Россия, а не Кишинев и Тирасполь.

Последние не заинтересованы в переговорах, пока в обоих идут предвыборные гонки.

Однако Германия – нынешний председатель ОБСЕ, и поэтому решила возобновить переговоры "любой ценой". Ее позицию поддержали США и Россия, которые оказали давление на Молдову с Приднестровьем и прямо, и через ОБСЕ.

По настоянию Германии и России в Берлине был подписан протокол с подробным описанием действий, которые Кишиневу и Тирасполю следует предпринять. Речь идет, в первую очередь, о том, чтобы признать дипломы, выданные университетами Приднестровья, допустить к международному движению автомобили с приднестровскими номерами и восстановить телефонную связь между двумя берегами Днестра.

По мнению министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, реализация этих мер "будет способствовать укреплению доверия между сторонами".

Впрочем, в Кишиневе придерживаются иного мнения. Эти предложения там расценивают как попытку узаконить Приднестровский регион в ущерб Молдове.

Соглашаясь на некоторые элементы приднестровского суверенитета, Кишинев не получает ничего взамен.

При этом Молдова хорошо знает тактику Тирасполя: отказываться от продолжения переговоров сразу после получения уступок. Соответственно, если предоставить серьезные элементы суверенитета Приднестровью вне переговоров о его статусе, то переговоры в формате "5+2" станут невозможными. 

Именно поэтому из всех пунктов Берлинского протокола стороны достигли согласия лишь в области экологии, а также обменялись списками уголовных дел. 

Кроме того, прогресса в "5+2" нет еще и из-за внутреннеполитической ситуации. В Молдове второй тур президентских выборов состоится уже 13 ноября, а в Приднестровье – 11 декабря. В такой ситуации никто не хочет принимать решения, которые могут отпугнуть избирателей.

Исход выборов может повлиять и на стратегию РФ. Если молдаване выберут пророссийского президента, Россия начнет с ним переговоры; если ситуация останется прежней, то политические и экономические отношения с Российской Федерацией продолжат затухать.

В переговорах по Приднестровью роль играют не только контакты между Кишиневом, Москвой и Тирасполем. На том же фоне Кремль разыгрывает большую украинскую ставку.

Приднестровские переговоры идут одновременно с переговорами по реализации Минских соглашений.

Если Молдова не выдержит давления и согласится на особый статус для Приднестровья, это станет основанием усилить давление на Киев относительно статуса ОРДЛО.

И наоборот – если Украина уступит в донбасском вопросе, Кишиневу также будет очень трудно противостоять давлению по Приднестровью. 

А значит, Киев должен занять более активную позицию в переговорах "5+2", чтобы не повторилась ситуация на июньской встрече в Берлине, когда позиция Украины практически отсутствовала.


Военная деятельность

Начиная с незаконной аннексии Крыма в марте 2014 года, в Приднестровском регионе практически каждый месяц проходят военные учения. Тем не менее, в 2016 году они сильно изменились.

Если до сих пор в них участвовали "приднестровские" военные, то, начиная с августа 2016 года, к ним присоединилась Оперативная группа российских войск (ОГРВ, насчитывает 1350 человек) в Приднестровье, незаконно размещенная в Молдове. 

Стоит отметить, что военные учения начались сразу же после того, как все стороны (Молдова, Россия и Приднестровье) согласились, что они не будут создавать напряженность в зоне безопасности, пока на каникулы уходит Объединенная контрольная комиссия (с 1 августа по 15 сентября) – орган, который отвечает за эту зону.

Более того, учения проходили в зоне безопасности, где, согласно документам Объединенной контрольной комиссии, кроме миротворческих сил, милиции и полиции, никто не может находиться, не говоря уже о военных учениях.

Естественно, МИД Молдовы отреагировал на военные учения, но не похоже, чтобы Россия обеспокоилась из-за протеста Молдовы: даже

военный атташе российского посольства не явился в МИД, поскольку у него была "запланирована другая встреча".

Участие ОГРВ в военных учениях в приднестровском регионе – не просто символический жест. С одной стороны, Россия укрепляет свои позиции как сторона конфликта, а не посредник.

А с другой – эти учения могут оказаться очень полезными в случае, если Кремль решит активизировать приднестровский фланг. По словам бывшего военного чиновника Молдовы, российские войска в первую очередь могут пойти на Украину.

Еще одна цель – показать, что ОГРВ сейчас в хорошем состоянии и не страдает от проблем с ротацией и поставками.

С 2014 года Россия не может провести ротацию своих незаконных войск в Приднестровье, поскольку Украина заблокировала транзит по своей территории. Россия несколько раз обвиняла и молдавские власти, которые не дали российским военным попасть в Приднестровье гражданским самолетом через аэропорт Кишинева.

Из-за этого Россия начала набирать военнослужащих в российскую армию в самом Приднестровье.

Молдавский МИД призвал Россию прекратить незаконную вербовку российских граждан в Молдове и отметил, что этот случай и другие аналогичные действия противоречат национальному законодательству и нарушают нормы международного права и соглашений с Россией.

Для Москвы международное право значения не имеет – она отвергает каждый призыв трансформировать существующую миротворческую миссию в гражданскую с международным мандатом.


Присоединение к России

Пожалуй, наиболее обсуждаемая новость из приднестровского региона – известие о том, что тираспольский лидер подписал указ о реализации итогов "референдума" 2006 года.

На этом "референдуме", которому исполнилось уже 10 лет, более 97% жителей Приднестровья проголосовали за то, чтобы войти в состав России. Это же постановление требует привести местное законодательство в соответствие с российским.

Первым родилось предположение, что Россия планирует поступить с Приднестровьем так же, как с Крымом.

Однако автор указа просто преследовал свои политические цели. Основные конкуренты на президентских выборах в Приднестровье – "президент" Евгений Шевчук и "председатель" Верховного совета Вадим Красносельский из группы "Шерифф". В президентской гонке, по данным Московского центра ВЦИОМ, лидирует Красносельский – 25%, а у Шевчука – 11%.

Соответственно, Шевчуку нужны сильные предвыборные шаги, и своим указом он попытался позиционировать себя как "двигатель" в сближении Приднестровья с Россией и будет педалировать эту тему до самых выборов.

Впрочем, в Приднестровье трудно построить кампанию на теме сближения с Россией, поскольку все кандидаты соревнуются между собой в любви к Москве.

Более того, к Евгению Шевчуку в Кремле относятся прохладно. В отличие от предыдущего президента Игоря Смирнова, который встречался со всеми лидерами России (Ельциным, Медведевым и Путиным), Шевчука президент Путин за все свое правление так ни разу и не принял. 

Для Кремля, похоже, указ тираспольского лидера стал неожиданностью.

Официально Москва пока не комментирует его, но люди, близкие к Кремлю, допускают, что этот указ станет серьезным испытанием, которое может изменить соотношение сил в приднестровском конфликте.

Более того, некоторые представители законодательной власти в России говорят, что Кремль ответит только после президентских выборов в Молдове. Если пророссийский кандидат Игорь Додон выиграет, то Кремль проигнорирует этот указ, а если выиграет проевропейский кандидат, то Кремль может задуматься.


Экономический кризис

Ситуацию в экономике в самом Приднестровье трудно назвать стабильной, даже по сравнению с Молдовой. По самым оптимистическим прогнозам, ВВП региона в 2016 году упадет на 5-6% (в прошлом году он упал на 20%).

В первой половине года доходы от таможенных сборов достигли лишь 22% от запланированного объема; в первые восемь месяцев экспорт упал на 16%, а импорт – на 29%. Товарооборот с Украиной упал на 22%, с Молдовой – на 13%, а с Россией – на 33%.

В регионе страшный дефицит иностранной валюты. Качество жизни сильно упало после того, как зарплаты бюджетников и пенсии в прошлом году сократились на 30%.

Шевчук объяснил, что перенаправил эти деньги на вооруженные силы Приднестровья из-за угрозы, которую якобы представляет Украина.

Однако даже в этих условиях бюджетники получают зарплату с опозданием. Например, в мае 2016 года приднестровцы получили долги за 2015 год.

Экономику, как и остальные дела в регионе, нужно срочно спасать – вмешиваться и принимать непопулярные решения, но руководство избегает их из-за политической конъюнктуры и избирательной гонки.

Россия продолжает помогать Приднестровью тремя способами.

Первый – платит пенсионерам доплату к пенсии. Второй – почти бесплатно поставляет газ (деньги со специального газового счета покрывают социальные выплаты). Третий – продолжает социальные проекты по линии евразийской интеграции.

Даже если Россия продолжит поддерживать регион, затраты здесь она сократит – это уже подтвердил российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, который посетил Тирасполь и заявил, что "Россия не дает рыбу, Россия дает удочку".

Экономическая ситуация в Приднестровье еще сильнее усугубились в июле, когда Украина ограничила ввоз подакцизных товаров через два железнодорожных контрольно-пропускных пункта – Слободка и Кучурган. В частности, украинцы развернули 40 цистерн с топливом, предназначенных для Приднестровья.

Администрация в Тирасполе опротестовала решение Украины и попросила Кишинев вмешаться. Молдова приветствовала решение Киева, которое вернуло железнодорожное сообщение в регионе "в правовое поле".

На практике это означает, что Кишинев теперь полностью контролирует внешнюю торговлю Приднестровья.

Кроме того, если абстрагироваться от официальной риторики о евразийской интеграции, очевидно, что регион полностью зависит от Запада. 80% приднестровского экспорта направлены на Молдову и ЕС (только одна Румыния импортирует в два раза больше, чем Россия).

К тому же Тирасполь обязался в течение двух лет адаптировать свою законодательную базу к нормам свободной торговли с Евросоюзом, что позволило сохранить свободную торговлю с ЕС.

Поэтому указ Шевчука, обязывающий привести приднестровское законодательство в соответствие с российскими законами, - чистый блеф, поскольку тогда Тирасполь не сможет экспортировать свои товары в ЕС.


Образец для Украины

Украина всерьез задумалась о приднестровской проблеме, когда Россия посягнула на украинскую территорию. До этого Киев часто игнорировал приднестровский вопрос, не понимая его сути.

Яркий пример – план урегулирования Виктора Ющенко, разработанный тогдашним секретарем СНБО Петром Порошенко.

План ставил Молдову в такое же сложное положение, в какое Минский процесс сейчас ставит Украину. В частности, он предлагал провести выборы и легитимизировать местную элиту, и только после выборов обсуждать статус региона и выводить незаконные российские войска.

Сегодня Украина лучше понимает приднестровскую проблему, а также те катастрофические последствия, которые может иметь приднестровизация оккупированных районов Донбасса.

Украине стоит проявить больший интерес к переговорам в формате "5+2", поскольку Кремль воспринимает Приднестровье и Донбасс "в одном пакете", а новый интерес к Приднестровью означает, что на Киев могут начать сильнее давить по донбасскому вопросу. К примеру,

для Киева важно, пройдет ли в Молдове федерализация. Если она успешно пройдет там, то эту же модель попробуют навязать и Украине (и наоборот).

Более того, если федерализация состоится, то России не придется за это платить. То, чего Москва по-настоящему хочет, – контролировать Молдову и Украину и ни копейки на это не потратить. 

При этом и Киев, и Кишинев, имея общие цели, не синхронизируют свои действия. Проблема в том, что правительство Молдовы более дружественно к России по сравнению с украинскими элитами. Не помогает даже то, что президент Порошенко дружит с Владом Плахотнюком (человеком, который де-факто руководит Молдовой).

И все же столько, сколько было сделано в последние годы для приднестровского урегулирования, не было сделано за все годы независимости Молдовы.

С июня 2016 года произошло, по крайней мере, три важнейших события. В первую очередь, подакцизные товары теперь ввозят через два железнодорожных контрольно-пропускных пункта, и это мотивирует Тирасполь к сотрудничеству.

Во-вторых, Украина и Молдова начали выполнять соглашение 2015 года о возобновлении использования 20-километровой железной дороги между станцией Березино в Одесской области и Басарабяска в Молдове в обход Приднестровья. Это упростит прямой товарооборот между двумя странами.

В-третьих, президент Порошенко и премьер Молдовы Павел Филип анонсировали совместный украинско-молдавский контроль на границе. Первый контрольно-пропускной пункт Маяки–Удобное–Паланка построят при поддержке ЕС.

В будущем на приднестровском сегменте украинско-молдавской границы появится больше таких пунктов. 

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6702
 0,1986
0,50
EUR
1
42,5205
 0,3372
0,80

Курс обміну валют на вчора, 10:29
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3652  0,00 0,00 39,8952  0,02 0,05
EUR 42,1717  0,03 0,07 42,9630  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7000  0,25 0,63 39,7200  0,25 0,63
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес