Фінансові новини
- |
- 20.07.24
- |
- 06:28
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевский ТелеграфЪ": Говорить о том, что в скором будущем доступная каждому украинцу система ипотечного кредитования заработает "на полную катушку", наверное, преждевременно
17:11 28.05.2005 |
На прошлой неделе премьер - министр Украины Юлия Тимошенко вновь пообещала своим согражданам дешевые кредиты на жилье. По замыслу правительства, такие кредиты должны предоставляться Государственным ипотечным учреждением (ГИУ) сроком от 10 до 30 лет под 2 - 6% годовых. Причем, судя по тону заявления, уже в ближайшее время. Правительству вроде бы удалось решить даже самый сложный вопрос - где взять деньги на финансирование этого самого ГИУ. Однако, как всегда в таких вопросах, здесь возникли сложности:
Государственное ипотечное учреждение было создано специальным постановлением Кабинета министров Украины в октябре прошлого года. Основной целью деятельности ГИУ, согласно этому постановлению, является рефинансирование ипотечных кредиторов за счет средств, полученных от размещения ценных бумаг.
Механизм всего этого процесса доступно объяснила Юлия Тимошенко: на квартиру, которую пожелает приобрести семья, независимо от того, старый ли это жилищный фонд или новый, будет оформляться залоговая. Под закладные документы государственное ипотечное учреждение будет выделять средства банку, чтобы семья в полном объеме могла оплатить эту квартиру, а затем возвращала деньги под минимальные проценты.
Для ввода в действие такого замечательного механизма нужно было решить только одно: где взять деньги на финансирование этого самого ГИУ. И это вроде бы решили. На одном из последних заседаний правительства, на котором и была окончательно утверждена программа "Территория качественной жизни" (предоставление дешевых государственных ипотечных кредитов как раз и является частью этой программы). Итак, основными источниками наполнения ГИУ, по замыслу правительства, должны являться:
- уставный капитал учреждения;
- часть средств от приватизации;
- часть доходов от дооценки приватизированного имущества;
- средства из резервов страховых компаний;
- часть средств от продажи земель несельскохозяйственного назначения;
- иностранные инвесторы.
Разберемся теперь со всем по порядку. Согласно постановлению Кабинета министров, которым и создавалось ГИУ, его уставный капитал составлял 50 млн. грн. Однако уже в апреле этого года другим постановлением Кабмина в этот документ были внесены изменения, и уставный капитал ГИУ был уменьшен до 20 млн. грн. Хотя, по большому счету, такое изменение вовсе не принципиально. Ведь по оценкам специалистов, для более или менее нормальной работы ГИУ и исполнения им своих функций оно должно оперировать ресурсами, составляющими хотя бы несколько миллиардов. Следовательно, и 50 млн. грн., не говоря уже о существующих на сегодняшний день 20 млн., - это капля в море.
Что касается части средств от приватизации и части доходов от дооценки приватизированного имущества, то тут все еще сложнее. Во - первых, объекты, подлежащие приватизации, в Украине сегодня по пальцам пересчитать можно, а каким образом будут дооценивать уже приватизированное имущество - пока еще вообще не понятно. Ну а во - вторых, абстрактными сверхдоходами от приватизации у нас традиционно обещают забивать все "дыры" в бюджетах последних нескольких лет. Результата, естественно, никакого, но словосочетание "доходы от приватизации" продолжает оставаться невероятно популярным.
С резервами страховых компаний тоже вышла незадача. Вообще - то, они изначально воспринимались как наиболее перспективный инвестор ГИУ, способный предоставлять "длинные" деньги под низкие проценты. Речь идет, конечно, прежде всего о лайфовых компаниях. По оценкам Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг, такие компании могли бы ежегодно инвестировать в ГИУ от одного до двух миллиардов гривен. В Госфинуслуг даже начали подготовку правительственного распоряжения, призванного отрегулировать порядок использования резервных средств страховщиков в целях кредитования жилищного строительства. Но как только Юлия Владимировна попыталась обязать страховые компании 20% своих резервных средств инвестировать в ипотечные сертификаты, страховщики сразу взбунтовались. Причем аргументы у них железные. Согласно Закону Украины "О страховании", страховые резервы не являются собственностью страховых компаний, а сформированы для выполнения обязательств страхователей перед своими клиентами. "Предоставление дешевых ипотечных кредитов за счет страховых резервов может пошатнуть доверие клиентов к механизму страхования и привести к торможению развития рынка в целом. Поэтому в данном случае государство может рекомендовать, а не вменять в обязанность страховым компаниям вкладывать средства из страховых резервов в те или другие активы", - говорится в официальном заявлении Лиги страховых организаций Украины.
Остаются иностранные инвесторы и часть средств от продажи земель несельскохозяйственного назначения. Соответствующие законопроекты ("О внесении изменений в статью 17 Закона "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и "О внесении изменений в Государственный бюджет на 2005 год") Кабинет министров сейчас пытается "протолкнуть" в Верховной Раде. В первом законопроекте предлагается установить государственные гарантии на привлечение в ГИУ 10 млрд. грн. в международных финансовых организациях (установление гарантий должно способствовать продвижению ценных бумаг ГИУ на фондовом рынке и сделать их более привлекательными для инвесторов).
Второй же законопроект предлагает направлять на финансирование ГИУ 50% средств от продажи несельскохозяйственных земельных участков. Средства эти должны идти в так называемый земельный ипотечный фонд ГИУ. Согласно пояснительной записке, реализация данного проекта позволит привлечь дополнительные средства в размере до 200 млн. грн.
А вот насчет 50% средств от продажи несельскохозяйственных земельных участков у многих специалистов возникают некоторые сомнения. Правда, не насчет целесообразности такого решения, а насчет того, пойдут ли на его принятие депутаты.
Есть во всей этой истории и еще один момент. Как отмечают специалисты, одним из условий эффективной системы ипотечного кредитования является наличие в Украине Единого реестра прав на недвижимое имущество и так называемого Бюро кредитных историй, т. е. информации о состоянии расчетов заемщика. А с этим у нас тоже "незадача". Так что говорить о том, что в скором будущем доступная каждому украинцу система ипотечного кредитования заработает "на полную катушку", наверное, преждевременно.
Ирина АЛЕКСЕЕВА