Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Правительство идет "брать" Нацбанк (Так сразу и не вспомнишь, когда в последний раз Национальный банк Украины подвергался такому откровенному и, прямо скажем, антиконституционному давлению, как теперь)

Сильнее на него давили разве что во времена Лазаренко.

Впрочем, у очень многих вкладчиков коммерческих и стеклянных банков и банок, пострадавших в результате апрельской девальвации доллара, может быть и другое мнение. Они лучше помнят недавние времена, а именно - апрель этого года. Хотя, может быть, и не все знают, что свое решение о ревальвации курса гривни НБУ тогда принял под сильнейшим давлением правительства и, в частности, Минэкономики. Можно даже предположить, что как бы даже отступая под давлением превосходящих по политическому весу сил "противника" и принимая требуемое, но далеко не логичное решение (доллар в соответствии с ним одномоментно упал в Украине на 4,7%), Нацбанк наперед знал, какие могут быть последствия. А те, кто его к этому вынудил, тут же сделали вид, что ничего не знали и изо всех сил продемонстрировали возмущение. К чести руководства НБУ, оно тогда пообещало, что резких скачков больше не будет и до осени курс будет держаться. Пока что НБУ слово держит, чем в немалой степени способствует стабилизации ситуации и позволяет бизнесу планировать свою работу.

Странно, что это вызывает недовольство правительства. Как заявил во вторник министр экономики Сергей Терехин, несмотря на неоднократные обращения Министерства экономики, Нацбанк отказывается от содержательного участия в подготовке прогнозно - программных документов и высказывает позицию, что рассматривает эти документы исключительно как правительственные. "Минэкономики предлагает совместное решение Кабинета Министров и Национального банка о создании постоянно действующей межведомственной комиссии, которая на рабочем уровне будет согласовывать целевые параметры политики и прогнозные расчеты", - сказал Терехин на расширенном заседании коллегии министерства. По его словам, Минэкономики выступает за четкое определение приоритета между инфляционными и курсовыми целями денежно - кредитной политики, поскольку попытки НБУ удержать курс гривни от ревальвации приводят к росту объемов эмиссии через канал валютного рынка, что может спровоцировать инфляцию.

Если перевести это макровысказывание на понятный рядовому налогоплательщику язык, то оно означает, что правительство нашло еще одного, кроме парламента, козла отпущения за допущенные им просчеты , вызвавшие падение роста экономики и подъем инфляции. Расчет прост: если Нацбанк заупрямится и откажется еще раз провести на гражданах Украины эксперимент, подобный апрельскому, то его можно будет обвинить во всех грехах. А если поддастся давлению, то правительство, практически отказывающееся поддерживать валютообразующие экспортные отрасли экономики (и без того страдающие от неблагоприятной мировой конъюнктуры), в глазах граждан останется в привлекательных белых оборочках, а стрелку недовольства граждан можно будет снова перевести на НБУ.

Отметим, что в этом месяце это уже вторая атака Минэкономики на Национальный банк. Неделю назад НБУ парировал ее тем, что не видит оснований для изменения проводимой в настоящее время курсовой политики и считает, что соотношение гривни к доллару на уровне 5,05 грн./$1 является сбалансированным.

Как сообщил заместитель председателя НБУ Сергей Яременко, комментируя "указания" министра экономики, это "в очередной раз дает отрицательные сигналы рынку и может его дестабилизировать". "Министру экономики негоже давать советы по курсовой политике при наличии огромного количества проблем в его ведомстве", - считает Яременко. При этом банкир мог бы также напомнить министру, что Конституция и закон о Нацбанке Украины предусматривают его (НБУ) независимость и, естественно, в первую очередь от непродуманных требований правительства.

Между тем атака Минэкономики на Нацбанк, похоже, лишь часть спланированной акции, направленной на то, чтобы "пощипать" банковскую систему Украины. Наряду с Минэкономики за это дело взялась и налоговая администрация, в ультимативной форме угрожая обнародовать список банков, которые, по ее мнению, минимизируют свои налоги. Нацбанк в этой ситуации не решился открыто стать на защиту коллег из "второго уровня", но это сделала общественная организация - Ассоциация украинских банков. Она обратилась к главе ГНАУ Александру Кирееву и председателю НБУ Владимиру Стельмаху с требованием не допустить распространения налоговыми органами сведений, свидетельствующих о предвзятом отношении к банковским учреждениям. АУБ подчеркивает, что такие заявления могут основываться только на результатах проверок налоговыми органами банковских учреждений и соответствующих судебных решений, а не на основании аналитических расчетов и ссылается, в частности, на положения Конституции о презумпции невиновности. АУБ отмечает, что подобные заявления ГНАУ подрывают деловую репутацию банков как институтов общественного доверия и могут привести к непредвиденным последствиям как для банковской системы, так и для экономики Украины в целом.

Сумеет ли банковская система противостоять "наскокам" правительства и удержать валютную ситуацию под контролем? Вопрос, как говорится, сложный. Похоже, и Минэкономики, и ГНАУ действуют в полном согласии с руководством правительства, подающего соответствующие сигналы. Достаточно напомнить высказывание премьер - министра Юлии Тимошенко о том, что у ряда банков налоговая нагрузка - менее 1%. Неужели нам мало предыдущих кризисов, которые трясут с начала года украинскую экономику - валютно - курсового, бензинового, сахарного и газового? Неужели впереди еще один валютный, а также банковский? Причем можно смело утверждать, что происхождение двух последним явно искусственное. Сейчас вся надежда на Президента, который в свое время был ярым сторонником независимости Нацбанка. Думается, он сможет утихомирить современных последователей В.Ульянова (Ленина), решивших добавить к имеющимся у них вокзалам и почтамтам еще и банковскую систему.

КОММЕНТАРИЙ

Вячеслав ЮТКИН,

председатель наблюдательного совета банка "НРБ Украина":

- Заявления Терехина - это откровенное вмешательство в процесс курсоопределения Нацбанка. И этого допускать нельзя. Я думаю, что ни в одной другой стране мира министр экономики не может вмешиваться в эти вопросы. Это попытка Минэкономики усилить свое влияние на Нацбанк. И то, что НБУ противится этому, вполне оправданно и можно только приветствовать, поскольку его положение и роль в стране, определенные специальным законом, не допускают давления и диктата. А Минэкономики не должно этого делать, поскольку таким образом может нивелироваться роль центробанка, которая во всех странах практически одинакова и состоит в обеспечении стабильности валютно - финансовой системы. Настолько же негативны для банковской системы и действия налоговой, грозящей опубликовать названия банков, которые якобы не выполняют своих обязательств перед бюджетом. Об этом можно было бы говорить только после решений судов. А в данном случае - это очень вредит репутации банковской системы в целом, и, я думаю, банки подадут в суд и выиграют. Минимизация, в которой обвиняются банки, предусмотрена законодательством, и если она выполняется в рамках законов, то банки нельзя ни в чем обвинять на основании актов, составленных налоговиками. Решение должно приниматься исключительно в судебном порядке. Иначе это прямая компроментация банков, подрыв доверия к ним. Кому это выгодно? Можно сказать о конкурентах, которые иногда решают эти вопросы и через налоговую. Но в действиях Минэкономики и ГНАУ просматриваются элементы согласованности, поскольку оба эти органа решают одну и ту же задачу - наполнение бюджета. Они, безусловно, в связке. Социальная направленность бюджета заставляет их увязывать свои действия.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2250
 0,0860
0,21
EUR
1
44,6467
 0,2454
0,55

Курс обміну валют на 02.08.24, 10:22
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9148  0,09 0,22 41,5319  0,12 0,28
EUR 44,2841  0,02 0,05 45,0367  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на 02.08.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2050  0,11 0,27 41,2400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес