Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Пороки молодости или шесть правил молодого топа (Время, когда повышение давали за выслугу лет, давно кануло в Лету. Тридцатилетний глава корпорации не считается чем-то из ряда вон выходящим)

20:09 27.11.2006 |

Сегодня, по статистике, предоставленной нашими экспертами, рекрутинговой компанией ITG Stаff, 35% руководителей компаний - молодые люди в возрасте 30 лет. Среди менеджеров среднего звена эта цифра еще выше - до 40%.

Возможно, наличие "ранних" топ - менеджеров можно объяснить молодостью самого бизнеса. Хотя справедливости ради стоит отметить, что тенденция омоложения топов приостановилась. Видимо, связано это с тем, что боссы, достигшие определенного статуса, на пенсию не собираются, а значит, не скоро освободят места для новых молодых карьеристов. Молодым и амбициозным важно помнить, что тенденции меняются, а вот проблемы молодых боссов так и остаются нерешенными.

Откуда ноги растут

Основная причина проблем, возникающих у молодых топов, - их подчиненные. Точнее, стереотипы, которые используют работники, убеждена Вера Нечаева, кандидат психологических наук, психотерапевт: "У сотрудников есть достаточно жесткий набор стереотипов, которые они приписывают молодым начальникам. Во - первых, от "зеленых" боссов ожидают болезненного отношения к собственному авторитету. Во - вторых, неоправданной строгости и самодурства, которые будут якобы повышать его авторитет. В - третьих, пристрастия ко всевозможным психологическим тестам и подходам, которые, по мнению старшего поколения, только жить мешают. И последнее - полного преклонения перед западными моделями управления, а значит - стремления полностью разрушить существующий уклад жизни в компании, столь милый душе "стариков".Значительно усугубляет ситуацию и разница в возрасте между подчиненными и боссом. Наш эксперт - психолог утверждает, что если разница в возрасте составляет более пяти лет, сотрудник начинает чувствовать себя уязвленным и оскорбленным. А в результате - пытается унизить босса как в своих глазах, так и в глазах других коллег.

Живым подтверждением такого отношения подчиненных служит история, рассказанная Андреем Артюхом, генеральным директором полиграфического предприятия "СР Друк" (штат - 40 чел.). "Мне предложили возглавить фирму в 27 лет. Средний возраст сотрудников на этом полиграфическим предприятии был 45 лет. Когда я приступил к обязанностям, то быстро понял, что работники находятся в открытой оппозиции ко мне, - делится Андрей Артюх. - Сначала они относились настороженно, и просто сплетничали по углам о том, как же мне удалось получить это место. Затем стали относиться ко мне с открытой неприязнью. Проявлялось это в постоянных спорах по поводу каждого моего распоряжения, в пренебрежительной и унизительной даче советов "с высоты своего возраста" и т.д. Примерно полгода я боролся с оппозицией гуманными способами. Затем пришлось прибегнуть к более жесткому варианту решения проблемы, поскольку эффективность работы за это время резко снизилась". Нашему герою пришлось уволить несколько человек и провести ротацию кадров. На этом "большое противостояние" закончилось.

Негативное отношение сотрудников к молодому боссу неудивительно, и, возможно, даже оправдано. "Старики" часто боятся, что желание "зарисоваться" перед вышестоящим руководством и страсть к инновациям приведет к повальным увольнениям старых сотрудников и заменой их на более молодых по возрасту, - говорит Елена Малиновская, начальник отдела рекрутинга компании ITG Stаff (штат - 20 чел.). - Пока эти мысли посещают каждого в отдельности, опасности для босса нет. Такая ситуация ему даже на руку. Ведь каждый будет стараться показать себя так, чтобы боссу в голову не пришло искать ему замену. Но если в коллективе найдется любитель "почесать языком" и поползут слухи о повальных увольнениях, босс рискует оказаться в осадном положении>.

Источник проблем во взаимоотношениях молодого босса с коллективом - это не только сотрудники, но и он сам. Виной тому - непонимание того, что управлять нужно не компанией и финансовыми потоками, а людьми.

"Специфика общения как в коллективе, так и между руководителем и подчиненными зависит от нескольких основных факторов: контингента сотрудников, личности руководителя и представленности возрастных групп, - говорит Владимир Загребельный, директор фирмы "Укрстройпоставка" (штат - ок. 70 чел.). - Например, глупо играть в демократию, коллективные обсуждения проблем и т.д. с представителями рабочих специальностей и малоквалифицированными сотрудниками. Мне доводилось видеть, как молодой начальник пытался подружиться с рабочими, перейти на "ты", проводить совместные мероприятия. Результат был плачевным: рабочие просто перестали выполнять свои обязанности". Наш комментатор утверждает: чем выше профессиональный и личностный уровень развития подчиненных, тем больше свободы в отношениях может позволить босс без ущерба рабочему процессу.

Сам тому виной

К сожалению, для молодого босса сложностями в отношениях с подчиненными проблемы не заканчиваются. Очень часто у молодого начальника возникают трудности в общении с теперь уже "равными себе".

Часто, чтобы доказать свою состоятельность и оправдать "оказанное им доверие", молодые топы проявляют чрезмерную инициативность, много выступая и навязывая свои идеи. Тем самым они провоцируют негативное отношение к себе других боссов.

"Из собственной практики, могу сказать, что не менее сложно приходится молодым боссам, выращенным в стенах этой же компании. Например, мы имели много проблем с молодым, талантливым сотрудником, доросшим до директора по продажам в 25 лет. Его никак не хотели воспринимать всерьез другие директора. Его предложения никто не слушал, а ведь это самое зарабатывающее подразделение компании. Ситуацию удалось разрешить генеральному директору, который публично начал хвалить идеи и почти "демонстративно" прислушиваться к мнению новоиспеченного руководителя", - рассказывает Алина Романюк, HR - директор компании Lunix (г. Москва, дистрибуция FMCG, штат - ок. 200 чел.).

Причины конфликтов и трудностей у молодого босса могут иметь и чисто психологические корни. "Одно дело мечтать стать генералом, другое - стать им. На практике люди часто испытывают дискомфорт от необходимости резко менять стиль общения с коллегами. Если сотрудник вырос до начальника в своей компании, то у него возникает проблема отдавать приказы людям, с которыми он ходил в "курилку", - считает Елена Малиновская. - Вторая проблема - повышение ответственности за конечный результат. Многие под грузом ответственности становятся раздражительными и неадекватными, что, естественно, вызывает недовольство подчиненных и конфликты". Третьей проблемой наш эксперт называет неумение молодых делегировать полномочия. Неожиданное осознание всей ответственности приводит к тому, что начальник пытается все сделать самостоятельно. А это прямая дорога к стрессам и нервным срывам.

Еще одна ошибка, которую допускает молодежь, пришедшая к власти рано, - стремление продемонстрировать свое образование. Многие молодые начальники с хорошим западным образованием, например, МВА, часто употребляют в своей речи англицизмы и всевозможные новомодные бизнес - словечки. Такая манера изъясняться вызывает раздражение и непонимание у подчиненных, особенно людей старшего возраста.

Шесть правил молодого топа

Получив в нагрузку к высокой должности набор проблем и негативного отношения, молодой босс должен усвоить несколько правил борьбы с "дурным" наследством. Следуя этим правилам, молодые управленцы также должны учитывать особенности и размер компании, в которой предстоит "царствовать". Выстраивать отношения с подчиненными в компании, где работают 1000 человек, намного легче, чем в небольшой фирме. Поскольку в крупных компаниях субординация выстроена гораздо четче, чем в маленьких. Зато проблем с равными по статусу коллегами гораздо больше. В маленькой же фирме со штатом 10 - 15 человек наладить контакт с подчиненными - это первостепенная задача.

Правило первое - "иду на Вы". Обращаясь на "Вы", можно убить сразу двух зайцев. Во - первых, привыкшие к обращению по имени - отчеству, "старые" сотрудники вряд ли примут иную форму обращения. Во - вторых, на молодых сотрудников обращение на "Вы" и по имени - отчеству действует весьма положительно. Такая форма задает общий тон общению, пресекая фамильярность, резкие высказывания и возможную критику со стороны подчиненных. Не стоит и подчиненным позволять называть себя на "ты". Такое их поведение послужит сигналом о сокращении дистанции и о возможности критиковать решения.

Правило второе - "спроси совета". Молодые боссы, боясь показаться некомпетентными, вообще не общаются с подчиненными, а принимают все решения единолично с первых дней работы. Такой подход чреват ошибками, особенно если человек пришел в компанию со стороны. "Абсолютно нормально, что новому руководителю необходимо время, чтобы разобраться в делах компании, элементарно адаптироваться. Молодые же боссы часто полагают, что это их скомпрометирует, - говорит Алина Романюк. - Чтобы не наделать ошибок, но и не проявить нерешительность, советоваться с подчиненными нужно не в форме вопроса "что делать?", а в форме обсуждения существующих проблем. И только потом принимать решение". Стоит помнить, что даже самый опытный топ не может знать и уметь все, а значит, без помощи не обойтись.

Правило третье - "приструни "старика". "Самая главная потребность сотрудников старшего возраста - потребность в уважении. На этом очень легко играть. Проявите уважение, спросите мнение "старика" или отметьте его заслуги - и он ваш союзник, - советует Вера Нечаева. - Признайте при коллективе огромный опыт и знания человека, и он проникнется к вам глубоким уважением". По мнению нашего эксперта, "взрослых" сотрудников можно и нужно использовать. Перед ними можно ставить наиболее сложные задачи, предварительно объявив, какая им оказана честь и признание. Их можно назначать наставниками. А чтобы приструнить наиболее строптивых, их можно назначать на замену на время командировки. Побывав в вашей шкуре, они невольно проникнутся к вам симпатией.Правило четвертое - "не делай сам". Паникуя из - за огромного количества новой работы и нехватки времени, молодые топы не готовы вникать в проблемы отдельных сотрудников. Они предпочитают либо сделать работу самому, либо отдать жесткое распоряжение и требовать выполнения задания, не до конца понятного подчиненному. И первый, и второй вариант - путь к неуважению. Постарайтесь найти время и разъяснить задачу.

Правило пятое - "соблюдайте субординацию". Наиболее хитрые подчиненные часто пытаются решать свои проблемы через голову своего непосредственного начальника, обращаясь напрямую к молодому топу. Это льстит "зеленым" руководителям, но разрушительно влияет на отношения с руководителями среднего звена и коллегами по статусу. Так что не стоит поддаваться искушению и позволять подчиненным нарушать субординацию.

Правило шестое - "отказ от развлечений". Достаточно важный вопрос - участие в культурно - развлекательной жизни компании. Самый правильный вариант, по мнению Андрея Артюха, когда руководитель приходит на корпоративное мероприятие и проводит там час - полтора, если он может выпить и расслабиться вместе со всеми. Не стоит приходить и демонстративно не пить, руководитель с такой позицией превращается в надзирателя на корпоративном мероприятии. Это не позволяет сотрудникам расслабиться и отдыхать. Важно помнить, что восстановить авторитет после лихой пьянки молодому боссу куда сложнее, чем более взрослому. Таких ошибок коллектив не прощает.

РЕЗЮМЕ

Основная причина негативного отношения персонала - устоявшийся стереотип, что "молодой" босс - некомпетентный самодур, увольняющий всех, кто старше 30 лет. Конфликт усугубляется, если разница в возрасте между боссом и подчиненными - более 5 лет.

Проблемы возникают с равными по статусу коллегами, как в новой компании, так и в компании, давшей повышение молодому боссу.

Молодой топ испытывает ряд психологических проблем: из - за необходимости выстраивать отношения как с бывшими коллегами, так и с новыми "равными себе"; из - за повышенной ответственности; нехватки времени; увеличения нагрузки; из - за неумения делегировать полномочия.

Выстраивая отношения с подчиненными, необходимо учитывать размеры компании, а также уровень профессионального и личностного развития сотрудников, представленности возрастных групп.

Облегчить работу в новой должности возможно: обращаясь на "Вы" ко всем подчиненным; соблюдая субординацию; переманив "стариков" на свою сторону; обсуждая или делая вид, что обсуждаете проблемы подчиненных; делегируя полномочия; соблюдая жесткую дистанцию, но не игнорируя общественные мероприятия компании.

АЛЕКСАНДРА КАЛИНИНА

За матеріалами: Власть Денег
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес