Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Россия рискует получить в партнеры не единую Киргизию, а с несколько княжеств - подконтрольных Китаю и вооруженных российским оружием

13:43 09.08.2013 |

Списав Киргизии долг в полмиллиарда долларов и снабдив ее оружием еще на миллиард, Россия рискует получить в партнеры не единую страну, а с несколько княжеств - подконтрольных Китаю и вооруженных российским оружием.

 

О распаде Кыргызстана сегодня не говорит только ленивый. Недавние заявления казахских и узбекских экспертов и "экспертов" о переделе карты Средней Азии наводят на мысль о более чем сомнительной независимости Киргизии - всерьез ее практически не воспринимают.

Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев отмечает, что целесообразно вообще рассмотреть ее включение на правах автономии в состав Казахстана как наиболее стабильной и развитой державы региона. Схожий план рассматривают его коллеги из Узбекистана - только там претендуют еще и на Таджикистан. В Астане и Ташкенте звучат опасения, что в противном случае киргизов и таджиков возьмет под крыло Китай.

В самом деле, лидеры Поднебесной держат устойчивый курс на освоение Средней Азии. В наиболее слабых и недоразвитых республиках региона - Киргизии и Таджикистане - скуплены целые куски земли. Переданный КНР киргизский Узенгу-Куш имеет площадь в 2 тыс квадратных километров, а китайский участок в Горном Бадахшане Таджикистана - полторы. В 2002 году события вокруг продажи Узенгу-Куша спровоцировали трагедию в селе Ак-Сы, и дали этой стране первого "бульдозера революции" - Азимбека Бекназарова. Позже бунтарей появилось так много, что с 2005 года Киргизия прочно удерживает имидж "страны революций", а сами бунтари превращаются в местных царьков. Слабость центральной власти демонстрируется едва ли не каждым политическим и экономическим скандалом. Как итог - прогнозы о распаде государства.

Тупик, которого нет

Географически Киргизия разбита на Север и Юг, и чтобы расколоть страну, достаточно просто усилить внутренние противоречия, например, техногенным фактором. Им может стать железная дорога из Китая в Киргизию, запустить которую до окончания своей каденции обещал президент Атамбаев.

Россия рискует получить в партнеры не единую Киргизию, а с несколько княжеств - подконтрольных Китаю и вооруженных российским оружием

 

Соседние Узбекистан и Китай нуждаются в прямом транспортном сообщении. У Китая есть потребность в узбекском сырье, и в более коротком, нежели через Казахстан, пути к Ирану с его нефтью и рынком сбыта. Узбекистан же через Китай может выйти на рынки Юго-Восточной Азии. Сегодня между этими двумя странами есть коридор через казахскую территорию. Это "плечо" длиной в 1244 километра с переправами через границу и сменами колесных пар - в Китае принята европейская ширина колеи в 1435 мм, а в Казахстане российская 1520 мм. Единственная возможность сократить путь - провести новый через Киргизию. Он придется кстати и соседнему Таджикистану, страдающему от транспортно-энергетической блокады со стороны узбеков. "Таджики настолько ослеплены ею, - рассуждает эксперт-логист Марат Мусуралиев, - что готовы строить любые дороги даже и в Афганистан, лишь бы обойти Узбекистан".

Лоббисты проекта Китай - Кигизия - Узбекистан (ККУЖД - прим.авт) преподносят его как выход из "транспортного тупика" с доходом от транзита в размере $200 млн ежегодно. "Но Кыргызстан не находится в транспортном тупике, - возмущается эксперт по инфраструктурным проектам, глава компании Smart Business Sokutions Central Asia Кубат Рахимов. - На рынке страны работает более 50 компаний, которые хоть завтра отправят груз из Кыргызстана в любую точку Земли. Чтобы говорить о транспортном тупике, нужно вовсе отрицать наличие железнодорожных станций в Кыргызстане. Разве нет функционирующих станций в Бишкеке, Балыкчы, Оше, Джалал-Абаде? Тупик в головах тех, кто не смотрит на реалии и отравлен жаждой наживы".

Его слова косвенно подтвердил собеседник "Росбалта" в Жогорку Кенеше. "Все, что мы имеем сейчас в стране - это от Китая. Что бы было, если бы не Китай? Ведь только благодаря китайской продукции наши швейники смоги наладить производство, обеспечить рабочие места и содержать столько рабочих мест. Нам очень важна транспортная привязка к Китаю. Они проложат нам и железную дорогу, и автомобильную".

Загадочная страсть к альпинизму

Существуют четыре проекта прокладки Китайско-Киргизской железной дороги. Три из них начинаются на перевале Торугарт: Торугарт-Яши-Узген протяженностью в 268 километров; Турагрт-Арпа-Когарт-Багыш - 231 километр. Третий маршрут длиннее двух прежних - 416 километров, дополнен веткой до Ат-Башинской ГЭС, далее идет через Угут-Казарман-Когарт-Багыт. Четвертый проект предусматривает прокладку магистрали по Чон-Алайскому району, берет свое начало на перевале Эркештам, и тянется через перевал Сары-Таш до приграничного Дараут-Кургана. Его протяженность - 211 километров.

Глава киргизского правительства продвигает последний проект, называя его выгодным: "Это позволит соединить железной дорогой север и юг страны", - утверждает Жанторо Сатыбалдыев. Как премьер намерен этого добиваться, эксперты не понимают до сих пор, учитывая, что и Эркештам расположен южнее Торугарта на 200 километров, и опыта строительства железных дорог у постсоветской Киргизии нет никакого. Строят дороги в Киргизии иностранцы, на иностранные деньги, на иностранных же условиях.

Стоимость премьерского проекта, учитывая сложные оползневые грунты в Чон-Алае, высоту перевала Тон-Мурун в 3536 метров, "переваливает" за $630 млн. При этом магистраль затронет крайнюю южную высокогорную часть Киргизии, в которой проживает лишь 0,5% населения республики: все население Чон-Алайского района и региона в зоне проекта составляет не более 27 000 человек. Остальные 99,5% жителей страны отрезаются этим железным "тесаком", и отбрасываются к северу - за Алайский хребет. Для Кыргызстана эта транзитная магистраль становится недосягаема: село Сарыташ расположено на высоте в 3150 метров, а перевал Талдык перед ним еще выше - на высоте 3615.

Каким образом министр транспорта и премьер хотят поднимать железнодорожные составы на высоту в три километра, если советский опыт ограничивался 2 километрами. Такой опыт есть у Китая, проложившего дорогу в Тибете на высоте в 5 км. Китай к проекту ККУ готов уже давно - к Кашгару подведена ветка, которую китайцы готовы вывести либо на Торугарт, либо на Эркештам.

Маршрут через Чон-Алай лоббирует, помимо Китая, еще и Таджикистан. "Но железная дорога в Китай, - рассуждает Марат Мусуралиев, - не даст Таджикистану транзита в широтном направлении по причине большого количества промежуточных границ. Единственное что произойдет - это массовый вывоз таджикистанских минеральных ресурсов и остального сырья: хлопка, шести, минеральных удобрений".

Карты

Дебаты вокруг проекта Китай-Киргизия-Узбекистан идут, без малого, семнадцать лет. В Киргизии постоянно пересматривают технико-экономическое обоснование. "ТЭО готово, но мы не согласны с результатами, которые нам предоставили. Сегодня оно дорабатывается в связи с тем, что выросла стоимость", - заявляет глава правительства. Китайцы ТЭО регулярно переделывают.

Последователей великого кормчего не смущает ни постоянный рост издержек, ни смена графиков - киргизским чиновникам всегда было выгоднее получать от зарубежных партнеров индивидуальную поддержку. "Многие думают, что они подзаработают на строительстве этой дороги, - размышляет депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешов. - Но страна проиграет. Мультипликативного эффекта не будет".

Свои слова депутат подкрепляет документом: в 2009 году в Минкономики появилась справка-обоснование проекта ККУЖД с китайской стороны. Там недвусмысленно было сказано, что эту дорогу они намерены проводить именно возле месторождений киргизских ресурсов. Беспокойство парламентария разделяют и эксперты-логисты. По их мнению, Китай осваивает проекты на условиях, выгодных лишь для него самого - мало того, что выдает выгодные кредиты при условии их освоения самими же китайцами, так каждый дорожный проект предполагает за собой выдвижение для страны-заемщика китайского проекта по освоению месторождений на данных территориях.

Прежде всего, речь идет о золоте. Китайцы вывозят из Киргизии лишь золоторудный концентрат без точного учета. Помимо золота, компания добывает серебро и медь. С одного только месторождения Кара-Казык ожидается добыть 543 кг золота, 1911 килограммов серебра и 670 тонн меди. Кроме того, в Узгенском бассейне Кара-Шоро и Сарымоголе разведаны сотни миллионов тонн высокомарочного длиннопламенного угля; а в Алайской долине есть еще и нефть. Общая стоимость недр, расположенных в зоне охвата проекта железной дороги с выходом к Китаю исчисляется десятками миллиардов долларов.

Деньги

Идя навстречу выгодным индивидуальным предложениям, в Киргизии запустили китайскую программу "Ресурсы в обмен на инвестиции". Программа уже вступила в активную фазу. На автомобильной трассе Ош-Эркештам, один из участков которой был отремонтирован китайцами, им отдано золоторудное месторождение Иштамберды. Его стоимость в десятки раз превосходит стоимость ремонта этого участка. Любопытно, что советские геологи открыли его в далеком 1934 году, оценив запасы золота в 79 тонн, а президент Атамбаев уверенно говорит лишь о 20 тоннах.

В своем интервью радио "Азаттык" он заявляет, что никакого риска коридор из Китая в Узбекистан не несет. Очевидно, президент считает нормальными условия китайского кредита под проект, согласно которому, все риски по содержанию и окупаемости железной дороги ложатся на Киргизию. При этом все вопросы и разногласия решаются только в китайском арбитражном суде, и в спорных случаях Киргизия отказывается от всяких претензий к КНР. Киргизия также отдает Китаю право обеспечить работой по строительству и прокладке полотна китайских строителей.

Таким образом, Китай получаит месторождения полезных ископаемых, а Киргизия будет ждать обещанных ежегодных $200 млн от транзита грузов по дороге, задача у которой одна - вывоз ресурсов.

"Кому достанется отличный уголь с узгенского Кара-Шоро? - Рассуждает Марат Мусуралиев. - В Бишкек его не повезешь, с ним только автомобильное сообщение. В Узбекистане рынок ограничен. А в Китай по новой "железке" - пожалуйста. Особенно, если и здесь Китай пролоббирует прокладку железной дороги с его колеей в 1435 мм".

По словам эксперта, еще более жесткая переориентация на Китай ждет Алайскую долину с ее ресурсами. "От нее до Оша по новой дороге 200 км, а до Бишкека 870, и только на автомобиле, а до Китая будет прямая колея 1435 мм и расстояние в 100 км, - приводит пример Мусуралиев. - Не верьте сказкам о прокладке железнодорожного ответвления в меридиональном направлении на следующем этапе проекта, не будет этого"

Киргизскому народу не впервой отдавать свои земли в угоду сиюминутной выгоде. Издание Арена.Kg приводит список земель, отданных, в разное время разными киргизскими правителями. "Шабдан батыр за 40 кобылиц отдал половину Кемина. В советское время пьяные от кумыса руководители народа подарили Сох, Шахимардан и другие земли. При Раззакове склон Чаткала, похожий на рай, был подарен узбекам. При Усубалиеве земли на джайлоо Суусамыр до Баш-Корумду отошли казахам. При Аскаре Акаеве 200 тысяч гектаров земли Узенгу-Куша отдали Китаю, а Бакиев отдал Казахстану Каркыр", - пишет газета.

Два ствола

2014 год ознаменовался для Киргизии поставками российской военной техники на сумму $1,1 млрд. В киргизскую армию попадут вертолеты, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, боевые разведывательно-дозорные машины, полевые и стационарные военные госпитали, стрелковое оружие. Таджикистану Россия также окажет помощь в модернизации армии на $200 млн.

В итоге Киргизия сможет встать в военном отношении на один уровень с такими гигантами, как Узбекистан и Казахстан. Но, если Таджикистан, пережив гражданскую войну, удерживает в своей стране пусть и хрупкий, но мир, то Киргизия постоянно доказывает обратное. Каждый политический процесс с участием очередного регионального манапа выливается в массовое неповиновение, при котором все чаще звучат лозунги об исконных землях народов, родов, семей.

При таком развитии событий, когда активная экспансия иностранных недропользователей дополняется внутренней разобщенностью, российское вооружение в Киргизии рискует оказаться в неизвестно чьих руках. В свободном хождении уже находится огромное количество стрелкового оружия из отечественного арсенала, отнятое и брошенное солдатами и милиционерами во время бунтов и переворотов. Чаще всего этот арсенал, согласно криминальным сводкам, всплывает в регионах. Таким образом, и без того вооруженная мятежная провинция вскоре получит в свое распоряжение еще не один боекомплект. Так, по словам главы пограничных войск Киргизии Токона Мамытова, российское вооружение пойдет в первую очередь пограничникам - то есть, в регионы.

Если же учесть, что китайское лобби в киргизском истеблишменте опирается именно на выходцев из регионов, выходит, что, российское оружие окажется именно у приграничных князьков. Это и отказывающийся выполнять прямые приказы главы государства мэр Оша Мелис Мырзакматов, и выходец из приграничного Жалал-Абада, Камчибек Ташиев, предпринявший попытку государственного переворота и отпущенный на волю. Ош и Жалал-Абад - основные территории, которых коснется проект ККУ. Они же - самые сложные в приграничном плане территории, где больше всего вопросов с границей.

Москва пытается вернуть контроль в Средней Азии. Но, выстраивая по южному периметру СНГ вооруженную буферную зону, она рискует получить партию неуправляемых Бишкеком местных ханств, прикормленных китайской экономической машиной, и имеющих в своем владении месторождения - под охраной российского оружия.

Павел Громский

За матеріалами: Росбалт
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на вчора, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес