Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

88% европейских компаний систематически наказывают свой персонал. При этом, фантазия работодателя неограничена. В украинских фирмах более развиты административные виды наказаний сотрудников

10:29 11.04.2007 |

Британский банк HSBC отправил двух топ - менеджеров своего американского подразделения в отставку. Одной из причин их увольнения стал рост объема просроченных кредитов на $1,8 млрд. Как оказалось, средства были выданы неблагонадежным заемщикам. К тому же акционеров HSBC разозлил тот факт, что за свою работу американские менеджеры были вознаграждены. Сумма их бонусов составила $40 млн.

В Украине, согласно Кодексу законов о труде, к работникам за нарушения могут быть применены две санкции: выговор и увольнение. Следует отметить, что законом запрещены материальные вычеты из заработной платы, а поэтому за нарушения сотрудников лишают в основном премий и бонусов.

При этом фантазия работодателей настолько неограничена, что часто, наказывая сотрудника, они могут преступить закон.

"Если сотрудник не выполняет то, что ему поручено, то руководители применяют штрафы. Могут сделать запись в личное дело. А сотрудников, которые, наоборот, справляются с задачами - поощряют", - рассказывает директор по продажам консалт - тренинговой компании "Лидер Групп" Раиса Кулик.

Некоторые компании решают вопрос взысканий по - другому. Так, начальник отдела по работе с общественностью ЗАО "Оболонь" Оксана Пирожок рассказала, что у них проводятся специальные "дни качества", где они рассматривают все показатели и путем общественного голосования решают проблемы - кого поощрить, а кого наказать. Также компания "Оболонь" успешно использует метод финансового демотивирования. "Наверное, благодаря таким "разборкам" у нас и не бывало каких - либо непоправимых ошибок", - отмечает Пирожок.

За что наказывают

Чаще всего работников наказывают за дисциплинарные нарушения: опоздания, длительные перекуры, нарушение сроков сдачи работ (отчетности, проектов), невыполнение поручений без уважительной причины, несоблюдение правил внутреннего распорядка (например, поездки на служебном автомобиле в личных целях).

Разделяют три основных вида наказаний: финансовые, личные и административные. Преимущественно компании используют именно финансовые взыскания. "Помимо выговоров, часто применяется материальная демотивация: лишение премий, бонусов", - подтверждает Ольга Серых, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами компании Zdravo.

Еще одна форма наказания сотрудника - это долгий неприятный разговор с шефом или же публичное извинение перед коллективом, чьи интересы были затронуты. При этом многие компании требуют, чтобы провинившийся сотрудник во внеурочное время ликвидировал последствия своего нарушения.

Временное отстранение от работы и запись в личное дело относятся к административным наказаниям и используются крайне редко. "В моей практике ни разу не встречался менеджер со строгим выговором, занесенным в личное дело. Такие методы скорее используются в армии и госучреждениях. Они в каком - то смысле отжили свое", - считает Илья Фомин, управляющий партнер рекрутингового агентства Comilfo.

Оксана Пирожок объяснила ситуацию так: "Подобные записи в основном нужны только государственным структурам. Например, мы как частная структура не используем такой вид демотивации, так как он неэффективен".

Сотрудники среднего звена за все в ответе

Чаще всего наказаниям подвергаются менеджеры среднего звена, поскольку именно на них ложится груз наибольшей ответственности. Что касается менеджеров высшего звена, то тут дело обстоит иначе. "Специальных факторов наказания для топ - менеджеров не существует, можно лишиться одного - работы. С ними работают по принципу "не сделал - спасибо: - увольнение". О дисциплинарных нарушениях топ - менеджеров вообще речи быть не может, потому что это очень высокая категория сотрудников, выше только акционеры", - говорит Илья Фомин.

Компании неохотно рассказывают о подобных ситуациях - увольнениях топ - менеджеров. Так как это часто сильно бьет по имиджу фирм и увольняемого сотрудника. "Когда доходит до увольнения, это всегда плохо. Подобную ситуацию стараются обставить, что называется, по соглашению сторон и, как правило, не дают отрицательных рекомендаций. Когда мы занимаемся подбором кадров и фильтруем соискателей, то все равно легко замечаем, что человека просто выгнали, но договорились: не говорить ничего плохого", - подтверждает Илья Фомин.

В основном он считает, что такое всегда свидетельствует о непрофессиональном подборе кадров, слабом менеджменте, просчетах в оценке людей.

Топ - менеджеры сами устанавливают правила игры, понимая уровень собственной ответственности. Если в действиях "топа" присутствуют нарушения, то они чаще всего влекут за собой не дисциплинарную или административную, а криминальную ответственность. "Например, менеджер "слил" информацию рейдерам или конкурентам - это злонамеренное действие и никак не дисциплинарное нарушение. За такое нельзя просто лишить премии", - подчеркивает Илья Фомин.

И все же говоря про менеджеров среднего звена, при выборе метода и системы их поощрения либо демотивации не стоит забывать о простом человеческом факторе. "Наказание человека за независящую от него ошибку может привести к развитию у сотрудника чувства страха, что чревато возрастанием количества лжи и постоянным психологическим дискомфортом", - предупреждает Раиса Кулик.

Одновременно с этим даже не - преднамеренное действие может повлечь серьезные последствия. "Бывает такое, что человек может ноль не туда вписать, запятую не там поставить. Вот несколько лет назад в Сингапурском или Гонконгском банке один клерк сделал неправильную запись в документацию и обанкротил банк. Это просто ошибка, человеческий фактор, поэтому, где возможно, создаются технологии, чтобы обходить такие ошибки. Это ж непреднамеренное действие", - делится Илья Фомин.

Cтарший менеджер компании "МКБ" Елена Дяченко: В украинских фирмах более развиты административные виды наказаний сотрудников

Сотрудники иностранных компаний реже идут на нарушения, поскольку там система взысканий более четко разработана.

- Какие бывают наказания?

- Наказания бывают финансовые, административные и личные. Финансовые - это чаще всего просто штраф, который бьет, в первую очередь, по кошельку менеджера.

- Как наказание используется либо обычный штраф за определенное нарушение, либо взыскание процента от суммы денежной компенсации.

- Например, менеджер за свою деятельность получает бонусы. Заключая сделку, он выбрал неправильную тактику, в связи с чем сделка состоялась, но не так быстро или удачно, или же клиент остался недовольным - компания получила меньше денег. Как наказание у такого менеджера может быть отобран процент от сделки.

Часто применяют штраф за опоздание на работу или задержки в работе. В каждой третьей компании города Киева за день просрочки выполнения какого - то обязательства налагают определенный штраф. Как административные наказания применяют снятие дополнительных полномочий или невыполнение обещанного повышения по службе.

- А какие нестандартные формы наказания применяют фирмы?

- Был случай, когда сотрудника поймали на систематических опозданиях. При этом вместо обычной работы его обязали в течение трех дней работать промоутером во время выставки. Метод оказался эффективным, поскольку сотрудник больше на работу не опаздывал. Мне также известен случай, когда компания, занимающаяся продажами, закрывала кухню для сотрудников, если уровень продаж падал. В другой фирме, в которой применялось обязательное питание для работников, в частности, завтрак, состоящий из кофе и круассана, за мелкие проступки сотрудника лишали булочки.

Это не показательные, но яркие примеры - со взрослыми людьми обращались как с детьми.

- Насколько демотивацию можно считать эффективной?

- Каждый сотрудник должен знать, какие его действия могут вызвать негативные последствия. Бывает, что человек "без вины виноватый", например, ему сказал директор так поступить, или это были форс - мажорные обстоятельства, или же сотрудник дал неправдивую информацию, и его наказывают. Тогда обвиненный чувствует себя ущемленным, в таком случае этот человек сам увольняется. Это все формирует негатив внутри компании. С другой стороны, если все четко расписано и человек знает, что с ним будет и в каких случаях, тогда это очень эффективно. Что касается топ - менеджеров, то такие методы не применяются, так как им легче уйти, чем терпеть насаждение чужого мнения. Финансовые же наказания очень эффективны, там легко все просчитать. Если же говорить о личностных наказаниях, беседах с директором или выполнении не своих обязанностей в то время, как этот человек отдыхает, - оправдывают себя, потому что после такого что - либо нарушать не хочется вообще. Но это должно использоваться при серьезной ошибке, когда сотрудник чувствует свой промах.

- Запись в личное дело. Как часто практикуется такой вид негативной мотивации?

- Я знаю, что такое было ранее. Но сейчас я с этим не встречалась. Например, личное дело топ - менеджера - это его личное имя, и если он где - то ошибся, то об этом будет знать весь рынок, на котором он работает. Поэтому на сегодняшний день в таких записях нет необходимости. Считаю это пережитками прошлого. Хотя, возможно, это было очень убедительно для тех фирм, которые работают с иностранными инвестициями, для них важны рекомендации других компаний.

- Чем отличаются методы наказания в украинских компаниях и компаниях с иностранным капиталом?

- Тяжело сказать. В компаниях с иностранными инвестициями очень четко разработана корпоративная культура, то есть та же система наказаний гораздо яснее для сотрудника. Идя в эту компанию, он четко знает, что вот это и это он делать не будет. Тут более развиты финансовые меры наказания. А в украинских компаниях такой четкой формулировки нет. У нас же все более размыто, и поэтому более развиты административные виды наказаний.

Дарья Коновалова

За матеріалами: Дело
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
40,5381
 0,0112
0,03
EUR
1
43,5744
 0,1258
0,29

Курс обміну валют на сьогодні, 10:39
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,3346  0,01 0,02 40,9375  0,03 0,07
EUR 43,4346  0,02 0,05 44,2129  0,02 0,04

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,5400  0,01 0,01 40,5550  0,05 0,11
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес