Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Единый налог как инструмент торгов Азарова (Отмена социальных льгот и единого налога - это всего лишь дымовая завеса. Оставив эти социальные блага, правительство выторгует СЭЗы)

16:52 26.10.2006 |

Політика

После представления проекта бюджета в парламенте в информпространстве наблюдается странное явление. Сначала политики со ссылкой на проект основного финдокумента страны делают сенсационные заявления о снижении определенных социальных обязательств или отмене льгот. Затем Минфин развеивает эти обвинения. Все это наводит на мысль, что речь идет не о сенсациях, а лишь об отвлекающих маневрах.

Первой ласточкой стало заявление в ряде СМИ о сокращении помощи при рождении ребенка до 8000 грн. Эту информацию министр финансов Николай Азаров опроверг через пару дней. Затем почти две недели все политики обсуждали предложение исключить из круга лиц, получающих единоразовую помощь при рождении ребенка в размере 8500 грн, семьи, совокупный доход которых составляет 5, 6 или 7 тыс. грн (в зависимости от количества членов семьи). Тогда Николай Янович заявил, что ограничительная норма коснется не более чем 1% населения Украины. Но тогда не понятно, зачем вообще нужно это ограничение - никакой экономии бюджета, только возмущение общественности. Не удивительно, что правительство быстро согласилось пересмотреть и данную норму.

Сейчас набирает обороты новый бюджетный скандал. В своем интервью "k:" Николай Катеринчук заявил, что проект бюджета на 2007 год не предусматривает сохранение системы упрощенного налогообложения. Буквально спустя пару дней последовала реакция из Минфина. Оказывается, что проектом бюджета отмена единого налога не предполагается. Как объяснили в пресс - службе министерства, вышеупомянутая система была внедрена указом президента от 3 июля 1998 года #727. И в соответствии с пунктом 4 раздела XV Конституции Украины такой указ будет действовать до принятия Верховной Радой закона, регулирующего налогообложение малого бизнеса. Поэтому "фиксировать" упрощенную систему налогообложения в госбюджете на следующий год, как, собственно, и в других законодательных актах, нет необходимости. Однако этот вопрос остается открытым. Если это действительно так, как утверждает Минфин, то зачем эта норма раннее прописывалась в каждом бюджете.

Отмена упрощенного режима налогообложения - мечта практически каждого украинского правительства. Официальным поводом для разговоров об отмене упрощенной системы является утверждение, что единый налог - это способ минимизации налогообложения и сокрытия доходов. Действительно, существует минимум четыре схемы ухода от налогов с помощью упрощенной системы. Во - первых, минимизация отчислений из фонда оплаты труда. Крупные предприятия часто переводят штатных сотрудников в частные предприниматели, работающие на упрощенной системе. Это позволяет предприятию как минимум не платить сбор в Пенсионный фонд (32%), выплачивая заработную плату в виде оплаты услуг по договору. Во - вторых, нередко единым налогом пользуются для махинаций с налогом на добавленную стоимость. Наиболее распространена передача по договорам консигнации того или иного товара плательщику единого налога. В таком случае предприятие может претендовать на возмещение НДС, а после его получения товар возвращается к собственнику. Часто "единоналожники" тоже являются плательщиками НДС. В подобной ситуации им отгружается товар с учетом налога, отнесенного в состав налогового кредита. Затем предприниматель, использующий систему упрощенного налогообложения, снимается с регистрации как плательщик НДС, одновременно реализуя товар и получая возмещение по налоговому кредиту. В - третьих, использование "единоналожников" как конвертационных центров. Предприятие заключает с такими предпринимателями договоры о предоставлении консультационных услуг, оплачивает их и получает до 500 тыс. грн в год наличными, уплачивая при этом 100 - 200 грн в месяц. Наконец, в случае специфики организации предприятия как сети отдельных мелких компаний (торговля, услуги) "материнская" компания открывает новые точки под своим брендом, но регистрирует их на руководителя подразделения - плательщика единого налога. Экономия очевидна. В действительности же крупные предприятия используют куда более широкий спектр минимизационных схем.

А вот для честных предпринимателей решение об отмене единого налога смерти подобно. Большинство экспертов соглашаются, что если правительству так мешают "упрощенцы", то регулировать данный вопрос необходимо совершенно иначе. В частности, повышением требований к плательщикам единого налога по суммам и ужесточением отраслевых критериев. Кстати, такая попытка была предпринята в законе #2505 о внесении изменений в Закон о госбюджете на 2005 год. В нем предусматривалось, что плательщики единого налога не могут заниматься торговлей лекарствами, архитектурой, юридическими консультациями, аудиторской и риелторской деятельностью. Кроме того, предоставление "единоналожником" услуг предприятию более одного месяца в год автоматически приравнивало его к наемному работнику со всеми вытекающими последствиями. Только вот неизвестно, умышленно или по незнанию авторы закона нечетко прописали эти критерии. И все осталось по - прежнему.

Если же властям так не по душе именно единый налог, то его можно и упразднить. Но при этом необходимо разработать альтернативные методы поддержки малого предпринимательства - отсрочку в уплате налога при открытии первого бизнеса или уплату только половины сумм в период становления. В противном случае борьба с минимизацией налогов закончится уходом в тень минимум 50% "единоналожников".

Кстати, большой бизнес явно не против ужесточения критериев, поскольку прекрасно понимает - есть сферы народного хозяйства, где ему делать нечего. Во всяком случае, в ближайшее время.

Тогда возникает вопрос, зачем это нынешнему правительству, явно ориентированному на крупный бизнес. Выгода для бюджета тут откровенно небольшая. Сейчас в Украине зарегистрировано около 3 млн плательщиков единого налога. Даже если предположить, что все они действующие и что половина из них, перейдя на обычную систему налогообложения, покажет прибыль за год в 30 тыс. грн, то бюджет получит от них около 11 млрд грн налога. При этом потери достигнут порядка 4 млрд грн. То есть в идеале может наблюдаться рост доходов до 7 млрд, что составляет менее половины планируемого дефицита бюджета на следующий год. Хотя эксперты считают, что от таких нововведений государство не получит и миллиарда, а уровень теневой экономики вырастет в несколько раз.

Зато разговоры об отмене единого налога - прекрасный способ отвлечь общественное внимание. В настоящее время наиболее принципиальным для Минфина является вопрос льгот для СЭЗ и ТПР. Похоже, что г - н Азаров планирует вернуть их любой ценой. В такой ситуации единый налог, за который горой стоят депутаты от "Нашей Украины" и БЮТ, станет прекрасным аргументом в пользу Минфина. По принципу: уж коль оставляем льготы, то сразу всем.

Проект бюджета не прошел еще и половины пути к принятию. Сейчас бюджетный комитет рассматривает около 2600 предлагаемых депутатами изменений, большая часть которых по традиции касается расходной части. Чтобы все льготы для СЭЗ и ТПР оказались и в последней редакции проекта бюджета, необходимо еще как минимум несколько аргументов для торгов. Скорее всего это будут социальные вопросы, связанные с налогообложением физлиц. Благо повысить в следующем году ставку подоходного налога до 15% придумал Терехин, так что нынешнее правительство с любыми своими новациями будет выглядеть просто благодетелем.

Виктория Пода

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,2966
 0,0595
0,15
EUR
1
42,3087
 0,0896
0,21

Курс обміну валют на вчора, 13:49
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,2148  0,08 0,21 39,7524  0,09 0,23
EUR 42,1980  0,02 0,05 42,9048  0,06 0,15

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,2600  0,17 0,43 39,3000  0,15 0,38
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес