Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Правительство намерено провести налоговую амнистию. Легализация доходов в преддверии президентских выборов может стать одной из самых масштабных совместных акций БЮТ и Партии регионов

13:00 15.09.2008 |

Політика

На одном из ближайших заседаний Кабинет министров собирается рассмотреть законопроект "О легализации доходов, с которых не уплачены налоги, сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды", разработанный министром финансов Виктором Пинзеником. Премьер - министр Юлия Тимошенко намерена начать налоговую амнистию в январе следующего года и завершить ее до президентских выборов.

О необходимости легализировать теневые доходы в Украине неоднократно говорили еще во времена правления Леонида Кучмы. Весной 2005 - го об этом заявил и президент Виктор Ющенко, пообещавший организовать амнистию за три месяца. Верховная Рада в разное время зарегистрировала 13 проектов законов, направленных на легализацию доходов, но ни один из них так и не нашел поддержки парламентариев. Тем не менее Тимошенко рассчитывает на успех. С помощью легализации доходов она намерена убить сразу трёх зайцев: привлечь на свою сторону бизнес, укрепить союз с Партией регионов и припугнуть пропрезидентских чиновников, совмещающих политику с предпринимательством.

Сам механизм налоговой амнистии будет простым. На протяжении следующего года любой гражданин сможет направить в налоговую администрацию специальную декларацию с указанием денежных средств, с которых не уплачены налоги, в том числе средства, незаконно вывезенные из страны. При этом нужно будет заплатить специальный налог, или пошлину. Её точный размер еще неизвестен и может колебаться в пределах 1 - 15% от амнистированной суммы. Ставку Министерство финансов делает не столько на легализацию теневых капиталов внутри Украины, сколько на возвращение части средств, выведенных в офшоры. По правительственным оценкам, за годы независимости из страны вывезено до 60 млрд долларов. А по расчетам Министерства экономики, доля теневого капитала внутри государства составляет около 40% годового ВВП, то есть почти 100 млрд долларов.

По мнению экспертов, речь может идти о легализации 15 - 20 млрд долларов. В дальнейшем амнистия капитала способна вливать в экономику Украины до пяти миллиардов долларов ежегодно за счет улучшения инвестиционного климата. Однако основная цель легализации сугубо политическая. Бизнесмены, поддерживающие и Юлию Тимошенко, и Виктора Януковича, таким образом, намерены снизить риски, связанные с предстоящими президентскими выборами, и исключить возможность кампании по экспроприации собственности после выборов, как это было в 2005 году. Для самих лидеров БЮТ и Партии регионов предстоящая налоговая амнистия - это не только дополнительный повод повысить свой рейтинг, но и способ снизить цену вопроса о президентстве. Ведь сейчас право собственности в стране гарантирует один человек - президент Виктор Ющенко, что убедительно показали истории с "Криворожсталью", Никопольским заводом ферросплавов и "Лугансктепловозом". А вот после амнистии право собственности будет лишний раз гарантировано законом.

К тому же идея с легализацией капиталов нравится электорату. Согласно исследованию, проведенному Центром Разумкова, большинство (57,6%) граждан уверены в том, что государству необходимо создавать условия, при которых вывезенные за рубеж капиталы можно было бы вернуть в Украину и вложить в развитие отечественных предприятий. По мнению почти половины (45,9%) соотечественников нужно простить прошлые нарушения закона тем компаниям, которые готовы вывести свои капиталы из тени, либо вернуть их из - за рубежа и инвестировать в украинскую экономику.

Игры в поддавки

Совершенно очевидно, что легализация капиталов станет инструментом политической борьбы. Глава Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин (в БЮТ он отвечает за сопровождение законопроекта о налоговой амнистии) намерен использовать легализацию капиталов как подготовительный этап для внедрения непрямых методов налогообложения физических лиц. Он убедил Юлию Тимошенко, что после проведения легализации капиталов необходимо ввести ежегодное декларирование не только доходов, но и имущества физических лиц. Эта обязанность прямо прописана в действующей Конституции, однако до сих пор эта часть деклараций носит формальный характер. Для начала правительство заставит подавать имущественные декларации чиновников и членов их семей, предоставив налоговикам право перепроверять эту информацию.

Между тем значительная часть украинских бизнесменов, нуждающихся в легализации своих активов, совмещает предпринимательскую должность с государственной службой. Для них легализация капиталов, не говоря уже о декларировании имущества, смерти подобна: чиновнику - предпринимателю придется выбирать - либо лишиться собственности, не указав ее в декларации, либо - политических перспектив. При этом определять, как и кого проверять, будут работники налоговой (сегодня эту службу возглавляет БЮТовец Сергей Буряк). "Тема легализации теневых доходов может быть использована как предмет политического давления на оппонентов. Именно поэтому она так непопулярна среди украинских элит", - говорит "Эксперту" первый заместитель парламентского комитета по налоговой и таможенной политике, член Партии регионов Николай Круглов.

Еще один спорный момент - стоимость легализации. Справедливая ставка для налоговой амнистии - 15%, равная ставке налога на доходы физических лиц. Между тем правительство пока склоняется к ставке легализации в три процента или даже в процент, опасаясь, что больше предприниматели платить не захотят. "Предприятия, нуждающиеся в легализации, оказываются в заведомо более выгодном положении: они вообще не платили налогов, в то время как их конкуренты - добросовестные налогоплательщики несли бремя налоговых обязательств в полной мере", - заявил генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий (БЭСТ) Валерий Гладкий. По его мнению легализация капиталов должна сопровождаться налоговой реформой и принятием Налогового кодекса, иначе существует риск, что после легализации и завершения льготного периода Кабмин в качестве компенсации установит новые драконовские ставки по существующим налогам либо ужесточит их администрирование.

В любом случае этот законопроект президент наверняка ветирует и парламенту придется очень сильно напрячься, чтобы это вето преодолеть.

Бочка с порохом

Амнистия капиталов во всех странах рассматривалась в первую очередь как политическое, а не экономическое действие. В Украине легализация доходов, как акция масштабного всепрощения отечественного бизнеса, ослабит престижность двух важных политических постов: президента как гаранта права собственности и главы правительства как организатора процесса перераспределения собственности. С другой стороны, уже после ее проведения существует риск системного нарушения обязательств, прописанных в законе, и злоупотребления информацией.

"Амнистия капиталов - палка о двух концах. Ударить она может, в том числе и по той политической силе, которая предлагает ее реализацию. Тем более что во фракции БЮТ немало людей с большими доходами. Вопрос в том, кто и как это будет использовать", - говорит директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Он предостерегает правительство, что в канун президентских выборов муссирование этой темы, как и попытки ее реализации, могут обернуться против ее организаторов. "Все ведущие политические силы страны финансируют свою деятельность с помощью черного нала. Это табуированная тема, любая провокация бумерангом ударит по инициаторам. Тема налоговой амнистии - из той же серии. Если ее затронут до выборов, это может стать пороховой бочкой для всего государства", - считает политолог.

Амнистии бывают разные

Многие страны в той или иной форме проводили налоговые амнистии. Среди них - Аргентина, Бельгия, Индия, Ирландия, Италия, Казахстан, Пакистан, Филиппины, Франция, ЮАР. Очень успешной была налоговая амнистия в Ирландии в 1988 году, в результате чего легализованные средства составили два с половиной процента ВВП этой страны. А вот Германия (период амнистии - 2004 - 2005 годы) за 15 месяцев заработала полтора миллиарда евро, хотя власти рассчитывали на пять миллиардов.

В США регулярно проводятся амнистии на уровне отдельных штатов. С 1982 по 1997 годы 35 штатов реализовали различные программы налоговых амнистий. Было собрано 2,1 млрд долларов. Наибольшего успеха власть достигла там, где сочетала амнистию с усилением ответственности за дальнейшую неуплату налогов.

Показателен также пример Индии. Масштабы теневой экономики там огромны, существуют серьезные проблемы с бюрократией и коррупцией. В амнистии 1997 года приняли участие 466 тыс. налогоплательщиков и было собрано около двух с половиной миллиардов долларов. Задекларированные активы (приобретенные на ранее скрытые от налогов доходы) тогда оценили в 8,2 млрд долларов.

Опыт постсоветских стран в сфере легализации капиталов неоднозначен. Пример Казахстана, в котором налоговая амнистия позволила вывести из тени 6,787 млрд долларов, не имеет прецедентов в странах бывшего СССР. В частности, в прошлом году в России в ходе налоговой амнистии бюджет получил четыре миллиарда рублей (около 800 млн гривен), а всего было легализовано около 30 млрд рублей, что ничтожно мало по российским меркам.

Александр Гончаренко

За матеріалами: Эксперт.UA
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на 17.05.24, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на 17.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес