Фінансові новини
- |
- 19.07.24
- |
- 14:22
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"День": Учитывая и то, что кредиторская задолженность предприятий (в том числе и предложенных к приватизации) превышает общий объем ВВП нашей страны, ожидать, что их тендерная цена будет приближена к реальной, явно не приходится
11:12 21.02.2002 |
Позавчера Кабинет Министров Украины разблокировал государственные пакеты акций еще двадцати шести предприятий, которые будут представлены к продаже в этом году. В их числе 12 областных энергоснабжающих компаний ("Винницаоблэнерго", "Тернополь - ", "Черновцы - ", "Запорож - ", "Донецк - ", "Волынь - ", "Закарпат - ", "Харьков - ", "Днепро - ", "Черкассы - ", "Хмельницк - " и "Крымэнерго"), а также ряд предприятий, контролирующим или корпоративным собственником которых является государство. "По номиналу стоимость этих раскрепленных предприятий составляет 1 млрд. 160 млн. грн., а рассчитываем мы получить от их продажи около 2 млрд. грн.", - сообщил вчера "Дню" и.о. председателя Фонда госимущества Михаил Чечетов, подчеркнув, что в целом в этом году правительство ожидает приватизационных поступлений (от более, чем ста объектов. - Авт. ) на общую сумму 5,8 млрд. грн.
Напомним в этой связи, что поступления от приватизации государственного имущества не были включены в доходную часть дефицитного бюджета - 02 напрямую. Эксперты "Дня" неоднократно предполагали, что именно приватизационный НЗ правительства станет "волшебной палочкой", которая сделает выполнение бюджета - 02 более реальным. Как сказал "Дню" председатель специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Рябченко, ряд предприятий (Южнотрубный завод в г. Никополь, СП "Росава" и др.), предложены к продаже "для галочки", поскольку на их базе уже созданы ряд СП, а пакет акций государства не является контрольным.
"План поступлений от приватизации не выполнят", - убежден народный депутат. По его мнению, приватизация должна начинаться не с утверждения конкретных объектов, а с выяснения конъюнктуры рынка инвестиционного спроса на те или иные предприятия. "Давно уже пора привыкнуть к тому, что не продавец определяет результат приватизации, а покупатель. Если покупателя нет, то продавец может принимать решения какие угодно", - подчеркнул А. Рябченко.
У нас же условия приватизации (именно они в первую очередь интересуют потенциальных инвесторов) традиционно разрабатываются только после утверждения объектов к продаже. Как стало понятно из слов М. Чечетова, не станет исключением в этом плане приватизационный процесс текущего года. "Вероятное отсутствие спроса приведет к тому, что будет один покупатель и соответственно цена предприятия не намного превысит стартовую", - резюмирует А. Рябченко, отмечая, что "возможности по злоупотреблению в приватизационном процессе у местных органов власти намного ниже, чем у центральных".
Учитывая и то, что кредиторская задолженность предприятий (в том числе и предложенных к приватизации), как сознался М. Чечетов, превышает общий объем ВВП нашей страны, ожидать, что их тендерная цена будет приближена к реальной, явно не приходится. Понятно, что никакой нормальный инвестор не согласятся вкладывать деньги в развитие предприятий с серьезными долговыми обязательствами, купив его по рыночной стоимости.
"ФГИ должен действовать, учитывая ту обстановку, которая сложилась. Нужно вносить изменения в программу приватизации, делать продажу более прозрачной и менее уязвимой для судебных исков, - говорит народный депутат. - Технологически для теневой приватизации существует масса способов". Не секрет, что "это делают при участии самого государства. Чиновники содействуют этому, подписывая бумаги и т. д. Наверное, это будут делать и в этом году", - отметил А. Рябченко.
Не успокаивает и оптимистичное заявление М. Чечетова, мол, нет необходимости пересматривать правила приватизационной игры. "Участие в приватизации будут принимать исключительно промышленные инвесторы. Создаются комиссии по конкретным предприятиям, куда входят два представителя ФГИ, представители областной администрации, городских властей, профильного министерства и т. д., которые совместными усилиями вырабатывают условия для продажи", - сказал М. Чечетов. Как говорится - в добрый путь. Главное - чтобы приватизационные объекты "дождались" проведения тендера. Примеры "Росавы", Донбассэнерго и "Эксимнефтепродукта" подсказывают очень вероятный вариант: не дождетесь! .
Вячеслав ДАРПИНЯНЦ