Фінансові новини
- |
- 19.07.24
- |
- 16:20
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
ProUA.com: Ситуация на рынке нефтепродуктов в Украине во многом напоминает недавний продовольственный ажиотаж
11:58 03.10.2003 |
В течение последних 12 месяцев цены на импортную российскую нефть в Украине значительно возросли. В июне нынешнего года наблюдался особенно резкий скачок - со $115 - 120 до $165 за тонну. Июль принес некоторое затишье, но уже в сентябре никого не удивляла цена $210 за 1 тонну российской смеси urals - чуть ли не вдвое против весенних цен. В результате отпускные цены нефтепродуктов в Украине, к концу первой декады сентября установились на следующем уровне: дизельное топливо - 1900 - 1950 грн за тонну, бензин А - 76 - около 2050 грн, А - 92 - 2150 грн, А - 95 - 2250 грн. И только с началом октября трейдеры осторожно заговорили об относительной стабилизации цен.
Скачок цен на российское сырье обусловлен аналогичными процессами на мировом нефтяном рынке на фоне сокрашения объёмов добычи углеводородов. Так, с марта по август светлая смесь Light Sweet Crude на Нью - Йоркской товарной бирже подорожала с $25 до $28 за баррель ($175 - 196 за тонну), смесь Brent на Лондонской нефтяной бирже - с $22 до $26. Причем это не предел - после решения ОПЕК сократить суточную квору добычи с 25,4 до 24,5 млн баррелей следует, очевидно, ожидать очередного витка цен. А раз так, то европейский рынок для российских экспортеров становится более привлекательным - западные нефтеперерабатывающие заводы частично переходят на более дешевую российскую смесь. Поэтому большинство украинских НПЗ уже сейчас ощущают дефицит сырья.
Сыграло свою роль и повышение Россией в середине сентября экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Причем эти ограничения обошли стороной страны Таможенного союза стран СНГ - Белорусссию, Казахстан и Кыргызстан (кстати, первые две не так давно вошли в состав Единого экономического пространства). С 1 октября ставки пошлины на нефть поднялись на $8,7 за тонну, составив $33,8, на нефтепродукты - на $7,8, достигнув уровня $30,4 за тонну. Повышение ставок правительство РФ связывает с политикой привязки тарифных ограничительных мер нефтеэкспорта к динамике средневзвешенных биржевых цен на российскую смесь urals, диктуемую мировой конъюнктурой.
Правда, накануне решения о повышении ставок глава Госдумы РФ Геннадий Селезнев заявлял, что Москва готова пойти на компромисс в вопросе снижения ставки экспортной пошлины на поставляемые в Украину энергоносители в случае успешного ее вхождения в состав Единого экономического пространства. В противном случае, не исключил он, Россия откажется снимать пошлины по нефти и газу. Украина же, как известно, подписала договор о ЕЭП с оговорками. Так что иного решения от россиян и не следовало ожидать: как заявил посол РФ в Украине Виктор Черномырдин, Москва твердо намерена придерживаться политики установления мировых цен на нефть для соседних государств.
Впрочем, события, которые привели к росту цен на энергоносители в Украине, начались еще весной 2003 года, когда российское правительство начало поднмать ставок экспортной пошлины на смесь urals. Нынешнее повышение - уже третье по счету. В ответ российские компании нашли выход - начали завозить в Украину свою нефть под видом давальческого сырья, а потом отправлять его за рубеж. По словам министра топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов, особенно большие объемы реэкспорта российской нефти наблюдается у структур, работающих с Лисичанским НПЗ, контролируемым компанией "ТНК - Украина".
Подобные действия поставили под угрозу внутренний рынок топлива Украины накануне планировавшихся закупок 1,5 млн т дизтоплива для проведения посевной кампании. Чтобы спасти положение, Кабинет министров Украины был вынужден применить директивные методы ограничения реэкспорта нефти и нефтепродуктов. 23 сентября был издан указ об обязательной регистрации экспортных контрактов. По словам министра экономики Валерия Хорошковского, регистрация контрактов на реэкспорт начнется с 10 октября этого года.
В то же время, компании, владеющие украинскими нефтеперерабатывающими заводами, подписали с Кабинетом Министров договор на поставку 860 тыс. т дизельного топлива по цене 1700 грн. за тонну. При этом представители нефтеперерабатывающих предприятий отмечали, что в случае запрета экспорта нефтепродуктов, они не смогут в полном объеме обеспечить агарный комплекс дизельным топливом. Себестоимость же производства солярки, в связи с ростом цен на российскую нефть, увеличилась - как утверждают отраслевые специалисты, в среднем на 100 грн на тонну.
Так что нефтетрейдеры прекрасно воспользовались сложившейся ситуацией с дефицитом горючего в Украине. Более того, эксперты ожидают, что в октябре цены на горючее могут подрасти, несмотря на предпринимаемые правительством меры, еще на 5 - 10%.
Одно утешение - подорожание топлива скоро все же прекратится. Во - первых, осенние полевые работы рано или поздно заканчиваются. Во - вторых, по словам Игоря Еремеева, члена Комитета ВР по вопросам топливно - энергетического комплекса, как только северные российские порты, через которые нефть везут на Запад, замерзнут, дефицит сырья в России отступит, нефть вернется на внутренние российские рынки и цены снизятся. Потерпим до зимы?
Евгений Зайцев