Фінансові новини
- |
- 05.07.24
- |
- 20:21
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Эксперты расходятся во мнении о целесообразности лицензирования производства и торговли светлыми нефтепродуктами
18:45 12.01.2007 |
Эксперты расходятся во мнении относительно целесообразности введения лицензирования производства, оптовой и розничной торговли бензином и дизельным топливом.
По словам заместителя председателя Государственного комитета по вопросам предпринимательства и регуляторной политики Сергея Иголкина, в ходе анализа законопроекта возник ряд вопросов относительно эффективности введения лицензирования.
В частности, он отметил, что лицензирование касается сразу трех видов деятельности: производства нефтепродуктов, а также оптовой и розничной торговли, и введения лицензирования одновременно на данные три рынка могут привести к созданию искусственных барьеров для хозяйствующих субъектов при вхождении на рынок торговли и производства нефтепродуктов.
"На всех этих рынках разные условия хозяйствования, разные виды технологических процессов, поэтому и последствия, которые мы можем просчитать, могут привести к созданию барьеров... и остается неопределенным, оправдано это или нет", - сказал он.
Кроме того, по мнению Иголкина остается неопределенной эффективность лицензирования для государства, поскольку плата за получение лицензии сроком на 5 лет составляет всего 340 гривен.
"Неизвестно, оправдает ли это расходы государства на содержание органа лицензирования, проведения контроля (за выполнением лицензии)", - отметил он.
В то же время, по мнению руководителя департамента нефтегазовой переработки Министерства топлива и энергетики Леонида Косянчука, введение лицензирования является эффективным способом усилить контроль над качеством нефтепродуктов.
Так, по его словам, 10% рынка розничной торговли светлыми нефтепродуктами обеспечивается топливом, производимым на так называемых мини - нефтеперерабатывающих заводах, которых в Украине насчитывается порядка 120.
Именно данные НПЗ, а не крупные заводы, производят некачественные нефтепродукты, которые впоследствии реализуются на АЗС.
"И можно добавить, что эти НПЗ не платят акцизы с производимого топлива, а это огромные потери для нашего бюджета", - отметил он.
Лицензирование, по мнению Косянчука, позволит усилить контроль над данными производителями посредством введения механизма изъятия топлива и привлечения к уголовной ответственности за торговлю некачественными нефтепродуктами.
Он сообщил, что лицензии будет выдаваться заводам, имеющим полный технологический цикл по производству продукции.
"Здесь не идет речь о каком - то ручном регулировании рынка, мы можем сегодня создать прозрачные условия и правила игры на этом рынке", - сказал Косянчук.
Не согласился с ним директор научно - технического центра "Психея" Сергей Сапегин.
В частности, он считает нецелесообразным вводить лицензирование сразу и производства, и торговли нефтепродуктами, а также выразил удивление относительно неуплаты акцизных сборов мини - НПЗ.
"Непонятно, почему привлечь НПЗ за неуплату акциза, и для чего обязательно вводить лицензирование, чтобы потом лишать лицензий", - сказал он.
Кроме того, согласно результатам исследований, которые проводил центр "Психея", ухудшение качества нефтепродуктов происходит в периоды жесткого или мягкого регулирования цен на рынке.
В частности, с июля 2005 года по июнь 2006 года, когда на рынке не было никаких регуляторных воздействий, было отмечено улучшение качества нефтепродуктов.
В то же время начало ухудшения было отмечено осенью 2006 года в период мягкого регулирования цен путем договоренностей между Кабинетом Министров и крупнейшими операторами рынка нефтепродуктов.
Сапегин как пример по усилению контроля над качеством нефтепродуктов назвал широко распространенную в мировой практике маркировку топлива, когда производитель сам контролирует качество, начиная от производственных процессов и заканчивая реализацией на АЗС.
Как сообщало агентство, Министерство экономики разработало законопроект, который предусматривает введение лицензирования производства, оптовой и розничной торговли бензином и дизельным топливом.