Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

От того, насколько мягко и корректно будет обставлена процедура увольнения сотрудника, зависит уровень связанных с этим рисков

10:01 14.07.2006 |

К сожалению, каждая компания сталкивается с неприятной ситуацией увольнения своих сотрудников. Такое решение руководство принимает по разным причинам: от сознательного нанесения работником ущерба предприятию до сокращения штатов в связи с реорганизацией. Соответственно будет варьироваться подход к процедуре увольнения. Если увольнение не носит "экстремального" характера и главная его причина - несоответствие сотрудника занимаемой должности, важно провести это мероприятие таким образом, чтобы не допустить конфликта, озлобленности и желания отомстить.Сотрудник покидает компанию, но не исчезает с рынка

В Украине рынок очень жесткий. Часто людей увольняют буквально за один день. Это многих из них вводит в шоковое состояние. Но и для компании такая процедура увольнения связана с рядом рисков.

Во - первых, работник покидает компанию, но не исчезает с рынка. А поэтому становится источником информации о компании для потенциальных клиентов, партнеров и журналистов. В будущем он может стать сотрудником настоящих или перспективных контрагентов своей прежней компании, а возможно, и ее конкурентов. От характера расставания будет зависеть, какую информацию он раскроет своему новому работодателю. Желание отомстить, распространение недостоверной или конфиденциальной информации может серьезно навредить бизнесу компании. Корректное увольнение снижает подобную угрозу.

Во - вторых, уходя из компании, увольняющийся должен передать дела другому сотруднику. Несомненно, что на полноту и точность переданной информации повлияют обстоятельства ухода. Не исключено, что спустя время кому - либо из сотрудников компании потребуется консультация уволенного сотрудника. Поэтому нужно увольнять, но не сжигать мосты.

В - третьих, даже обоснованно уволенный сотрудник может подать на компанию в суд. Вероятность этого возрастает пропорционально количеству негативных эмоций. Корректное увольнение, напротив, снижает риски судебных разбирательств и связанных с ними потерь: моральных, временных, материальных и репутационных.

В - четвертых, процесс увольнения неизбежно привлечет внимание других сотрудников организации. В той или иной степени каждый из них будет проецировать ситуацию на себя и делать соответствующие выводы. Увольнение одного может лишить психологической уверенности оставшихся сотрудников, негативно отразиться на их мотивации и лояльности к компании. В связи с этим важно не только правильно провести увольнение, но также донести до сотрудников компании причины увольнения их коллеги.

В - пятых, немаловажный аргумент в пользу "комфортного" увольнения - снижение стресса от малоприятной процедуры для самого руководителя.

Попробовать встать на сторону увольняемого

Практика показывает, что грамотное увольнение позволяет сохранить хорошие отношения даже с теми, кто был уволен по инициативе администрации. Какая бы ни была проблема, ответственность за ее появление несут обе стороны конфликта. Ведь руководитель часто увольняет того человека, которого сам же и принимал на работу. Значит, сам отчасти виноват в том, что не досмотрел.

Чтобы корректно и эффективно провести беседу об увольнении, необходимо хотя бы отчасти встать на сторону увольняемого сотрудника и понять сложность ситуации, в которой он оказывается. Увольнение - это не только материальная, но также эмоциональная проблема для человека. Прежде всего увольнение наносит удар по самооценке сотрудника. Неизвестность, неуверенность в своих силах, необходимость объяснения произошедшего близким и друзьям могут стать причиной депрессии или озлобленности на компанию. Кроме того, увольнение ставит перед сотрудником новые проблемы: поиск работы и сохранение уровня благосостояния на переходный период. От того, насколько компания и руководитель стремятся помочь сотруднику справиться с этими проблемами, зависит вероятность возникновения проблем у организации.

В данной ситуации руководителю можно предложить придерживаться следующего алгоритма.

1. Подготовьте сотрудника заранее. Как правило, проблема назревает постепенно и сам сотрудник начинает догадываться о возможном увольнении. Идеальный вариант - подвести сотрудника к самостоятельному решению о своем несоответствии поставленным задачам и необходимости смены работы. В любом случае надо дать ему возможность сохранить свое лицо: вы - хороший, он - хороший, а плохая ситуация.

2. Подготовьтесь сами к увольнению. Определите объем информации, круг задач, список проектов, перечень документов и материальных ценностей, за которые отвечал увольняемый сотрудник; оцените возможные негативные действия в отношении предприятия или его сотрудников со стороны увольняемого; примите меры к нейтрализации угрозы уничтожения или разглашения конфиденциальной информации (смена паролей, ключей и т. п.).

3. Подготовьтесь к беседе. Подберите примеры неэффективной работы, найдите слова поддержки, определите подходящий момент и время встречи. Скажем, уволить человека в пятницу означает оставить его на выходные с тяжелыми мыслями без возможности предпринять какие - либо действия.

4. Обсудите с увольняемым принятое вами решение, дальнейшие действия и обязательства. Для этого:

* начните беседу с установления доброжелательной атмосферы: контакт глаз, крепкое рукопожатие, улыбка, предложение кофе;

* предупредите сотрудника о том, что беседа будет неприятной;

* выразите надежду, что проблема, которую вы будете обсуждать, имеет позитивную сторону;

* скажите сотруднику о принятом вами решении;

* объясните причины, приведите аргументы и факты. Помните, вы даете оценку действиям сотрудника, но не его личности. Проблема не в том, что кто - то плохой, проблема в несоответствии знаний, опыта, интересов сотрудника поставленным задачам;

* дайте возможность сотруднику осознать ситуацию, высказать свою точку зрения и задать вопросы. Не вступайте в дискуссию, не давайте ложных обещаний, подчеркните тот факт, что решение окончательное;

* согласуйте с сотрудником план дальнейших действий и, если видите такую возможность, предложите свою помощь (скажем, оговорите возможность предоставления рекомендаций);

* настройте сотрудника на позитив, обсудите положительную сторону увольнения. Например, возможность найти более подходящую работу. Некоторые компании окончательно не увольняют сотрудника, пока он не найдет себе новую работу;

* в корректной форме напомните работнику о порядке сохранения конфиденциальной информации на предприятии, а также о возможных последствиях ее разглашения. Желательно взять у него подписку о неразглашении коммерческой тайны. Обсуждение данного вопроса с увольняемым может взять на себя сотрудник службы безопасности компании (или тот, кто выполняет его функции).

Повысить уверенность человека в своих силах

Чтобы еще больше снизить отрицательный эффект от увольнения, можно попросить у сотрудника совета, предложить ему высказать свои оценки и рекомендации по улучшению работы предприятия. Таким образом, можно не столько получить ценные идеи по развитию своего бизнеса, сколько повысить уверенность человека в своих силах.

Следует учитывать, что тяжелее переживают увольнение люди, которых некоторые психологи причисляют к группе поведения типа "А": эмоциональные, амбициозные, торопливые и конкурентные. Люди с типом поведения "В", то есть спокойные, размеренные и уравновешенные, увольнение воспринимают легче.

Остается сказать, что формальная часть увольнения (выплата вознаграждения, оформление документов и проч.) тоже должна быть выполнена максимально корректно, поскольку она также формирует отношение к компании.

Игорь Василевский, партнер консалтинговой компании AddWize

За матеріалами: Комп&ньоН
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес