Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Политический кризис показал, что в экстремальной ситуации члены коалиции не способны к единой политике

12:31 24.05.2007 |

Політика

Оценить поведение парламентской коалиции непросто. Состоит она, как известно, из нескольких партий (в нашем случае - трех), имеющих разные интересы и цели. История с досрочным прекращением полномочий парламента, с одной стороны, сплотила коалицию политически, с другой - более отчетливо показала, кто в ней кто.

Начнем с того, что первой реакцией коалиции на президентский Указ о роспуске ВР была растерянность. В этом проявляется системное свойство парламента - представительский орган все - таки не в состоянии действовать быстро, решительно и в одном направлении. Напомню, что открытое противостояние между коалицией и оппозицией началось давно - стороны вывели людей на улицы еще до обнародования Указа президента 2 апреля. Партия регионов собрала своих сторонников на Европейской площади, оппозиция - на Майдане. Позже митингующие поменялись местами, но старт был именно таким.

Президент выдвинул парламентскому большинству ультиматум из семи пунктов (подробнее см. Контракты, N 15, 09.04.2007 г.), и первой реакцией представителей коалиции был своего рода ответ на этот ультиматум. Вице - спикер ВР Адам Мартынюк заявил, что коалиция может удовлетворить требование президента о введении моратория на расширение парламентского большинства. Позже премьер Виктор Янукович отметил готовность искать компромисс и изменять Закон о Кабинете Министров. Причем все без исключения политики - коалицианты настаивали на том, что нужно не горячиться, а садиться за стол переговоров и решать проблемы.

Безотлагательно 3 апреля 2007 - го 53 депутата из парламентского большинства обратились в Конституционный Суд за выводами относительно соответствия Указа главы государства о роспуске ВР нормам Основного Закона. Фактически парламент отказался досрочно сложить полномочия, а премьер Виктор Янукович заявил, что "примет любое решение суда, как и в 2004 году". Дальнейшие действия коалиции сводились к саботажу решений президента. Ответных инициатив было немного. 5 апреля Янукович предложил Ющенко возвратиться "к нулевому варианту" - отменить Указ о досрочном роспуске парламента и все постановления ВР, принятые после его обнародования, и начать переговорный процесс. 16 апреля эта идея вылилась в более общую форму "круглого стола", но саботаж Указа президента оказался более эффективной тактикой.

5 апреля 2007 - го СНБО Украины обязал правительство финансировать выборы, а 11 апреля Кабмин принял постановление о невозможности выполнения Указа президента, которым это решение было введено в действие. Коалиция быстро и четко реагировала на все инициативы главы государства. Уволил президент судей КС - получите представление в тот же КС о законности такого шага. Переиздал Виктор Ющенко Указ о роспуске парламента - готово ходатайство об объединении двух дел по конституционным представлениям относительно легитимности президентских Указов от 2 и 26 апреля в одно производство.

Иногда коалиция пыталась перехватить инициативу и перейти в нападение, но получалось это у нее, как правило, неуклюже и комично. Результаты таких выпадов были, скорее всего, негативными для самой коалиции. К примеру, инициатива социалиста Николая Рудьковского, министра транспорта и связи, хоть и была реализована в постановлении ВР о начале соответствующей процедуры (принято ВР в конце апреля), но все прекрасно понимали, что в сложившихся обстоятельствах разговоры об импичменте - блеф.

Еще один анекдот - восстановление Сергея Кивалова в должности председателя ЦИК и вся нездоровая суета, связанная с захватами - увольнениями - назначениями в здании комиссии. Сюда же следует отнести и обращение народных депутатов, принятое 9 апреля, где они допустили проведение досрочных парламентских выборов синхронно с президентскими и... референдумом о вступлении Украины в НАТО. Вообще истерики в апреле - мае было много - от мыслей о роспуске Конституционного Суда (если он не примет правильное решение) до сбора подписей об отставке Виктора Ющенко. И все это - на фоне постоянных заявлений о том, что оппозиция "готовит провокации" и "хочет прибегнуть к силовому варианту".

Из реальных "пугалок" коалиции следует отметить разве что заявление о том, что СПУ, КПУ и Партия регионов не намерены в установленные Законом сроки проводить съезды по выдвижению кандидатов для участия в досрочных парламентских выборах. Удачный ход и продвижение электорально благодатных мыслей, к примеру, о том, что оппозиционеры из БЮТ - негодяи, которые хотят переделить газовый рынок.

При всем этом социалисты во главе с Александром Морозом представляли интересы парламента в целом. Коммунисты были заинтересованы исключительно в демагогии, а ПР - в сохранении реальной власти. Оказалось, что к единой политике в условиях, приближенных к боевым, члены коалиции не готовы. Поддержав поначалу замысловатую формулу Мороза об одновременных выборах президента и ВР (которая позволяла что - то выиграть в процессе самому Александру Александровичу, политические перспективы которого, если верить прогнозам социологов, не утешительны), Партия регионов в итоге согласилась на досрочные выборы в парламент, легко забыв о союзниках.

Неоднородность парламентского большинства и непоследовательность входящих в него политических сил - главный и безусловный минус коалиции. Главный плюс состоит в том, что даже несмотря на это она выглядела более убедительно, чем оппозиция и президент вместе взятые. По крайней мере, формула ожидания решения КС и обещание выполнить любое его решение - это куда честнее, законопослушнее и логичнее, чем оппозиционные сказки о том, что парламентское большинство должно было по Указу президента прекратить полномочия ВР. Вообще пиарщики коалиции потрудились на славу.

Все ее представители озвучивали настолько правильные и демократичные тезисы (если не брать во внимание оценки происходящего со стороны коммунистов), что могут рассчитывать на еще большую поддержку электората в случае проведения досрочных выборов, даже в нашей не очень демократичной и еще менее законопослушной стране.

Владимир ЗОЛОТОРЕВ

За матеріалами: Контракты
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6650
 0,2378
0,60
EUR
1
43,0802
 0,3253
0,76

Курс обміну валют на сьогодні, 10:29
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5156  0,08 0,21 40,0389  0,05 0,11
EUR 42,8267  0,08 0,19 43,5678  0,06 0,14

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7900  0,13 0,34 39,8300  0,16 0,40
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес