Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

3 недостатка законопроекта о риелторской деятельности

09:19 16.08.2013 |

Сергей Кекух,

старший менеджер отдела консультационных услуг в сфере недвижимости EY в Украине

Министерство экономического развития и торговли закончило подготовку и опубликовало на своем сайте проект Закона Украины «Об особенностях проведения риелторской деятельности». Сама по себе идея регулирования этого рынка может только приветствоваться. В результате принятия такого закона - в теории - покупатели услуг риелторов получат гарантию их качества, а сами риелторы - конкурентные условия ведения бизнеса. Как итог, положительный эффект будет ощутим на уровне государства: начиная с увеличения денежных поступлений от риелторской деятельности и заканчивая улучшением имиджа страны в этой сфере.

Но приостановить переход перечисленных выгод из теоретической плоскости в практическую могут по меньшей мере три спорные позиции нынешней редакции документа.

1. Ограничение вознаграждения риелторов

Согласно проекту закона, «максимальный размер оплаты риелторских услуг не может превышать 3% стоимости недвижимого имущества, указанного в договоре купли-продажи («правочин») такого имущества». Но появись такая формулировка в принятом законе, это заведет процесс ценообразования на рынке риелторской деятельности в тупик. Почему?

Во-первых, попытка ограничить вознаграждение риелтора может сказаться на мотивации и качестве предоставляемых услуг. Качественная работа должна соответствующим образом поощряться. К примеру, продавец может установить шкалу вознаграждения в зависимости от стоимости сделки - чем выше сделка, тем бόльший процент от ее суммы получит риелтор. И если продавец или покупатель настолько доволен услугами, что готов заплатить все 10%, почему государство его в этом ограничивает?

Во-вторых, такое предложение законопроекта ставит вопрос о том, как быть в тех случаях, когда риелтор предоставляет консультационные услуги без привязки к какому-либо объекту недвижимости?

В-третьих, закон требует, чтобы договор с риелтором с указанием его вознаграждения в денежной форме был заключен до начала предоставления им услуг. Но ведь в этот момент сумма сделки по продаже имущества, скорее всего, будет еще не известна - ведь она еще только должна осуществиться.

Наконец, четвертый вопрос - как можно контролировать соблюдение данной нормы закона в случаях определения стоимости риелторских услуг при аренде недвижимости?

2. Преобладание формы над сутью

Для обеспечения эффективной и профессиональной риелторской деятельности закон должен ставить четкие рамки и условия. И хотя базовые условия для положительных изменений отрасли в законе присутствуют, но их суть дает возможность формализовать получение лицензии риелтором. Более того, на первый план выходят требования не к профессиональным качествам риелторов, а к правильности подачи документов и соответствию тем или иным формам.

К примеру, проект закона подразумевает специальное обучение будущих риелторов, но в то же время его можно заменить стажировкой в риелторской компании. То есть фундамент для дальнейшей деятельности риелтора в первом и втором случае будет заложен разный. Куда эффективнее было бы обязательное обучение будущих риелторов вначале, и затем уже их стажировка в бизнесе. В США, например, обучение риелторов обязательно, и там наряду с основными стандартами отрасли будущие специалисты изучают законодательную базу и этические нормы поведения. После этого следует стажировка у опытного брокера.

Другим примером для подражания украинского рынка может стать известная в первую очередь среди оценщиков Британская организация RICS, которая объединяет специалистов в сфере недвижимости в Англии и по всему миру. Организация является автором собственных стандартов по оценке и спонсором международных стандартов, а также выпускает стандарты для риелторов (Синяя Книга). Их смело можно рекомендовать локальным специалистам как обязательные к изучению - лучшего руководства к действию с практическими рекомендациями попросту не найти.

Но международный опыт, который должен лечь в основу деятельности риелторов, в проекте Закона упоминается лишь вскользь.

Хочется верить, что риелторскую деятельность обойдут стороной те примеры преобладания формы над сутью, что есть в других лицензируемых секторах - как это наблюдается, скажем, в сфере оценки. Сейчас для проведения оценки недвижимости при сделке купли-продажи оценщик должен иметь сразу три сертификата. С таким же успехом можно потребовать, чтобы риелторы получали второй (третий, седьмой) сертификат для предоставления риелторских услуг в случае, если оцениваемая квартира находится в доме этажностью более девяти, а владелец прописан в квартире тещи.

3. Невразумительные задачи
Главные цели государственного регулирования риелторской деятельности в статье 16 проекта закона описаны так: 1) формирование и развитие инфраструктуры рынка недвижимости; 2) предоставление услуг риелторов по приемлемым ценам; 3) обеспечение ценовой стабильности рынка недвижимости.

Суть первой цели от нас в принципе ускользнула, пункты 2 и 3 можно назвать утопическими: на уровень цен и активность должны влиять спрос и предложение, и уж точно не законы и постановления.

Зато ключевые цели регулирования, которые, как говорит успешный мировой опыт, должны преследоваться в первую очередь, в документе, напротив, оказались в самом конце списка целей. Речь идет о задачах «установления единых норм и правил предоставления риелторских услуг, которые основываются на международных нормах и правилах» и «создания системы защиты прав пользователей риелторских услуг».

За матеріалами: Forbes.ua
 

ТЕГИ

Курс НБУ на вчора
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2860
 0,0327
0,08
EUR
1
43,4659
 0,0976
0,22

Курс обміну валют на вчора, 10:21
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9832  0,03 0,08 41,6355  0,01 0,01
EUR 43,2364  0,17 0,39 44,0045  0,15 0,33

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2950  0,02 0,06 41,3000  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес