Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Кiевскiй ТелеграфЪ": Досрочное погашение долгов перед МВФ: начало либерализации валютного рынка или пропагандистский ход?

14:31 08.09.2003 |

Економіка

Первые признаки радикальной ломки прежнего консерватизма в кредитно - денежной политике Нацбанка, по непонятным причинам недооцененные экспертами, появились относительно давно. Заявление главы НБУ о готовности досрочно рассчитаться по займам Международного валютного фонда (МВФ), совпавшее с пятилетним юбилеем оглашения тогда еще вице - премьером Сергеем Тигипко новых параметров пресловутого валютного коридора (сделанного в разгар валютного катаклизма образца 1998 года), возвращает страну в легендарные времена, - когда на готовившемся к отходу судне поднимали передний косой парус (он же кливер), извещая местных кредиторов и других заинтересованных лиц о том, что на урегулирование вопросов кредитно - денежных отношений, возникших во время пребывания корабля в этом порту, остается неделя. После чего, натурально, претензии не принимались.

Аргументы ускорения

На пресс - конференции 29 августа 2003 года глава НБУ Сергей Тигипко сообщил, что Нацбанк "считает возможным погашение долга перед МВФ в полном объеме (около $1,84 млрд.) и досрочно до конца текущего года", отметив при этом коллегиальное "происхождение" этого смелого шага (соответствующее решение было принято правлением НБУ). При этом были приведены следующие аргументы.

Во - первых, после предлагаемой Нацбанком выплаты МВФ внешний долг Украины в конце года будет составлять $8,9 млрд., или 26% от ВВП (на сегодняшний день - $10,7 млрд., или 29% от ВВП). Во - вторых, в результате досрочного погашения долга перед МВФ Украина сэкономит около $40 млн. В - третьих, на данный момент у Нацбанка достаточно ресурсов для погашения самого долга и процентов по нему (сегодня валовые валютные резервы НБУ составляют $6,87 млрд., причем в июле НБУ их пополнил на $329 млн., в августе на $560 млн. - стало быть, в Украине чистые валютные резервы без учета кредитов МВФ превысили $5 млрд.). "Это свидетельствует о том, что украинская валюта является стабильной", - констатировал глава НБУ.

Решение НБУ о досрочной выплате было направлено в Кабмин, после чего предполагается официальное уведомление Совета директоров МВФ.

В данном контексте Тигипко напомнил, что досрочное возвращение страной долга возможно в том случае, если внешняя торговля стабильна, а также в случае принятия соответствующего решения Советом директоров МВФ. Последнее является обязательным для Украины как страны - члена МВФ.

"Нацбанковское ускорение" наверняка стало предметом оживленных дискуссий как в среде специалистов, так и на "кухонном" уровне. Полагаю, для объективной оценки решения Институтской надо обратиться к новейшей истории взаимоотношений МВФ и Украины.

Хроника одного романа:

Сотрудничество МВФ с Украиной стало "платоническим", то есть бескредитным с осени 2001 года, аккурат после тризны по агропромбанку "Украина". Тогда на счета НБУ упала последняя порция "дешевых" денег МВФ в сумме около $375 млн. Через год закончилось время действия четырехлетней программы расширенного финансирования (EFF), объем которой предполагал займы в SDR1,92 млрд. (около $2,64 млрд. на 1 сентября 2003 г.). Всего за 9 лет сотрудничества с МВФ Украина получила кредитов на сумму SDR3,01 млрд. (около $4,15 млрд. на 1 сентября 2003 г.) Думаю, первые нарушения регулярности перечисления траншей и взаимное охлаждение сторон начались в разгар российского кризиса 1998 года, зацепившего и украинскую финансовую систему. Напомним, пять лет назад НБУ опустошал свои "закрома", пытаясь удержать курс гривни в рамках согласованного с МВФ валютного коридора. Полагаю, в эти дни Фонд, не спеша оказывать помощь Украине, заставил нашу финансовую элиту подумать о нескольких вещах. Например, нам дали понять, что бороться с кризисами и выходить из них надо самим.

Страна пережила непростые 1998 - 1999 гг. отнюдь не безболезненно. Но в юном возрасте синяки и ссадины заживают быстро, а приобретение жизненного опыта идет интенсивно. Управление финансами страны во время катаклизма повысило авторитет Нацбанка, одновременно давая возможность дискутировать его руководству (тогдашнему и последующим) со специалистами международных финансовых организаций почти на равных. Нюанс "почти" в основном заключается в обычных отличиях донора и акцептора кредитов:

Кроме того, скудность золотовалютных резервов вынуждала НБУ к мероприятиям, подобных тем, из - за которых в 2002 году "погорел" фондовый рынок США: "химии" в бухгалтерской отчетности. В частности, проведенный в 2000 году компанией PriceWaterhouseCoopers независимый аудит НБУ выявил факт предоставления Украиной МВФ неверных показателей о размерах золотовалютных "закромов". Для справки: больший объем золотовалютных резервов дает право заемщику претендовать на более весомый кредит. Натурально, три года назад конфуз привел к возвращению Фонду "необоснованно предоставленных" $94,6 млн. По официальной версии НБУ, причиной случившегося скандала послужили "технические" и "методологические" расхождения в оценках размеров резервов, которые использовались МВФ и Киевом. Отметим главные нюансы произошедшего, которые оказали влияние на последующую кредитную историю Украина - МВФ. Хотя, полагаю, НБУ в силу тогдашней скудности своих запасов пошел на этот шаг вынужденно, имея, впрочем, представление о последствиях.

Последующая "кредитная диета" (попытки растопить "замороженную" EFF правительствам Пустовойтенко и Ющенко не удалось) была объективно аргументирована. Рост украинского ВВП в 2000 - 2001 гг. съела 25,8 - процентная инфляция, а экспортная ориентация экономики таила в себе риски невозмещения НДС. Эта зацепка была подмечена экспертами Фонда, проявившими в этот раз надлежащую прозорливость. МВФ поставил главные условия возобновления кредитования в рамках EFF: выплата долга по возмещению НДС, прозрачность процессов в энергетике и нефтегазовом секторе, поддержание платежного баланса и дефицита госбюджета Украины в безопасных пределах. С той поры на встречах миссий Фонда и наших чиновников основные дискуссии шли вокруг перечисленных проблем отечественной экономики, постепенно становящихся главной "головной болью" последних кабинетов. Апогеем нынешнего состояния согласования программы stand - by стал перенос рассмотрения "украинского" вопроса на Совете директоров МВФ с сентября на октябрь. Эта ожидаемая "неприятность" стала причиной автоматического переноса поступления очередного транша второго программного системного займа (ПСЗ - 2) Всемирного банка на более позднее время (до положительного сигнала от МВФ).

Теоретические шансы на возобновление сотрудничества с МВФ у Киева были, однако позитивных сдвигов оказалось недостаточно, а чиновники Фонда в силу вышеизложенных причин перестали верить "благим намерениям" украинского руководства, предпочитая практические результаты: сумма возмещенного НДС, список упраздненных льгот и т. п. В конце концов нашим это надоело:

Мы пойдем другим путем

Аккурат ко Дню Независимости Президент поручил премьеру и главе Нацбанка "рассмотреть вопрос досрочного погашения в 2003 - 2004 годах задолженности перед МВФ с целью уменьшения затрат на обслуживание внешнего долга". Хотя, возможно, о полном погашении почти двухмиллиардного долга речь не шла, Сергей Леонидович подошел к поставленной задаче творчески.

Но в смелом шаге НБУ проглядывает вынужденность попытки смены концептуального подхода к взаимоотношениям с Фондом на альтернативу "лобового" решения вышеперечисленных задач от МВФ или даже "провокацию". Думаю, предположения имеют основания. Отчасти. Но прежде всего обратим внимание на главный "нюанс" займов МВФ. Их цель - обеспечение валютной стабильности и платежеспособности страны - акцептора. В данном контексте подчеркнем очевидное противоречие: деньги идут в независимый Нацбанк, он же рассчитывается по кредитам, а требования надлежит выполнять Кабмину и отчасти парламенту. Вряд ли эта путаница - следствие скверного знания МВФ особенностей украинской экономики и устройства ветвей власти нашей страны. Скорее всего, она источник вероятных поводов отказать в кредитовании. Надо полагать, Нацбанку, ставшему невольным заложником методологической казуистики, лишенному к тому же практической возможности выполнить задачи Фонда (например, как Институтской содействовать устранению фискальных льгот или возмещению НДС?), надоело быть крайним, отвечая за чью - то нерасторопность.

Между тем Нацбанк дал старт либерализации валютного рынка, промежуточным результатом которой стал выход рынка наличной валюты из "тени". Попытки же оказать сколь - нибудь значимое влияние на состояние кредитного климата страны через долгосрочное финансирование (целесообразность которого Тигипко отстоял в непростых дискуссиях со вторым лицом в МВФ Анне Крюгер) оказались малопродуктивными. В основном из - за неготовности отечественной экономики (в первую очередь казенных гигантов индустрии) высокоэффективно использовать длинные и дешевые кредиты НБУ. Кроме того, недавно Институтская приняла решение реструктуризировать СКВ - долги правительства ($1,337 млрд.), оформив их в облигации. Последнее - естественное стремление Центробанка разделить ответственность за текущее состояние украинской экономики с Кабмином. Наконец, недавнее решение Нацбанка использовать часть золотовалютных резервов (до $500 млн.) для зарабатывания денег "в закрома" через покупку надежных казначейских обязательств (КО) США - важный сигнал о концептуальных переменах в прежде консервативной и "малоподвижной" политике главного банка страны.

Вместо послесловия

Отдадим должное Тигипко: анонсируя свой проект досрочно рассчитаться с Фондом, НБУ превентивно очертил круг важных последствий этого решения. Они имеют несколько аспектов: международный, текущий кредитно - рейтинговый и внутриэкономический. К первому относится вероятное ускорение адаптации кредитной стратегии МВФ к изменениям в мировой экономике и, в частности, переменам в кредитном "мировоззрении" развивающихся стран. С одной стороны, есть вероятность окончательного превращения Фонда в "консалтинговое бюро" и трансформации его кредитов в "учебные". С другой - не исключено обострение борьбы МВФ за сохранение своей реальной "денежной значимости", изрядно подточенной последними сводками рынка займов.

Кстати, отметим моральное право НБУ на последний демарш: активизация Кабмина на рынке внешних займов продемонстрировала его выросшую самостоятельность и уверенность в перспективах данных мероприятий, отчасти снимающих кредитную нагрузку с Ценробанка. Иначе говоря, отказ страны от важной финансовой "подпорки" - индикатор достижения Киевом очередной ступени "эволюционного" развития. С одной стороны, обязывающий другие страны и МВФ менять свое отношение к Украине, с другой - адекватно повышающий ее ответственность.

Но самый интересный прогноз заключается в том, что Нацбанк, похоже, морально готов наряду с избавлением последующих поколений от выплаты долгов перед МВФ окончательно либерализовать валютный рынок Украины. Хотя сохраняющиеся (и в большей степени не зависящие от НБУ) риски не позволяют этого сделать так, как хотелось бы:

Александр ДМИТРЕНКО

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,2214
 0,0059
0,02
EUR
1
42,3670
 0,0750
0,18

Курс обміну валют на сьогодні, 10:44
  куп. uah % прод. uah %
USD 38,9907  0,11 0,28 39,5500  0,09 0,23
EUR 42,2519  0,04 0,11 43,0159  0,04 0,09

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,1350  0,02 0,04 39,1600  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес