Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Галицкие Контракты": Дорогой евро заставляет украинские предприятия искать "долларовых" партнеров

16:50 26.06.2003 |

Фінанси

Укрепление позиций евровалюты неблагоприятно отражается на доходах некоторых отечественных предприятий. Европа - основной контрагент по поставке материалов и сырья для многих украинских предприятий, не оставляет им возможности расчетов более дешевым долларом. Отечественные компании пока, в основном, берут расходы на себя, ожидая улучшения ситуации уже осенью этого года. Однако ищут и пути минимизации таких потерь.

Большинство опрошенных "Контрактами" представителей отечественного бизнеса признались: из - за роста курса евро их компании несут убытки. "У нас потери, поскольку мы работаем с европейскими компаниями, которые поставляют нам вспомогательные и упаковочные материалы, - объяснил директор по экономике и внешнеэкономическим отношениям СП "Галка" Ярослав Волынец. - Цена на них выросла в соответствии с ростом курса евро. Суммы потерь побольше или поменьше у разных компаний". Финансовый директор ЗАО "Чумак" Владимир Леонтьев: "Раньше, скажем, запасные части к прессам мы покупали за доллары. Курс евро был тогда $0,95/1EUR. Сегодня курс поднялся до $1,18 - 1,20/1EUR и мы рассчитываемся в евро, поскольку работаем с европейскими компаниями. Это означает для нас подорожание запчастей более чем на 20%. И если партия такого товара стоит $50 тыс., то теперь мы платим за нее на $10 тыс. больше, чем в прошлом году".

При высоких кредитных процентах в Украине ситуация обостряется в случае отсутствия у компании оборотных средств для расчетов с поставщиком. Генеральный директор ЗАО "Украинский сувенир" (продажа автозапчастей) Николай Степаненко: "Мы взяли кредит в евро по курсу 5,8 грн/1EUR, чтобы приобрести товар. Сейчас, чтобы отдать кредит, нужно покупать евро по курсу 6,3 грн/1EUR. Однако продаем товар по курсу доллара, который ощутимо упал по сравнению с курсом евро".

Украинские предприниматели ищут пути минимизации потерь от такой "евроинтеграции". Как правило, дополнительные расходы, возникающие из - за повышения цен на сырье, покрываются за счет конечного потребителя продукта - изменение курса валюты в том или ином виде закладывается в стоимость продукции. Однако такое может себе позволить не каждая компания. Владимир Леонтьев: "Затраты берем на себя. Это неблагоприятно отражается на наших финансовых результатах, но увеличивать цену не можем, поскольку покупательная способность украинцев сегодня низка". Повышая цены, можно получить проблему затаривания товарных складов.

Николай Степаненко: "Если повысить цены на товар, он станет неконкурентоспособным".

По мнению экспертов, западные компании, чтобы работать эффективно на украинском рынке, должны частично брать на себя риски и убытки украинцев от колебаний курса евровалюты. Мирон Найда, начальник отдела экономики и финансов корпорации "УкрАвто": "Мы немного пользуемся своей эксклюзивностью и пытаемся распределить валютные риски между собой и поставщиком: у нас есть долларовые контракты и договоры в евро".

Иногда европейцы соглашаются на отсрочку в оплате товара украинскими партнерами.

"Свободные средства мы можем положить на депозит, который частично компенсирует потери от роста курса евро", - объяснил Мирон Найда.

Но далеко не все западные компании готовы разделить потери своих контрагентов от подорожания евровалюты. Поэтому немало украинских предприятий сегодня ищут партнеров прежде всего не в Европе, а в странах "долларовой зоны".

Ярослав Волынец: "Начинаем искать поставщиков, работающих с долларами. Нужно выходить либо на восточный рынок (Китай, Тайвань), либо дальше - на Америку".

Николай Степаненко: "Мы сейчас повернулись лицом к Турции. Ищем долларовые контракты. Но пока это не так просто".

В последнее время в связи с ростом курса евро к доллару в географической структуре импорта идет переориентация на страны долларовой зоны - США, Индия, Бразилия, Таиланд. Например, так поступают металлотрейдеры. Импортированный товар, купленный на доллары, сегодня получается дешевле аналогичного товара, купленного на евро. Поэтому на него намного легче найти покупателя.

Еще одно очевидное последствие евроэкспансии для Украины - подорожание новых машин европейского производства. С начала 2002 года автоимпортеры европейских марок один за другим стали устанавливать розничные цены в новой евровалюте. А к середине года найти цены в "условных единицах" в автосалонах уже было невозможно. Пока евро был дешевле доллара, украинцы не замечали изменений в ценниках. Однако когда курс евро сравнялся, а потом "перегнал" доллар (с июля 2002 года), стоимость автомобилей в долларовом эквиваленте существенно возросла. Например, если одна из моделей французской марки весной 2002 - го стоила $7500, то летом 2002 - го - уже 8200 евро, что в июле прошлого года приблизительно соответствовало $8300. А сейчас стоимость этого же автомобиля в перерасчете на "зеленые" - $9600.

Впрочем, не обошла волна подорожания и японские машины: в середине 2002 года большинство продавцов японских марок также перешли на привязку цен к евро. В это время продажа автоимпортеров, работавших с японскими торговыми автодомами по долларовым контрактам, существенно выросла - впервые за много лет японская легковушка стала дешевле (в долларах и гривнях) европейского "одноклассника" в аналогичной комплектации. Позже это преимущество "японцев" немного нивелировалось, однако структура автомобильного рынка с середины 2002 года заметно изменилась - среди самых популярных иномарок в Украине в первую пятерку входят две японские марки, что для Западной и Восточной Европы нетипично.

Кстати, глава Нацбанка Сергей Тигипко на днях рассказал, что НБУ для своих нужд планировал закупить 14 легковых автомобилей марки Opel, однако в результате роста курса евро цена на них выросла, и теперь НБУ планирует приобрести 14 автомобилей Toyota, цена на которые исчисляется в долларах.

Вилен ВЕРЕМКО

Евро: мнения специалистов

Курсовые потери при покупке евро на пике роста могут достигать 20 - 30%

Вячеслав ЮТКИН, президент банка "НРБ - Украина":

- Реакция мировых рынков на всевозможные заявления об экономической ситуации в США и Европы выгодна прежде всего тем кто занимается сиюминутными валютными спекуляциями на рынке. Скорее всего в течение ближайших 3 - 6 месяцев евро будет стоит $1,1. Котировки придут в соответствие после того как утихнут негативные тенденции в Старом Свете, а конкретнее, приостановится падение европейского экспорта. Как бы там ни было, а Соединенные Штаты в итоге выполнят свои задачи, а именно, повысят свой экспорт (за счет снижения европейского), и улучшат свое торговое сальдо.

Думаю, что политика НБУ в части увеличения доли евро в золотовалютных резервах вызвана перераспределением рисков. Однако в общей резервной корзине валют евро доминировать не будет, его удельный вес в общем портфеле Национального банка не превысит 40%. На наших клиентах подорожание евро сильно не скажется, поскольку большинство внешнеэкономических контрактов все - таки оплачиваются в долларах. Что касается сбережений, то тут необходимо подходить взвешенно. Крайне невыгодно на пике повышения уходить из доллара, приобретая евро. Курсовые потери в таких случаях могут достигать 20 - 30%.

Снижением курса США решают проблемы экспорта

Анатолий ГАЛЬЧИНСКИЙ, председатель Совета Национального банка Украины:

- Мы уже второй раз корректировали наши прогнозы по среднегодовому курсу гривни. Еще в сентябре 2002 года, утверждая основы денежно - кредитной политики, совет считал, что среднегодовой курс национальной валюты будет находиться на уровне 5,45 грн/$. Со временем цифра была скорректирована до 5,39 грн/$, а сейчас - 5,36 грн/$. В общем - то, это существенные изменения, которые связаны сразу с несколькими процессами.

С одной стороны, мы не ожидали, что такими темпами будет уменьшаться курс доллара на международных рынках. Поскольку не смогли спрогнозировать особой политики Федеральной резервной системы США. Снижением курса доллара Соединенные Штаты решают свои проблемы экспорта (удешевляя за счет курса стоимость своих товаров, они усиливают свою конкурентную позицию на товарных рынках). Второе, совет не учитывал, что в Украине и в этом году будет активно развиваться экспорт.

Достаточно сказать, что за 3 месяца 2003 года объемы экспорта украинских товаров и услуг увеличились на 25%. За январь - апрель сальдо текущих операций платежного баланса составило $1,3 млрд, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом на 27%. Для сравнения положительное сальдо за весь год равнялось 3,5 млрд грн.

Население активно несет евро на депозиты, а заемщики не желают в нем кредитоваться

Ярослав КОЛЕСНИК, заместитель председателя правления банка "Форум":

- Не исключаю, что США пойдут по сценарию, уже не раз опробованному Центробанком Германии. Дабы поддержать экспортеров, на протяжении года занижался курс немецкой марки, который выравнивался лишь в декабре с тем, чтобы свести под конец года баланс. В таком случае, стабилизация курса американской валюты произойдет не так скоро, как сейчас ожидают дилеры. Вследствии колебаний курса доллара интересная ситуация складывается на украинском рынке. Население активнее несет евро на банковские счета, и, надо сказать, статус европейской валюты значительно вырос. Ведь ранее банки размещали евро по более низким ставкам, нежели американскую валюту, теперь же по обеим валютам платятся одинаковые проценты.

Однако сразу возникает проблема: банковские пассивы серьезно приростают евровалютой, которую разместить в дальнейшем достаточно проблематично. Заемщика сложно убедить кредитоваться в дорогой валюте.

Изменение курсов не повлияет на платежный баланс Украины

Людмила МУСИНА, заместитель секретаря Министерства экономики и по вопросам евроинтеграции:

- Изменение курса доллара по отношению к евро на мировых рынках существенно не повлияет на платежный баланс Украины. Гривня остается относительно стабильной по отношению к доллару, а ее колебания по отношению к российскому рублю или евро не представляют серьезной угрозы для украинской экономики. Вопрос курсовой политики меньше, чем конъюнктура цен на мировом рынке. По прогнозам Министерства экономики на протяжении следующего года гривня также останется достаточно стабильной по отношению к доллару. Если в этом году среднегодовой курс гривни прогнозируется на уровне 5,35 UAH/USD, то в следующем году он будет составлять 5,42 UAH/USD. При этом по нашим прогнозам позитивное сальдо внешней торговли товарами в следующем году будет составлять 1,5 млрд долларов.

За матеріалами: Контракты
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на 17.05.24, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на 17.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес