Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Корпоративные облигации стали менее привлекательны для банков

17:57 13.01.2004 |

Фінанси

В 2001 году облигации были для банков привлекательны из - за высокой доходности.

В 2002 - м - потому что некуда было девать деньги. Нынче причин любить облигации все меньше, но избавляться от них банки не хотят или не могут. Впереди новое испытание - дефолт.

Отношения украинских банков и корпоративных облигаций напоминают телесериал. Здесь есть все - от знакомства и бурного развития отношений в прошлом году до некоторого охлаждения в этом. Что будет дальше, можно достаточно смело прогнозировать на основе типовых сюжетов мыльных опер. А обычно следующим событием в них является измена одного из супругов. На языке ценных бумаг - дефолт.

Судя по записям в ГКЦБФР, первые облигации появились в Украине в 1996 году. Кто был их первым покупателем, точно неизвестно. Не вызывает сомнения другое - до "знакомства" с банками долговые ценные бумаги использовались только самыми смелыми из финансистов. Банки до кризиса 1998 года были увлечены их яркими соперницами - ОВГЗ.

Очевидно, в поле зрения банков корпоративные облигации попали только в конце 2001 - го, а близкие отношения завязались в следующем году. Влечение оказалось взаимным. У банков вследствие стабильности экономики и больших темпов прироста денежной массы появились деньги, и даже в больших объемах, чем они могли "пристроить". На то время директор Департамента монетарной политики НБУ Наталья Гребеник вспоминала, что "около 1,5 млрд. грн. сверхдостаточной ликвидности изымались периодически при помощи тех или иных инструментов Нацбанка". По всей видимости, тогда подотчетные НБУ учреждения просто не знали, куда девать часть денег. И думали, что в ближайшие годы не узнают. Чтобы не выкупать депозитные сертификаты НБУ, они решили нарастить выдачу долгосрочных кредитов и покупку корпоративных долговых бумаг.

Облигации идеально подходили для связывания "лишних" денег. Особых проблем с оформлением сделки не возникало, предоставления залога не требовалось. На обслуживание уходили копейки, по сравнению с кредитами. В то же время доходность, на фоне ожидания скорого снижения ставок, вполне устраивала банки. Например, Одесский коньячный завод по своим бумагам серии Е в 2001 году давал 25% годовых. Хотя это, конечно, и меньше, чем по облигациям "Стирола" 2000 года (50%), но ведь и времена были иные. С таким развитием событий в следующем году банки могли не получить и эту доходность.

Покупка банками долговых бумаг стала массовой только в следующем году. Количество и объемы выпусков росли, а ставки по ним падали. В 2002 - м один из крупнейших эмитентов - "Сармат" - выплачивал всего лишь 17% годовых. Банки, сидевшие на мешках денег, понимали: нужно покупать все, что предлагают, пока не поздно. Достаточно было взглянуть на депо - рынок, где ставки почти год "ползали" в районе нулевой отметки.

Прочих возможных покупателей оказалось немного. Предприятия реального сектора, в отличие от банкиров, видели много альтернативных возможностей для развития и инвестирования. И проценты, которые приносили корпоративные облигации, для них не были привлекательными. Те же, кто хотел перераспределять средства с помощью облигаций, уже давно строили закрытые схемы. Страховые и инвестиционные компании работали в своем русле и также не проявляли интереса к прекрасным долговым незнакомкам. К концу этого года ситуация мало изменилась.

Отношения банков и корпоративных долговых бумаг с фиксированной доходностью сначала развивались бурно еще по одной причине. По неофициальной информации, многим потенциальным получателям кредитов финансисты даже рекомендовали выпускать облигации, которые банк с удовольствием бы купил. Не зная внутренней кухни, трудно понять, зачем банки это делали. Возможно, благоприятствовала этому иная система оценки рисков и формирования резервов. Возможно, экономилось время на процедуре принятия решения о покупке бумаг или оформления залога.

Известно, что акционерные общества не имеют права выпускать облигации на сумму, большую 25% уставного фонда. Кроме того, их финансовое положение могло быть далеко не безоблачным. Поэтому для эмиссии они регистрировали предприятие иной формы собственности (например, ООО), которое эмитировало долговые бумаги, а полученные деньги направляли в головную контору. Понятно, что залога у этих временных компаний обычно не было. В лучшем случае, обеспечением погашения займа служила гарантия "старшего брата". Наверняка есть и другие факторы, подтолкнувшие банки к кредитованию предприятий путем покупки облигаций.

Одним из последствий такой подковерной возни стала иллюзия многих предприятий о привлекательности облигаций как таковых. Они ринулись регистрировать выпуски своих бумаг, прибегая к услугам профессиональных посредников. К концу этого года стало очевидным формирование целой группы невыкупленных "рыночных" (проще говоря, не проданных уже до их регистрации) облигаций. Их количество подтвердило, что в 2003 году банки начали постепенно охладевать к новым инструментам, а популярность последних не так бесспорна.

Причин тому было несколько. Во - первых, финансисты открыли для себя рынок кредитования физлиц. Ссуды на покупку жилья и автомобилей являлись долгосрочными вложениями. А значит, составили конкуренцию облигациям. Во - вторых, выяснилось, что при существующей средней длине пассивов (около полугода) бесконечно наращивать инвестиции сроком несколько лет не получится. И третьим, главным фактором ухудшения отношений стал постепенный рост процентных ставок межбанка. Поведение депо - рынка предопределило и повышение расценок на ссуды реальному сектору.

Одним словом, банки больше не устраивали облигации. Как остывшие к супругам мужья, они стали видеть изъяны в своей второй половине. Недостатков оказалось предостаточно.

Во - первых, доходность корпоративных облигаций не поспевала за ставками кредитования реального сектора, а иногда - и ценами межбанка.

Во - вторых, за год совместной жизни в любовной эйфории как - то забыли создать нормальный, ликвидный вторичный рынок fixed incomes. Банки, купив облигации, по сути, подписали брачный контракт на срок их обращения (обычно не менее года) без права расторжения. Единственной юридической уловкой оказалось условие досрочного выкупа, по которому некоторые особо несчастливые мужья могли вернуть невесту родителям. На языке финансов - досрочно предъявить к погашению.

Ценность своих облигаций желательно периодически подтверждать. Цель проста - пристальные глаза контролеров из НБУ должны периодически убеждаться, что они действительно хороши, то есть ликвидны, и имеют высокую рыночную стоимость. Традиционным местом для проверки стала Первая фондовая торговая система (ПФТС). Чтобы избежать ненужных хлопот, по ценным бумагам лучше всего проводить несколько сделок каждый месяц. Впрочем, дело добровольное. Просто если не "светить" свои облигации, НБУ заставит резервировать под них большую сумму.

Стоит отметить, что большая часть крупных банков - "многоженцы", то есть имеют по несколько видов облигаций в портфелях. Отчасти это следствие описанного выше явления - скрытого кредитования. Некоторые финансисты демонстрируют изрядное самолюбие и очень часто появляются в ПФТС со своими бумагами. Площадка регулярно составляет рейтинги торговцев. Но другие банки не особенно вглядываются в эти таблицы, в отличие от посторонней публики, которая явно под впечатлением от прочитанного.

Стоит признать, что нетерпение банков еще не достигло апогея. Об этом говорит то, что даже в дни кризиса ликвидности они не спешили избавляться от облигаций. Возможно, они верят обещаниям НБУ о неизбежном падении ставок по гривневым кредитам. В то же время "супружеские узы" с новыми украинскими корпоративными облигациями они тоже не спешат обретать. Теперь обычно банки приобретают бумаги либо очень доходные, либо те, под которые дает рефинансирование НБУ. Не очень соблазняются они и украинскими евробондами.

Зато некоторые банки уже намерены в следующем году "выдать замуж" за иностранцев своих "дочерей". О размещении или работе над выпуском еврооблигаций объявили "Приват", "Укрсоцбанк" и ряд других учреждений. При этом, конечно, им пришлось раскошелиться на дорогую "бижутерию" - международные рейтинги. Но деваться некуда - за дочерей без украшений требуют гораздо большее приданое в виде процентов.

Что же ждет образцово - показательный "брак" предыдущего года дальше? По мнению участников рынка ценных бумаг, они продолжат совместное проживание, пытаясь время от времени разнообразить отношения. Например, создать вторичный рынок.

И еще. Большинство торговцев считает, что практически неизбежна "измена жены" - дефолт. Украина дожила до сегодняшних дней без единого отказа эмитентов платить по облигациям. Но в цивилизованном мире такое случается.

По мнению специалистов, украинские дефолты возникнут из любопытства эмитентов: что же будет, если вдруг отказаться платить по долгам? Не исключен вариант, когда крупная компания, выпустившая облигации, применит админресурс, и банки согласятся продлить срок пребывания бумаг в своих портфелях. Или попросту решит, что в данный момент не будет возвращать деньги. Этим украинские дефолты будут отличаться от российских, которые возникли из - за массового выпуска "мусорных" (с минимальной гарантией возврата средств) облигаций на огромные суммы. Сегодня в нашей стране большинство неразмещенных выпусков - как раз "рыночные", с хорошей доходностью и минимальной вероятностью невозврата денег. Банкам они почти не интересны, а другим предприятиям - и подавно.

Бояться не стоит. Повальных дефолтов при общей экономической стабильности в стране не происходит. Торговцы ценными бумагами считают, что большая часть облигаций останется в портфелях банков вплоть до погашения бумаг. Однако впредь финансистов будет не так легко завлечь в свои сети.

Сергей ЛЯМЕЦ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7206
 0,1688
0,43
EUR
1
42,8148
 0,3836
0,90

Курс обміну валют на сьогодні, 11:09
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4258  0,01 0,02 39,9850  0,00 0,01
EUR 42,4325  0,05 0,13 43,1567  0,05 0,12

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5600  0,25 0,63 39,6300  0,20 0,51
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес