Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Эксперт.UA: Ежегодный форум участников страхового рынка в Ялте показал, что отечественный рынок страховых услуг стремительно изменяется

10:26 26.09.2005 |

Страхування

У страховщиков все больше иностранного капитала, удельный вес "отмывочных" операций снижается

Осенний Крым встретил V Международный Ялтинский форум участников страхового рынка разгаром бархатного сезона. Именно в Ялте два года назад решилась судьба одного из крупнейших операторов рынка. По словам президента СГ "PZU Украина" Андрея Перетяжко, именно тогда польская сторона приняла окончательное решение инвестировать в украинскую компанию "Скайд - Вест".

За последний год страховой рынок значительно изменился. Во - первых, резко возрос интерес зарубежных финансовых групп к отечественному рынку, а количество компаний, в которые вошел иностранный капитал, увеличилось еще на десяток. Во - вторых, по мере развития рыночной экономики в стране и роста доходов населения, услуги по страхованию уже не воспринимаются как прихоть, а кажутся все большему количеству людей естественной необходимостью. Вследствие этого и рынок становится цивилизованнее. По результатам его исследования, о котором на форуме рассказал Андрей Перетяжко, реальный рынок страхования вырос за год с 15% до 20% от объема валовых премий. (Аналитики "Эксперта" полагают, что этот показатель по итогам 2004 года составил 44% - детальнее см. "Эксперт" N 35 от 19 сентября.) Причем в ближайшие годы темпы роста классических операций могут ускориться с 20 до 30%.

"PZU Украина" также обнародовала свой прогноз развития рынка страхования жизни: он будет расти в ближайшие годы очень большими темпами и достигнет к 2010 году, по консервативному сценарию, 35% общей суммы страховых премий против нынешних 2%. Большим потенциалом обладают "автогражданка", накопительные программы и страхование имущества.

Этот прогноз очень хорошо сочетается с европейским вектором развития украинской экономики. По словам представителя Европейской страховой ассоциации Евы Коис, удельный вес страхования жизни в общем объеме страхового рынка в Евросоюзе достиг 60%.

Шантаж не пройдет

Смена правительства не позволила посетить форум представителям правительства и некоторых других органов исполнительной власти, к коим у рынка вопросов по традиции немало. Что касается регулятора - Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг, то ее контакты с представителями подшефного страхового сектора в столице достаточно тесные. Поэтому больших разногласий в позициях многих страховщиков и председателя Госфинуслуг Виктора Суслова нет.

Один из основных вопросов, который поднимался в Ялте, - налогообложение отрасли. Страховщиков пугает неопределенность фискальной политики правительства. И дело не в том, что правительство Юрия Еханурова пока не сформировано. Попросту в течение многих лет при подготовке проекта бюджета на будущий год Минфин предлагает усилить фискальное давление на рынок страховых услуг, где операции по фиктивному страхованию превышают половину собранных премий, а соотношение премий и выплат крайне низкое, что говорит о номинально высокой рентабельности сектора. Страховщики в ответ называют налоговые инициативы чиновников "шантажом".

Понимая, что лучшая защита - это нападение, Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ) создала рабочую группу по подготовке Концепции налогообложения страховой деятельности, которую воглавил экс - глава Антимонопольного комитета, президент НАСК "Оранта" Александр Завада. Рабочая группа предлагает пока сохранить нынешнюю систему налогообложения. Вместе с тем страховщики говорят, что не боятся перехода на общую систему и уплату 25% - го налога на прибыль. Однако тогда может сложиться такая же ситуация, как в банковском секторе. Там соотношение уплаченного налога на прибыль к валовым доходам у крупнейших банков не дотягивает до 1%, в то время как у страховщиков этот показатель сейчас на уровне 3%. Банки имеют постоянные претензии со стороны налоговых органов и правительства, которые указывают им на низкий уровень уплаты налогов.

Рынок готов к возможной дифференциации налогообложения в зависимости от вида деятельности. Речь идет о шкале от 0 до 10%. Однако страховщики предлагают дифференцировать ставки только для тех операций, которые сегодня облагаются 3%. Льготные (нулевые) ставки Лига предлагает не трогать.

По словам Александра Завады, предложения о налогообложении прибыли должны готовиться очень тщательно. Он считает, что правительство готово выслушать страховщиков, ведь уже собрана необходимая статистика, просчитаны варианты. Рабочая группа ЛСОУ будет настаивать на последовательности введения изменений в систему налогообложения, предлагая сначала "подтягивать" систему надзора, а уже затем менять систему уплаты налогов. Резче высказался председатель наблюдательного совета СК "Универсальная" Александр Павленко: "Каждое государство получает налогов столько, сколько оно заслуживает. Систему надо положить на культуру уплаты налогов. Ведь налоговые инспектора настроены только смотреть в план. Надо к налогоплательщику относиться как к человеку, который платит, а не наоборот".

Кроме того, отечественные страховые компании в рамках интеграции в международную финансовую систему собираются переходить на международную систему бухгалтерского учета и отчетности (МСБУО). По мнению Завады, сегодня даже при неслабом проникновении иностранного капитала на украинский страховой рынок ни одна компания не готова работать по МСБУО. В частности, не подготовлена инфраструктура.

Страховщики хотят договориться с правительством о целях страхового рынка. Все согласны с тем, что его надо оздоровить и развивать классический рынок. А для этого не стоит давить на него налогами и усложнять механизм их взимания. По словам Александра Завады, у правительства есть четкое понимание, что с рынка больше не выдавишь, а выводы о том, что введение налогообложения прибыли дало бы дополнительно 70 млн гривен в 2004 году, ложны. Руководитель рабочей группы ЛСОУ сообщил о том, что по итогам фокус - группы, в которую вошли 12 компаний, обнаружилось стопроцентное налогообложение прибыли, а никак не шести, о чем твердили чиновники предыдущего правительства. В любом случае, по его мнению, все должно завершиться созданием европейской системы надзора и налогообложения. Но при этом стоит помнить, что большинство европейских стран как раз использует двойное налогообложение.

Польский путь

На форуме была специально организована секция, призванная сообщить об опыте других рынков страхования. Для почина взяли Польшу, которая наряду с Россией постепенно становится основным источником прихода иностранного капитала. (Другое дело, что в Украину в итоге приходит тот же западный капитал, только происходит это через дочерние польские или российские структуры. Например, таким образом через российскую "Росно" на украинский рынок пришел крупнейший европейский оператор - Allianz AG.) Причем, как свидетельствует опыт других стран Центральной и Восточной Европы, нерезиденты будут и создавать новые компании, и скупать уже действующие.

То, что рассказали представители польского рынка, было интересно украинским и российским участникам. Отечественные страховщики сделали для себя главный вывод - украинский рынок идет той же дорогой, отставая от поляков на пять - семь лет. Страховой бум, который только начинается в Украине и характеризуется высокими темпами роста всех видов страхования, в Польше происходил во второй половине 90 - х. Впрочем, у наших соседей еще в 1999 году проведена полноценная пенсионная реформа и запущена трехуровневая система пенсионного обеспечения, которая дает "длинные" деньги экономике. В Украине второй уровень пенсионной системы (обязательный накопительный) так и не запущен, а третий (негосударственные пенсионные фонды) пока характеризуется низким уровнем доверия населения.

Страховщики, пользуясь случаем, постоянно жаловались на вытеснение их с накопительного рынка пенсионными фондами. Впрочем, посылы на слабые лоббистские позиции самих страховщиков выглядели достаточно слабым аргументом на фоне шестисот участников форума, степени проникновения инокапитала и гораздо более развитого рынка страхования по сравнению с другими небанковскими финансовыми учреждениями.

Во многих выступлениях чувствовалось: страховщики готовы за себя постоять. Президент ЛСОУ Александр Филонюк рассчитывает, что по итогам форума будет сформирован план развития страхового рынка, поддержанный большинством операторов этого рынка. И к этому плану, говорят в ЛСОУ, в правительстве прислушаются.

Тенденция же к усилению роли иностранного капитала на украинском рынке будет сохраняться, уверены все опрошенные участники форума. Во - первых, не самая бедная европейская страна с 47 - миллионным населением не может не привлекать к себе внимания крупнейших финансовых структур. Во - вторых, подкорректирован Закон "О страховании", а это позволит через пять лет после вступления Украины в ВТО (что вполне может случиться в конце этого года) напрямую открывать филиалы страховщиков - нерезидентов в нашей стране. В - третьих, украинский рынок - один из наименее монополизированных в регионе. В Польше крупнейший оператор уже контролирует почти половину рынка, а пять крупнейших операторов - около 65%, в Украине эти цифры составляют 5% и 15% соответственно.

По словам заместителя председателя правления Страховой группы ТАС Аннеты Гузек, страховая отрасль вообще интересна тем, что можно применять опыт других, хотя и нельзя забывать о специфике рынка, о потребителях, продавцах, сотрудниках компаний - они все совершенно другие. "Очень важный момент для молодого рынка: компания либо работает на увеличение доли рынка, либо находится уже на таком этапе развития, что думает прежде всего про финансовый результат. Совместить эти два направления не получится", - отмечает Гузек.

"Автогражданка" не идет

На форуме много говорилось об обязательном страховании гражданско - правовой ответственности (ОСГПО) владельцев автотранспортных средств. Однако операторы рынка преимущественно уповали на правительство, бездеятельность ГАИ и несознательность граждан, хотя сами согласились с беспрецедентными социальными льготами и не готовы быть гибкими в отношении тарифов. Как отметил заместитель гендиректора Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Иван Гуминский, средний платеж по "автогражданке" упал в августе до 130 гривен, а на сегодняшний день застрахована ответственность менее 15% владельцев транспортных средств. Зная, что годичная страховка двухлитрового легкового автомобиля (даже при наличии большого водительского стажа) обходится в крупном украинском городе не менее чем в 500 гривен, понятно, что страховщики гражданско - правовой ответственности автотранспортных средств серьезно просчитались. Проблемы уже возникают, когда в дорожно - транспортных происшествиях повинны незастрахованные водители. Главная проблема ОСГПО состоит в том, что эта система пока не распространена на весь рынок. Страховщики признают, что без поддержки со стороны власти заставить автолюбителей потратиться на страхование будет почти невозможно. По словам Андрея Перетяжко, только 25% опрошенных автомобилистов готовы купить полис. Значит, остальных может заставить застраховаться только контроль со стороны ГАИ. МТСБУ продемонстрировало графики, указывающие, что при таком низком уровне охваченности услугой "автогражданка" может потерпеть крах, как финансовый, так и юридический, поскольку в данной ситуации непонятно, кто будет платить за неплатежеспособных незастрахованных участников дорожного движения.

Кроме того, как сообщил президент МТСБУ Владимир Романишин, Украина взяла на себя обязательства по всеобщему введению ОСГПО в рамках системы "зеленая карта". Европейцы уже уведомили украинское правительство о потенциальных проблемах в связи с низкой охваченностью этим обязательным видом страхования отечественных водителей.

Секция, где обсуждались проблемы "автогражданки" - самого динамичного вида страхования - все же не стала самой посещаемой. Уверенность страховщиков в необратимых изменениях на рынке и отходе от массового применения схем привела их на секцию перестрахования. Мнений было множество, но все указывало на то, что "схемный" бизнес пока останется доминирующей задачей перестрахования.

Однако рекордно высокий интерес к форуму не только со стороны страховых операторов, но и брокеров, банкиров, фондовиков показал, что страховой бизнес действительно меняется. И страховщики все меньше будут походить на "мойщиков", а больше - на спасателей - дельфинов, беззаботно плескавшихся в бассейне под окнами зала, в котором проходили пленарные заседания форума. Ведь западный обыватель уже не может представить себя без множества страховок и того, что почти все убытки ему будут возмещены.

Оставить все, как есть

Александр Завада, президент НАСК "Оранта":

- Вопрос о налогообложении страховщиков в 2006 году - пока это вопрос к гадалке. В стране еще новое правительство не сформировано. Наше предложение следующее: если не можем выработать сложную систему, то оставить все, как есть. Если правительство способно произвести большие изменения, например, дифференциацию ставок, то это тоже возможно. Но все изменения должны быть тщательно подготовлены и осуществляться поэтапно. Более того, мы предлагаем сначала изменять регуляторные требования, а потом только сами налоговые нормы.

Еще хочу сказать, что есть инициатива и.о. министра финансов Сергея Терехина о налогообложении капитала. Существуют шесть причин, по которым введение налога на активы (капитал) недопустимо. Во - первых, количество стран, применяющих этот налог, невелико, и оно все время сокращается. Во - вторых, неоднократные попытки ввести аналогичный налог (на имущество предприятий) проваливались. В - третьих, это будет противоречить задаче существенного наращивания капитализации страховых компаний. В - четвертых, ни одна из возможных баз налогообложения не дает возможности избежать формализации и субъективизма при расчете этого налога. В - пятых, при любой ставке налога не удастся сделать бремя низким - для классических компаний и чувствительным - для неклассических. В - шестых, если вводить этот налог, бюджетные поступления не возрастут. А если не отменять нынешние налоги, то это введение третьего налога в страховой деятельности.

В Концепции развития страхового рынка до 2010 года четко указана задача привлечения инвестиций через механизм страхового рынка. В перспективе - это наибольший поставщик инвестиционных средств в государстве. Чтобы он мог это делать, ему надо дать возможность развиться. Будет, скажем, налогообложение 3% - он разовьется через 10 лет, а если 1% - через, условно говоря, 5 лет. Государство должно определить свои политические приоритеты.

Рейтинг и лояльность правительству - не одно и то же

Дмитрий Гришанков,

генеральный директор Рейтингового агентства "Эксперт РА":

- В отношении рейтингов в деятельности страхового рынка существует несколько мифов. В России долгое время считалось, что "невидимая рука рынка" все поправит и никаких рейтингов не надо. Из этого и произрастают конкурсы, где за малую или большую сумму можно стать "компанией года", "компанией тысячелетия", "компанией планеты". Противоположное направление - когда призывают рейтинговать всех и вся - ведет к коррупции.

В Украине еще слышны предложения (которые, к счастью, сходят на нет): давайте использовать рейтинг как некую заградительную меру. Однако в таком случае получается, раз компания имеет рейтинг - она хорошая, раз хорошая - то она делает то, что хочет видеть правительство. Например, не выводит деньги из страны. Ничего подобного, это миф. Если выводит, подобный шаг никак не сказывается на ее платежеспособности, надежности и в том числе на рейтинге.

Рейтинг на самом деле - это основной инструмент управления рисками. И здесь роль государства, роль регулятора - управлять рисками во всем, что связано с государственными деньгами и имуществом, во всем, что связано с населением - незащищенными инвесторами.

Применять рейтинги при выводе капиталов за границу - маловато. Да, сегодня и в России, и в Украине страховой рынок кажется безумно надежным, ведь банкротства можно сосчитать по пальцам, да и то это были прожженные жулики, строившие пирамиду. До сих пор правила страхования, которые формирует сама страховая компания, построены таким образом, что как только у страховщика возникают какие - либо проблемы, компания начинает "подкручивать" свои правила работы на рынке. Например, если это автострахование, в нем обязательно присутствует пункт, когда случай не является страховым - при нарушении правил дорожного движения. Пользуясь такими рычагами, всегда можно уйти от банкротства и надежно держаться на плаву. Но когда в России было введено ОСАГО, правила стали общие, все привели к общему знаменателю, и уже на сегодняшний день около шести компаний находятся в стадии банкротства. Именно одной из них два года назад мы отказались выдать рейтинг. Вот это и есть область применения рейтингов для управления рисками.

Андрей Блинов

За матеріалами: Эксперт.UA
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2575
 0,2468
0,60
EUR
1
44,9789
 0,2526
0,56

Курс обміну валют на вчора, 10:18
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,7833  0,17 0,42 41,4392  0,20 0,49
EUR 44,4229  0,20 0,45 45,2717  0,27 0,61

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2100  0,21 0,51 41,2400  0,22 0,54
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес