Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Кiевскiй ТелеграфЪ": Производители нефтепродуктов не устают развивать собственные джобберские сети и улучшать качество производимых ГСМ

Мудрость важнее силы и заключается в том, чтобы избегать конфликтов и уметь не только слушать, но и слышать: воспринимать здравый смысл противоположной стороны. С этой точки зрения можно надеяться, что правительство обрело мудрость: в последних числах августа Минтопэнерго объявило тендер на отбор компании для проведения оценки проекта транзита нефти по простаивающему сейчас нефтепроводу Одесса - Броды в направлении Одессы. Кроме того, можно надеяться на то, что Кабмин разумно поступит в отношении производителей горюче - смазочных материалов (ГСМ) - тех самых нефтепереработчиков, которые работают сегодня фактически с минимальной прибылью, покупая нефть в Казахстане и России по ценам в два раза выше, чем в прошлом году. На фоне всего этого производители не устают развивать собственные джобберские сети и улучшать качество производимых ГСМ.

Кривое зеркало

На днях министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов заявил, что по результатам оценки проекта нефтяного реверса будут приняты решения об одесском направлении, но лишь в том случае, если реверсный маршрут окажется более экономически продуктивным для Украины. Остается только ждать результатов довольно жесткого отбора консалтинговых компаний, а затем убедиться, насколько тверды обещания членов правительства.

И сомнения в вопросе адекватности поведения чиновников, к сожалению, существуют. Примером тому служит "утечка" содержания письма исполнительного директора ТНК Германа Хана, адресованного Президенту Украины, тон и посыл комментария к нему в прессе, где делается навязчивый намек на угрозу независимости Украины со стороны отдельно взятой нефтяной, пусть и международной, компании. И это понятно: когда аргументы закончились, апологеты конфронтации треугольника Европа - Украина - Россия используют любые подтасовки и алогичные выводы.

Например, даже обыватель в здравом уме понимает, что руководитель одной из крупнейших нефтяных компаний России Герман Хан имеет полное право заявлять, что реверсный вариант использования нефтепровода не нуждается в дополнительных решениях и капиталовложениях. Данное мнение базируется на заключении уважаемого в мире консалтингового агентства CERA. Его, к слову, подтвердил и Евгений Лебедев, начальник бюро главных инженерных проектов ОАО "Институт транспорта нефти", главный инженер проекта Одесса - Броды. По его словам, "главная особенность нефтепровода Одесса - Броды - в возможности его реверсного использования, потому что этот трубопровод изначально был рассчитан на реверсное использование".

Авторы публикаций в прессе, очевидно, поднаторели в политических баталиях, но далеки от проблем энергетической безопасности Украины. Достаточно пообщаться с отечественными экспертами нефтерынка или владельцами автомобилей, чтобы понять: за три года работы в Украине Тюменской нефтяной компании рынок нефтепродуктов стал стабильнее, канул в Лету дефицит, вырос поток инвестиций в нефтепереработку, снизился объем контрабандного и некачественного горючего. И это вклад компании в энергетическую безопасность независимой Украины не на словах, а на деле. Более того, в руках правительства остается достаточно рычагов влияния на работу крупнейших иностранных инвесторов в нефтегазовом секторе страны. Так что можно говорить об однозначной взаимовыгодности данного сотрудничества, факт которой признан на самом высоком уровне.

Достаточно вспомнить слова Леонида Кучмы: "С первого дня и премьерства, и президентства я поддерживал идею, чтобы российские компании, подчеркиваю, нефтедобывающие, пришли на рынок Украины и принимали активное участие в приватизации нефтеперерабатывающих заводов. Я убежден, что если бы этого не было, то мы бы не имели сегодня стабильного рынка. У нас сегодня появился общий интерес. Российские компании хотят, чтобы эти заводы работали на полную мощность, и Украина этого тоже хочет. Это рабочие места, это бюджет и это рынок тех продуктов, которых сегодня в Украине не существует".

Еще более конкретно выразился Богдан Клюк, заместитель государственного секретаря Министерства топлива и энергетики Украины: "Я считаю, что приватизация "ЛиНОС" Тюменской нефтяной компанией была необходима, потому что теперь есть нефть, нефтепродукты, рабочие места, налоги в бюджет. Это самое главное".

Другие же тщательно отобранные из письма Германа Хана моменты прокомментировал человек, которого уж никак нельзя заподозрить в антипатриотизме. Член Комитета по ТЭК Верховной Рады Украины Николай Рудьковский отмечает, что "кто бы что ни говорил, но реальное затягивание вопроса реверса Одесса - Броды действительно имеет место. Ведь до сих пор Минтопэнерго "пережевывает" одно и то же. Хорошо хоть определились, что будут выбирать консалтера для оценки перспектив реверса, хотя и так все понятно: труба стоит пустой и ее надо заполнить".

Уборочные перспективы

К сожалению, для правительства нефтеперерабатывающие предприятия до сих пор остаются "мальчиками для битья". В результате уже к середине месяца можно ожидать роста цен на горючее. Предпосылок к этому несколько. И главная в том, что цена нефти в мире и России продолжает расти. Причем в России, которая наладила и увеличила экспорт нефти в обход Украины, стоимость черного золота растет более стремительными темпами. Как заметил генеральный директор ОАО "Укрнефтехимпереработка" Николай Приймак: "За последние несколько месяцев стоимость нефти в мире выросла на сорок процентов, а цены на углеводородное сырье в России поднялись по сравнению с августом прошлого года вообще на сто процентов - как следствие цены на ГСМ должны вырасти". Уже в конце августа оптовые партии нефтепродуктов подорожали в целом на 3 - 8%, в то время как розничные несколько снизились. И этот дисбаланс лишь увеличивает уверенность в том, что к середине сентября можно ожидать роста цен на бензоколонках, который, по оценкам аналитиков "Нефтегазовой вертикали", составит не менее 15%.

"Сегодня розничные цены не только не растут, но даже снизились по сравнению с августом прошлого года. Это нонсенс. Объясняется он только тем, что нефтяники постоянно вынуждены были держать расценки на ГСМ, чтобы, не дай Бог, потребитель не пострадал. Но всякой рентабельности приходит предел, и на сегодня повышение цен на нефтепродукты просто необходимо, иначе заводы остановятся. Я уже не говорю о том, что с начала этого года Кабинет министров предпринял ряд довольно резких повышений акциза на ГСМ, тарифов на транспортировку нефти по Украине и нефтепродуктов железнодорожным транспортом", - считает Николай Приймак.

Интересно, что с главным отечественным экспертом рынка нефтепродуктов согласны и сами производители. Так, по мнению Александра Шубко, коммерческого директора АО "Галичина", "правительство неоднократно принимало неверные решения в вопросе регулирования рынка ГСМ. В частности, в свое время для импортеров вводили льготы, а для НПЗ оставляли все налоги, и это приводило к остановке заводов, их простоям. А простои для нефтепереработки равносильны смерти уникальных производств, ведь здесь необходим замкнутый постоянный цикл. Чтобы этого больше не происходило, нефтяники и правительство договорились о единых правилах игры - прежде чем увеличивать налоги, советоваться друг с другом. Этой зимой ничего подобного сделано не было, а фискальная составляющая в цене выросла в два раза. И теперь в условиях непрерывного роста цен на сырье произойдет повышение расценок на ГСМ".

Таким образом, в ближайшее время правительство пройдет еще один тест на зрелость - необходимости соотношения собственных потребностей с возможностями товаропроизводителя. И здесь без мудрости не обойтись.

Качественный переворот

Стоит обратить внимание, что сегодня по более низкой цене реализуются нефтепродукты совершенно иного качества, чем год или два назад. Это касается не только фальсифицированного горючего, продажи которого, по оценке главного управления по защите прав потребителей, снизились в нынешнем году по сравнению с прошлым почти вдвое, но и появления новых экологически чистых нефтепродуктов и добавок.

"Нефтяники действительно многое сделали для улучшения качества производимых на НПЗ нефтепродуктов. Достаточно сказать, что раньше на НПЗ производился бензин с добавлением тетраэтилсвинца (ТЭС), который просто травил и экологию, и организм потребителей. Теперь используется гораздо более чистая добавка - метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Достаточно сказать, что производимые в Польше, Чехии, Венгрии, Словакии бензины как раз компаудируются МТБЭ. А в этих странах уже действуют высокие экологические требования", - считает заведующий отделом нефтепереработки и нефтехимии УкрНИИНП "Масма" (основной исследовательский институт в сфере качества ГСМ) Сергей Лютый.

В частности, бензин при использовании МТБЭ в процессе сгорания не образует токсичные газы, содержащие свинец. А Украина, следуя европейским экологическим стандартам, запретила использование в качестве добавок ТЭС, разрешив именно МТБЭ. Поэтому на "ЛиНОС", "Укртатнефти", "Нефтехимике Прикарпатья", НПК "Галичина" уже эксплуатируются или готовятся к запуску установки по производству МТБЭ. Кроме того, с начала лета нефтяные компании приступили к налаживанию вертикали контроля качества горючего на всем пути - от производства до попадания в бак автомобиля.

"Система контроля качества ГСМ компаний, в частности "ТНК - Украина", такова, что значительно затрудняет либо делает вообще невозможной рекламацию. Для этих целей применяются те же мобильные лаборатории по контролю качества", - добавляет г - н Лютый. Таким образом, несмотря на все более негативное отношение к российским нефтяникам со стороны отдельных финансово - промышленных групп национального масштаба (что вполне естественно), работа российских нефтяных компаний напоминает старую восточную пословицу - "собака лает, а караван идет,".

С одной стороны, очевидно, что россияне продолжают наращивать инвестиционное присутствие в Украине и их экономические интересы в данном случае ложатся в канву национальных интересов государства. Но ясно и другое: чиновникам следует понимать, что не всегда интересы национального капитала совпадают с интересами национальными, о чем говорит история развития тех же европейских государств, к которым так часто апеллируют государственные мужи.

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на 26.04.24, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на 26.04.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес