Фінансові новини
- |
- 09.08.24
- |
- 10:25
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Украинские импортеры ВАЗ считают себя пострадавшими и подают иск на Кабинет Министров Украины
15:47 23.07.2002 |
После введения украинским правительством пошлин на ввоз российских легковых автомобилей московские власти заявили, что такое решение практически не задевает интересов российских производителей, так как их импорт в Украину незначителен. Таким образом, Россия отделалась всего лишь легким испугом. А в это время, украинские импортеры ВАЗов, оценив возможные убытки, приняли решение подать иск на Кабинет Министров Украины.
Украина и Россия уже второй год пытаются разговаривать на языке торговых санкций. И, видимо, взаимопонимания сторонам так и не удается найти. Косвенным подтверждением тому стало "очередное" постановление Кабинета Министров Украины о введении с 1 августа 2002 года сроком на 4 месяца 32% - ой пошлины на ввоз новых легковых автомобилей происхождением из Российской Федерации. Сразу после появления информации в СМИ, Министерство экономического развития и торговли РФ заявило, что введение пошлины противоречит подписанному государствами Соглашению о свободной торговле. Кроме того, для таких действий украинского правительства якобы нет экономических причин, так как в Украине отсутствует производство автомобилей такого класса, несмотря на существующие государственные программы поддержки автопромышленности.
Введению пошлины на ввоз российских легковых автомобилей предшествовало специальное расследование, в ходе которого украинские импортеры ВАЗов предоставили исчерпывающий объем опровержений по всем позициям расследования. Однако, несмотря на то, что ущерб отечественному автопроизводству в ходе расследования не был доказан, Межведомственная комиссия по международной торговле при КМУ все же приняла решение приостановить расследование и ввести пошлины.
19 июля - в ответ на постановление правительства - компании - импортеры автомобилей ВАЗ приняли решение подать иск на Кабинет Министров Украины за нарушение процедуры принятия решения о введении специальной пошлины на импорт российских автомобилей, сообщили "Контексту" в компании "AUTO - Consulting". Украинские импортеры ВАЗ выразили единогласный протест против принятия решения Межведомственной комиссией по международной торговле о введении спецпошлины, ограничивающей импорт ВАЗов. Данное решение поддержали компании Укрпроминвест - АВТО, УкрАвто, СП ЗАО "Автотрейдинг", Автоинвестстрой, "Лада - Экспорт Юг", а также Торговый Дом "УкрАвтоВАЗ".
Как считают специалисты "AUTO - Consulting", "украинские власти использовали недоказанный факт нанесения ущерба отечественному автопроизводству продажами российских ВАЗов на украинском рынке как инструмент в торговом диалоге с Россией". При этом специалисты отмечают, что последствия введения специальных мер против российских автомобилей ударят на самом деле, прежде всего, по украинскому рынку. А что касается ущерба российских производителей, то, по словам министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, защитные меры, введенные Украиной против российских автомобилей, хотя и наносят ущерб российскому производителю, но "его объем не очень велик". Так как, по данным г - на Грефа, в 2001 году на Украину было экспортировано 10 тыс. автомобилей.
Введение пошлин на ввоз российских автомобилей, по мнению украинских специалистов, приведет к таким негативным результатам, как резкий подъем цен на официально импортируемые ВАЗы, возврат рынка к "теневому" импорту (ввоз автомобилей частными лицами), повышение отпускных цен завода - производителя на машинокомплекты к ВАЗам, падение объемов продаж автомобилей ВАЗ на украинском рынке. Кроме того, как отмечают некоторые эксперты, поступления в бюджет от 32% - ой спецпошлины не покроют убытков того же бюджета от недополучения планируемых таможенных платежей, вызванного падением продаж ВАЗов в Украине.
Если говорить на языке цифр, то, прежде всего, следует отметить, что подорожают ВАЗы российской сборки. Учитывая высокий спрос на автомобили в этом году, складские запасы у трейдеров весьма ограничены, поэтому пошлины практически сразу отразятся на ценах. Прежде всего они ударят по модели ВАЗ - 2110, которая не собирается в Украине, отмечают аналитики компании "AUTO - Consulting".
Также, исходя из того, что калькуляция НДС при импорте автомобилей рассчитывается от суммы таможенной стоимости товара плюс все очистительные платежи (пошлины и сборы, в том числе и спецпошлины) - вырастет и сам НДС. По пессимистическому прогнозу аналитиков "AUTO - Consulting", цены вырастут на 30%. В результате цена "десятки" поднимется до $8000, "девятки" - до $6000, а на "классику" - до $5000.
Кроме того, неизбежно начнут подниматься в цене ВАЗы украинской сборки. Крупноузловую сборку ВАЗов в Украине осуществляют херсонское "АнтоРус" и Луцкий автомобильный завод, который принадлежит концерну "Укрпроминвест". Подорожание "украинских" ВАЗов не будет таким значительным как ввезенных российских, но даже незначительное изменение цен в данном ценовом диапазоне будет существенным для покупателя.
Как известно, период действия спецпошлин обозначен до 8 декабря 2002 года, но, согласно действующему законодательству, спецпошлины могут быть продлены еще на 4 месяца. Таким образом, сегодня у украинского потребителя нет никаких гарантий, что в декабре он сможет купить ВАЗ по нынешней рыночной цене. Председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников в интервью Стране.Ru не исключает, что срок действия данной пошлины может быть продлен - "всякое временное очень часто становится постоянным, тем более что государство будет получать эти денежки ни с того ни с сего, так сказать. Они как - то будут распределяться, к этому делу привыкнут. Через 4 месяца надо будет у кого - то что - то отнимать. А это уже сложно". Однако посол России в Украине Виктор Черномырдин не считает обострение российско - украинских отношений началом нового этапа торговой войны между Украиной и Россией. "Каждый защищает свой рынок, мы защищаем его по металлу, Украина - по автомобилям. Это нормальный цивилизованный прием", сказал посол. Хотя, назвать подобное "общение" двух стран на языке ограничительных пошлин "нормальным" и "цивилизованным" можно с натяжкой.
Ольга Антоненко