Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Газовая схема в обход Януковича (Впервые за все 15 лет украинской независимости ни президент, ни премьер не принимают участия в подписании газового контракта)

Визит Михаила Фрадкова украинскими чиновниками описывался исключительно в превосходной степени. Министры взахлеб рассказывали о новой странице украинско - российских отношений. На этом фоне как - то совсем незаметным осталось то, что впервые за все годы независимости главный вопрос украинско - российских отношений - газовый, выпал из компетенции премьера и Президента.

В Киеве Фрадков исполнял исключительно бутафорскую роль. Ему надо было просто показаться в Киеве и театрально узнать по телефону, что переговоры по газу окончились положительно. Этот телефонный разговор должен был повысить статус премьера в глазах украинской общественности, которой со всех телеканалов рассказывали о том, что новая цена в $130 без НДС и расходов на транспортировку намного лучше старой в $95. Кроме этого Фрадкову надо было озвучить и без того известные пожелания Кремля о синхронизации вступления в ВТО и нежелательном вступлении в НАТО.

Восторженная реакция на "голого короля"

Представители власти Украины и России одинаково восторженно оценили итоги первого заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества Межгосударственной украинско - российской комиссии, состоявшегося во вторник в Киеве. Это событие украинские чиновники единодушно назвали прорывом в экономических отношениях двух стран. Хотя, по официальным сообщениям, в результате были подписаны лишь протокол заседания комитета, регламент его дальнейшей работы и уточненная Программа межрегионального и приграничного сотрудничества, срок действия которой продлили до 2010 года.

Более того, Украина не может похвастаться тем, что среди задекларированных проектов, смогла добиться от России серьезных уступок. Важнейшим договором считается открытие российских границ для украинской мясомолочной продукции (предварительно с 1 декабря). Вот только проблема в том, что за последний год, когда Россия закрыла свой рынок, наши предприятия резко сократили выпуск продукции, многие из них оказались на грани банкротства, а некоторые практически завершили переговоры о продаже российским компаниям. Кроме того, не следует забывать, что украинскую нишу заняли другие производители и с ними теперь придется конкурировать украинским компаниям. Также важно отметить, что причины, по каким россияне закрыли от нас свой рынок (ненадлежащий контроль за качеством, когда более половины перерабатываемого молока приходится на частников), за год не изменились. Так что в любой момент россияне могут снова ввести эмбарго.

Сложно назвать украинской победой и желание россиян совместно производить АН - 124 ("Руслан"). Дело в том, что россияне не могут самостоятельно призводить этот крупнейший в мире самолет, поэтому они просто вынуждены работать с нами.

Что касается других проектов, как то строительство автобана Киев - Москва или разработка транспортных корридоров, то о них уже говорится не первый год, и они давно стали обязательными "дежурными" пунктами во всех подобных протоколах. При этом украинские чиновники даже не поднимали первостепенные для Украины вопросы делимитации границы, раздела Азовского моря и т.д. Все главнейшие проблемы украинско - российских отношений были вынесены за скобки. Очевидно, дабы не портить "праздник".

Юридические коллизии старой схемы

Главное же событие произошло в Москве - 24 октября RosUkrEnergo (RUE) договорилась с ЗАО "УкрГазЭнерго" (УГЭ) о поставках в следующем году не менее 55 млрд м3 среднеазиатского газа по цене $130 за тыс. м3. Этот ресурс RUE сформировала из трех частей. Первая часть - закупка у дочерней фирмы "Газпрома" ВКФ "Газэкспорт" 42 млрд м3 на границе Туркменистана и Узбекистана; вторая часть - закупка у узбекской государственной компании "Узнефтегаз" 7 млрд м3 на границе Узбекистана и Казахстана. Третья часть - закупка у 8,5 млрд м3 на границе Казахстана и России у казахстанской компании "КазМунайГаз".

Цены закупок у Узбекистана и Туркменистана составляют $100/тыс. м3, у Казахстана - по $140/ тыс. м3. В целом, исходя из контракта 24 октября, RUE оплатило закупку 57,5 млрд м3 газа. Из них 55 млрд будет перепродано "УкрГазЭнерго", а 2,5 млрд м3 - пойдет на оплату транзита через Россию и три страны Средней Азии. Судя по всему, самое слабое место контракта кроется именно в этой его транзитной части.

Хлипкость этой части договора, подписанного 24 октября RUE и УГЭ состоит в том, что, подписывая ценовые параметры контракта, ЗАО "УкрГазЭнерго" явно взяло на себя функцию НКРЭ Украины - пока единственного органа власти, уполномоченного определять ставки услуг за транспорт и хранение газа в нашей стране. Ведь по условиям контракта выходит, что RUE договорилась с российским "Газпромом" о транспортировке через Россию вышеуказанных 55 млрд м3 по $1,7/тыс. м3 на 100 км, по той же цене, по какой газ транспортировался, и теперь, согласно новому договору, будет транспортироваться по Украине.

В соответствии с действующим законодательством официальное закрепление этой цены должно иметь вид согласованного с ВР и Президентом поручения НКРЭ. Более того, необходимо межправительственное соглашение между РФ и Украиной о сотрудничестве в области ТЭК, где отдельной строкой будут прописаны обязательства сторон применять ставки четко зафиксированного транзитного тарифа. На сегодня подобного соглашения между Украиной и РФ нет. Кроме того, нет даже протокола к давно просроченному соглашению от 2001 года, пролонгирующего срок его действия. Согласно этому договору, украинские и российские транзитные ставки - 2001 составляли $1,09/тыс. м3 на 100 км.

Сейчас на высшем уровне официальный Киев подчеркнуто дистанцируется от актуальности определения своей транзитной политики. Пока только глава Минтопэнерго Юрий Бойко, считающийся идеологом привода этих компаний на украинский рынок, заявил, что у Украины с процедурой транзитных цен все в порядке: "На данный момент ставка транзита закреплена на пять лет договорами с Россией от 4 января 2006 года. И сегодня Украина воздержится от резких шагов относительно ставки транзита газа", - заверил министр. В то же время высокопоставленные чиновники не берут на себя смелость от лица государства гарантировать частной швейцарской компании стабильность ее транзитного бизнеса.

Подтвердил эту позицию в день подписания контракта заместитель главы Секретариата Президента Александр Чалый: "Межправительственное соглашение о сотрудничестве с Россией в газовой сфере ратифицировано парламентом. Оно предусматривает, чтобы на каждый год ценовая политика и политика объемов поставки российского газа регулировалась межправительственными протоколами. И уже потом на их основе между коммерческими структурами заключался бы контракт", - заявил Чалый.

Важно отметить, что накануне подписания газового контракта, практически все украинские СМИ озвучили заявление одного из руководителей компании "Метинвест Холдинг" (входит в СКМ) Андрея Чабаненко. Суть этого заявления сводится к тому, что, несмотря на все проблемы, в ближайшее время нет смысла менять систему поставок газа в Украину. О причинах такой активности представителя СКМ можно много дискутировать, но как бы то ни было уже сейчас можно констатировать, что пока донецкая группа оказалась вне схемы, предложенной россиянами.

Запасной аэродром "Консорциум"

Кремль не первый год пытается приобщиться к управлению отечественной газотранспортной системой. И если до сих пор украинские власти упорно и наотрез отказывали ему в удовлетворении этой давней мечты, то сейчас белокаменной, похоже, удалось переломить ход событий на свою сторону.

Буквально за несколько дней до визита российского премьера в Киев и подписания соглашения о цене на газ на будущий год в Москве глава Минтопэнерго, а затем и Президент вновь заговорили о необходимости оживить проект газотранспортного консорциума, причем в формате Украина - Россия - Германия. И именно этот формат эксперты сочли знаковым. Следует напомнить, что ООО "Международный газотранспортный консорциум по развитию газотранспортной системы Украины" был создан два года назад, как было тогда официально заявлено, для расширения транзитной способности Украины, России и стран Средней Азии и, прежде всего, увеличения прокачки туркменского газа. Однако, создавая предприятие, в действительности Кремль вовсе не ставил перед собой таких задач. Во всяком случае, все это время он под разными предлогами успешно стопорил достижение этой цели.

Одновременно сужался и круг потенциальных европейских инвесторов, которые могли бы войти в состав консорциума. Первой была отсечена от проекта Shell. С ней Украина вела переговоры о возможности финансирования ею расширения мощностей отечественных трубопроводов и наполнения их транзитным газом еще в 1998 году. Но тогда экс - президент Леонид Кучма принял волевое решение создавать консорциум не с европейскими, а русскими партнерами, и все ранее озвученные предложения несостоявшихся партнеров были забыты. Очередную попытку поучаствовать в масштабном газовом проекте Shell сделала примерно год назад. Но занимавший в то время пост секретаря СНБО Анатолий Кинах тут же поспешил оправдаться перед Кремлем, сообщив российской прессе, что никаких серьезных переговоров на сей счет Украина вести не намерена. Следующим аутсайдером стала французская Gas de France. Компанию изначально собирались пригласить в состав консорциума, но так и не сделали ей окончательного предложения. Последним несостоявшимся западным партнером консорциума стал Rhurgas. В 2004 году Россия пригласила его поучаствовать в альтернативном проекте - строительстве Североевропейского газопровода.

Как выяснилось теперь, Россия вовсе не против участия немецких инвесторов в украинско - российском газотранспортном консорциуме, а те, в свою очередь, заявляют, что газопровод, проложенный через Балтийское море, не является конкурентом наших транзитных труб, а потому готовы поучаствовать и в нашем газотранспортном консорциуме. Однако именно этот немецкий партнер для Украины является самым нежелательным. Rhurgas - один из самых главных партнеров российского "Газпрома" в Европе, а поэтому, войдя в состав учредителей консорциума, нарушит существующую сейчас паритетность голосов в предприятии между "Газпромом" и НАК "Нафтогаз Украины". Конечно, это не означает, что простым голосованием учредителей ГТК может быть принято решение о допуске к управлению украинской газовой трубой российской компании. Но, очевидно, при новых раскладах в консорциуме Кремлю будет уже проще разговаривать с Киевом на эту тему.

В целом же, сейчас кулуарная дискуссия идет вокруг схемы построения самого консорциума. Так, украинская сторона (точнее, команда Ющенко) рассматривает консорциум как площадку для объединения наших интересов с интересами среднеазиатских республик и в первую очередь Туркменистана. Только после того, как удастся договориться об объединении в одном консорциуме Украины, России и среднеазиатских республик, Украина сможет выйти из - под газового диктата россиян. В свою очередь, Россия предлагает консорциум между Украиной, Россией и одной из западных фирм (не факт, что это будет тот же Rhurgas, а не его дочерняя фирма с офшорными корнями). На сегодняшний день консорциум - это запасной аэродром для России на случай, если в Украине снова сменится власть и новое руководство решит пересмотреть газовые соглашения с "РосУкрЭнерго". Кроме того, предложение поучаствовать в консорциуме одной из немецких компаний играет на руку россиянам, две недели назад получившие серьезную "оплеуху" от Ангелы Меркель. Немецкий канцлер предложила Владимиру Путину ратифицировать Энергетическую хартию и отказалась от предложения Путина по созданию единого энергоальянса и переориентации в Германию Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Александр Кравченко

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на сьогодні, 11:07
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,2960  0,04 0,09 39,8444  0,03 0,07
EUR 42,2200  0,04 0,10 42,9672  0,05 0,11

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4300  0,05 0,13 39,4500  0,01 0,03
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес