Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Kакие возможны разумные пути выхода из конфликта, возникшего на почве личной неприязни между сотрудниками

10:55 07.06.2006 |

Довольно часто конфликтные ситуации, возникшие из - за личной неприязни друг к другу, могут нанести значительный не только моральный, но и материальный ущерб всей компании. Бизнес - консультант одной компании, у которого мы брали комментарий по вышедшему материалу, рассказал историю, подтвердившую высказанный выше тезис. Эта история не вошла в опубликованную статью, и мы решили использовать ее для обсуждения в рамках нового цикла публикаций, который так и назвали - "Дискуссионный клуб". Прокомментировать ситуацию и варианты ее решения мы предложили руководителям других компаний, HR - специалистам и психологам. Но для начала предоставим слово самому свидетелю конфликта.

"История была следующая. Способный и успешный, но бесцеремонный сотрудник отдела продаж нахамил начальнику своего отдела в ситуации, имеющей лишь косвенное отношение к производственным вопросам. Скорее, это можно было назвать столкновением на почве личной неприязни. Вместо того чтобы разрешить конфликт "по - мужски", начальник отдела оштрафовал своего подчиненного, воспользовавшись служебным положением. В знак солидарности с товарищем - сослуживцем и без того недолюбливавшие своего начальника сотрудники отдела начали саботировать его распоряжения. Показатели работы отдела стали резко ухудшаться".

Вина полководца

Итак, первой проанализировать сложившуюся ситуацию мы предложили Татьяне Чередник, HR - директору корпорации "Стара Фортеця" (производство и дистрибуция товаров FMCG, штат - 600 чел.), тренер - партнеру компании Publica. "В подобных ситуациях важно разобраться в мотивах поведения каждого человека, - сказала нам г - жа Чередник. - Я бы проанализировала эффективность работы руководителя и каждого сотрудника в отделе. Более того, к оценке руководителя я отнеслась бы более щепетильно. Как известно, если проигрывается бой, то виновен полководец, а не команда".

По мнению нашего эксперта, необходимо разобраться, почему начальник не нашел иного выхода, помимо наказания, почему сотрудники - сослуживцы недолюбливают начальника и могут ли они позволить себе саботировать его распоряжения. "Данная ситуация не могла родиться вдруг, - уверена Татьяна Чередник. - Были предпосылки - вопрос, почему руководитель на них не реагировал? Качественный в психологическом и профессиональном плане руководитель всегда заслужит уважение своей команды".

А вот Григорий Бондаренко, исполнительный директор компании Linko (дистрибуция канцтоваров, штат - 60 чел.), считает, что анализировать нужно не столько предпосылки ситуации, сколько уже свершившийся факт. "Поскольку мы ничего не знаем о личностных характеристиках подчиненного, необходимо понять, является ли использование админресурса просто проявлением слабости начальника либо действительно необходимой мерой, - говорит Григорий Бондаренко. - Есть категория людей, которыми управлять невозможно в принципе. И добиться их снисходительного и лояльного отношения можно, лишь потакая и "заглядывая в рот". Если наш герой относится к данной категории людей, то главной ошибкой начальника является то, что он не уволил его сразу и вообще взял на работу".

Юлия Плиева, управляющий партнер компании Apple Consulting (финансовый, инвестиционный, стратегический консалтинг, штат - 16 чел.), также высказала свою позицию: начальник не имел права применять свою формальную власть для решения личного конфликта. "С точки зрения управления - это проявление слабости начальника, - уверена г - жа Плиева. - После этого случая руководителя будут уважать еще меньше. На мой взгляд, те начальники, которым нужен административный рычаг для управления, не являются эффективными лидерами. Можно не занимать руководящую должность в компании, но быть неформальным лидером. Уважение не купишь и не "выцыганишь" с помощью админресурса".

Виноватых всегда двое

Что касается поведения сотрудника, то мнения наших экспертов были однозначны - это человек, который удовлетворение своих потребностей и достижение собственных целей (профессиональный или карьерный рост, улучшение материального состояния и т.д.) ставит превыше успеха и процветания бизнеса. "Сотрудник, который саботировал весь отдел, - это провокатор, неформальный лидер, "неэкологичный" по отношению к компании - ведет команду к достижению только личных амбиций и целей, - говорит Татьяна Чередник. - Профессионализм сотрудников очень важен, но если искать стратегический выход из подобных ситуаций, то нужно понимать, что такие сотрудники представляют собой бомбы замедленного действия".

Юлия Плиева придерживается схожей позиции: "Судя по всему, подчиненный воспользовался ситуацией для того, чтобы проявить свою неприязнь к начальнику, и это характеризует его отнюдь не с лучшей стороны. При этом он прекрасно понимал, что слишком полезен компании, чтобы его уволили или понизили. Рассчитывать на такого человека в команде нельзя. Кроме того, его последующие шаги (настрой коллег против начальника) свидетельствуют о своего рода негласной борьбе за власть, в которой победителем хотел выйти сотрудник. Такие люди, как правило, либо безжалостные карьеристы, готовые идти по трупам, либо просто "плохие ребята", которые получают удовольствие от создания напряженной ситуации в команде. И те, и другие в долгосрочной перспективе хороших результатов компании не принесут".

Другой наш эксперт считает, что не стоит столь резко судить сотрудника и делать выводы о его "дурных" намерениях. "Иногда сотрудники, работающие в ненормированном режиме, срываются и переходят на личности. Главной ошибкой подчиненного было то, что он не смог сразу извиниться именно за нанесение "личного оскорбления", и тот факт, что он позволил себе высказывание в присутствии других подчиненных, - говорит Наталья Щур, финансовый директор совместной украинско - чешской компании "Ларма" (штат - 90 чел.). - В другой ситуации конфликт можно было не доводить до крайности, а высказаться при личной беседе, даже по поводу личностных качеств оппонента. При этом продемонстрировать свою силу и смелость лично руководителю, не подставляя остальных сотрудников и всю компанию".

Ошибки выхода

Продолжим рассказывать о развитии ситуации. После того, что произошло, к конфликту подключилось высшее руководство компании. Но поскольку топ - менеджеры изначально были вполне удовлетворены результатами работы отдела в целом и его руководителя, в частности, они посчитали целесообразным уволить зачинщика конфликта и оштрафовать всех сотрудников отдела.

Наш эксперт - психолог, Антонина Романченко, кандидат психологических наук, HR - консультант, утверждает, что подобные действия сработают лишь в несплоченном и молодом (не по возрасту, а по стажу работы в компании) коллективе: "Прежде чем прибегнуть к столь крайнему варианту решения проблемы, руководитель должен оценить коллектив своей компании по нескольким параметрам: текучести кадров (это даст информацию о том, как долго люди работают бок о бок), уровню групповой сплоченности (устраиваются ли коллективные "посиделки" после работы) и наличию неформального лидера в коллективе, - говорит наш эксперт. - Если у вас высокая текучесть кадров, низкая сплоченность и нет лидера - смело увольняйте зачинщика. Это послужит хорошим уроком для всех и не вызовет никаких негативных последствий. Если же показатели коллектива иные, то результат будет иметь весьма негативные последствия для руководства".

В рассматриваемой ситуации руководство просчиталось насчет поведения своих работников. В ответ на действия топ - менеджмента еще несколько отделов включились в борьбу и, угрожая забастовкой, потребовали восстановить на работе незаконно уволенного, впредь согласовывать назначения управленцев среднего звена с трудовым коллективом и заодно поднять зарплаты работникам, чтобы ликвидировать дисбаланс между оплатой труда рядовых сотрудников и менеджеров среднего и высшего звена.

"Ситуация зашла слишком далеко, и решать ее нужно было еще до вмешательства топ - менеджмента, - считает Юлия Плиева. - В то же время возможность ее разрешения зависела только от личности руководителя среднего звена. Прежде всего, начальнику нужно было решить, что для него важнее: выполнение целей компании либо удовлетворение собственного эго. Если первое, то ему следовало бы поговорить индивидуально с сотрудником и переложить разговор в русло целей компании. Необходимо было рассказать ему о том, как создавшаяся ситуация заводит всех сотрудников отдела в тупик: падают продажи, падают бонусы, падают индивидуальные доходы, падает довольство владельцев, что приводит к увольнениям".

Если ситуация уже дошла до стадии всеобщей забастовки, руководству компании остается либо уволить всех недовольных, либо пойти на уступки, полагает Григорий Бондаренко: "Я считаю, что увольнение будет лучшим способом, особенно если сотрудники не являются высококвалифицированными специалистами и их можно заменить. Ведь готовность пойти на уступки будет означать необходимость сменить весь управленческий состав, а это обойдется компании гораздо дороже, чем смена рядовых сотрудников".

Нестандартные решения

Подводя итоги, заметим, что основными ошибками в ситуациях, подобных нашей, как правило, является ни что иное, как необдуманное принятие решений. Подчиненный не подумал, что сказать, а начальник, в свою очередь, сгоряча принял решение о штрафе. "А ведь известно, что успех работы коллектива зависит от умения сотрудников, как топ - менеджеров, так и подчиненных, идти на компромисс, - считает Оксана Крюк, директор компании "Информационные коммуникации" (мобильная справка "Инфо300"). - Решить этот конфликт можно было с помощью различных методов. Как подсказывает мне опыт, единственный правильный выход из такой ситуации - диалог между руководителем и зачинщиком конфликта. Умение правильно объяснить подчиненному его ошибки, проанализировать сложившуюся ситуацию - залог успешной дальнейшей работы не только этого сотрудника, но и компании в целом. Возможно, окончательным положительным решением конфликта будет даже премирование сотрудника через некоторое время - естественно, за хорошую работу".

Дмитрий Гришковец, директор тренинговой компании AddStaff (штат - 11 чел.), не вполне согласен с возможностью вести диалог в данной ситуации и предлагает свой необычный способ решения ситуации: "Руководитель, которого публично оскорбили, не должен пытаться "договориться" со своим обидчиком, поскольку такое поведение является прямым нарушением не только субординации, но и нормальных межличностных отношений. Опускаться до так называемого "мужского" варианта разрешения ситуации и штрафовать сотрудника - тоже не выход. Я предложил бы сотруднику взять на себя ответственность за наиболее проблемный кусок работы в отделе, чтобы на практике продемонстрировать свои ум и смелость. Это, с одной стороны, не вызвало бы такого резонанса в коллективе, поскольку никого не штрафуют, а даже наоборот, практически повышают. С другой - принесло бы пользу самому руководителю. В случае провала у него появилась бы возможность рассчитаться со своим обидчиком, а в случае успеха - его отдел продемонстрировал бы еще более высокие показатели".

В одном сходятся наши эксперты: данную ситуацию нельзя спускать на тормозах. От того, каким образом она решится, будет зависеть отношение к компании сотрудников других отделов. "От подобных случаев компании не застрахованы. Но риск проявления таких "психологических болезней" снизить можно, - резюмирует Татьяна Чередник. - Возьмите за правило отслеживать состояние социально - психологического климата в компании, проводить оценку деятельности и достижений сотрудников и самое главное - развивать корпоративную культуру".

НАТАЛЬЯ ДОРОШЕНКО

За матеріалами: Власть Денег
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес