Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Председатель Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Анатолий Балюк считает, что пока в стране нет публичных компаний, проводить биржевые торги бессмысленно

11:38 03.11.2005 |

Фінанси

Вас считают ставленником Виктора Януковича. Во время премьерства Юлии Тимошенко вы едва не лишились должности. Не боитесь увольнения сейчас?

- С предыдущим составом Кабмина работать действительно было нелегко. Например, проект закона "Об акционерных обществах", разработанный ГКЦБФР, в правительстве рассматривался трижды. Каждый раз у членов Кабмина возникало множество идей. Иногда доходило до смешного. Предлагалось контроль над предприятиями отдать в руки миноритарных акционеров. Мол, мелкий акционер должен быть самым главным.

Я говорил, ребята, давайте искать какой - то баланс. Кому нужны 75% акций предприятия, если права крупного собственника сопоставимы с правами владельца 25% пакета? Когда Юрий Ехануров стал премьером, после двух - трех заседаний правительства законопроект был полностью проработан и завизирован. Две недели назад мы передали документ в Верховную Раду. Хотелось бы, чтобы так же эффективно сработали и в сессионном зале.

Предыдущий председатель комиссии Олег Мозговой тоже неоднократно добивался принятия аналогичного законопроекта. Каковы ваши шансы?

- Мы сделаем все, что от нас зависит. В свою очередь, правительство будет активно участвовать в агитации депутатов. Да и сам рынок заинтересован в принятии законопроекта. Ведь Закон "Об акционерных обществах" - это конституция корпоративного сектора экономики. А около 75% ВВП приходятся на предприятия, созданные в форме АО.

Пока же корпоративный сектор регулируется морально устаревшим Законом "О хозяйственных обществах", принятым еще в 1991 году. Рынок давно требует новых законодательных инициатив.

В чем новизна этих инициатив?

- Прежде всего - это отказ от создания закрытых акционерных обществ. В Украине должны существовать исключительно публичные акционерные компании. Например, в Польше компании попадают в поле зрения аналогичной комиссии только после того, как их акции появились в свободном обращении и котируются на Варшавской бирже. Поэтому инвестор, вкладывая средства в ценные бумаги, знает, что выбранное им предприятие находится под государственным контролем. Так работает весь мир. Если ты хочешь работать как акционерное общество - становись публичной компанией. Другого пути нет.

В законопроекте прописано, что если компания желает стать публичной, необходимо пройти обязательный листинг на фондовой бирже. Внести необходимые изменения в уставные документы, связанные с преобразованием из ЗАО в ОАО можно будет в течение "амортизационного периода", который будет длиться максимум год.

Вы выступаете против того, чтобы отдавать контроль над предприятием в руки миноритариев. Значит, они по - прежнему останутся бесправными?

- Законопроект призван прежде всего защитить вложенные средства мелких акционеров. К примеру, дивиденды должны гарантированно выплачиваться, а когда проводится допэмиссия, каждый акционер может рассчитывать на первоочередное право покупки акций. Если условия выпуска его не устраивают, то он вправе продать принадлежащий ему пакет по рыночной цене.

Не боитесь, что мелкие акционеры завалят суды исками к крупным акционерам?

- Можно долго говорить о сложившейся судебной практике. Все 26 случаев двойных реестров произошли по вине районных судов, принявших разные решения. То есть проблема не в законодательстве, регулирующем фондовый рынок. Например, как регулятор мы вправе проверять регистраторов. Но представителям комиссии нередко отказывают в предоставлении документов, ссылаясь на решения судов. Это нонсенс в мировой практике. Сложилась абсолютно тупиковая ситуация. Нам остается уповать на Высший совет юстиции, Минюст и Генпрокуратуру.

Уже не первый год ведется борьба между Нацдепозитарием и МФС за право обслуживать ценные бумаги эмитентов. Когда конфликт будет исчерпан?

- Госкомиссия заканчивает разработку законопроекта об изменениях в Закон о "Национальной депозитарной системе Украины". В ближайшее время мы согласуем его с участниками рынка, после чего документ будет передан на согласование в правительство.

Я считаю, что следует создать жесткую систему защиты инвесторов и учета прав собственности. Поэтому необходим единый центральный депозитарий. Ведь огромное число корпоративных конфликтов связано именно с отсутствием такой структуры. Логично было бы объединить Нацдепозитарий и МФС. Это наиболее простое решение, с учетом экономии финансовых и человеческих ресурсов.

Другая идея ГКЦБФР - объединить биржи. Как вы собираетесь это сделать?

- Иностранные инвесторы смеются, когда узнают, что в Украине работают 8 бирж. Для неразвитого фондового рынка вполне хватило бы и одной. Сейчас комиссия проверяет биржи на соответствие всем нормативным требованиям. Вполне возможно, что какие - то площадки потеряют право проводить торги. Но, честно говоря, не хочется принимать административные меры для их объединения. В то же время мы против слияния, продиктованного необходимостью участвовать в приватизационных конкурсах.

Следует отметить, что объемы торгов в торгово - информационных системах (ТИС), а именно в ПФТС, существенно выше, чем на биржах. Это объясняется отсутствием гарантий и фиксации выполнения обязательств по заключенным сделкам, что приводит к неоправданному завышению или занижению котировок ценных бумаг и искривлению индекса ПФТС. Поэтому необходимо уточнить статус ТИС, базируясь на европейском законодательстве.

Но проблема не в количестве бирж, а в отсутствии ликвидных ценных бумаг. Если компании станут публичными и раскроют информацию о своей деятельности, повысится спрос на акции. Тогда и начнут работать биржи.

Недавно приходит ко мне один депутат и жалуется, что кто - то начал скупку акций предприятия, где ему принадлежат 77% уставного фонда. Тем временем стоимость акций стремительно возросла. Я ему говорю: "Чего вы боитесь? Ведь всего за несколько месяцев капитализация компании возросла в семь раз". Необходимо, чтобы в сознании людей фондовый рынок перестал быть чем - то эфемерным. Это идеальный механизм привлечения инвестиций, способный подтолкнуть развитие всей экономики.

В основном сделки с ценными бумагами заключаются не на биржах или в ПФТС, а по телефону. Как ГКЦБФР собирается вернуть торговлю на фондовые площадки?

- К сожалению, закон не требует осуществления купли - продажи ценных бумаг исключительно на организованном рынке. Это позволяет занижать реальную стоимость ценных бумаг, что в свою очередь отражается и на поступлениях в госбюджет от приватизации стратегических предприятий.

Мы предлагаем, во - первых, на законодательном уровне установить требование обязательной продажи ценных бумаг стратегических для государства предприятий исключительно через организаторов торговли. Во - вторых, обеспечить обязательный листинг предприятий, где государству принадлежит контрольный пакет. В - третьих, продавать госпакеты акций размером более 25% исключительно на фондовых биржах. В - четвертых, при приватизации госпакетов обеспечить предварительную продажу 5 - 10% акций на фондовых биржах для определения их рыночной стоимости.

Кроме того, необходимо внедрить льготное налогообложение операций купли - продажи ценных бумаг на организованном рынке и ужесточить налогообложение на неорганизованном. Также нужно установить требования к минимальным объемам торгов ценными бумагами как для организаторов торговли, так и для торговцев, учитывая слишком большое число профучастников фондового рынка.

Беседовал Игорь НАУМЕЦ

За матеріалами: Контракты
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на 17.05.24, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на 17.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес