Фінансові новини
- |
- 05.11.24
- |
- 07:28
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Почему не нужно заставлять сотрудников постоянно присутствовать в офисе
12:22 21.08.2007 |
Пребывание сотрудников в офисе от звонка до звонка далеко не всегда приносит пользу самим работникам и их работодателям, обнаружили британские исследователи. Те, кто хотя бы один день в неделю трудится за пределами офиса, больше доверяют своим менеджерам, получают от них более четко сформулированные задания, лучше информированы и даже могут рассчитывать на более справедливую оценку со стороны руководства и коллег.
Степень недовольства
Привычная модель офисной работы давно устарела, пишут в отчете о проведенном исследовании профессор Том Редмон и консультанты JBA. Компании, которые вынуждают сотрудников проводить все свое рабочее время в офисе, рискуют отстать от более динамичных коллег. Исследователи подсчитали, что традиционно устроенная организация, в которой работают 1000 сотрудников, в среднем теряет 1,5 млн фунтов стерлингов в год, или недобирает почти 3% среднегодовой прибыли.
В исследовании "Эффективная работа в XXI веке" британской консалтинговой компании JBA, профессора Дюрэмского университета Тома Редмона и международной компании Regus приняли участие 1000 британских служащих из частных и общественных организаций. Средний возраст респондентов составил 30 - 39 лет, средний срок службы в одной организации - 3 - 4 года, средний срок службы на одной должности - от 1 до 2 лет, 52% респондентов - мужчины, 38% - женщины. 12% опрошенных занимают позиции на уровне правления/совета директоров, 27% - топ - менеджеры, 27% - менеджеры среднего звена, 18% - специалисты, 3% - занимают другие должности.
Без лишних звуков
Основных факторов, мешающих продуктивно работать от звонка до звонка, два: отсутствие ясности и отсутствие доверия. Сотрудники, запертые в четырех стенах, вдвое чаще не доверяют руководителям, чувствуют себя ущемленными при распределении ресурсов, испытывают значительно более высокие уровни недовольства и стресса и, в конце концов, просто реже присутствуют на рабочих местах, чем те их коллеги, которые обладают большей самостоятельностью в работе, пишут исследователи.
Весь вопрос в том, как работодатели относятся к подчиненным, говорит Леонид Кроль, директор Института групповой и семейной психологии. Сотрудники, с которыми общаются на равных, как "с большими", отвечают доверием на доверие, говорит он.
Люди, проводящие много времени в офисе, в значительной степени подвержены тому, что исследователи называют "офисным шумом" - многоголосице мнений о намерениях компании и ее руководства. У большинства сотрудников возникает собственная точка зрения по этим вопросам, и многие считают своим долгом донести ее до присутствующих в офисе коллег.
Чем дольше люди находятся в офисе, тем больше вероятность, что они попадут в зависимость от перемены настроения руководителей и просто соседей по работе, говорит Кроль. Слишком частый контакт сбивает "рамку", выравнивает отношения между руководителем и подчиненным, отмечает он. Когда же сотрудник и менеджер общаются реже, но точнее, отношения между ними получаются гораздо более здоровыми. "Хороший руководитель, как настроенный инструмент, не издает лишних звуков", - улыбается Кроль.
Граница и страховка
Первое, что бросается в глаза в офисах, где сотрудники вынуждены присутствовать постоянно, это нечеткость постановки задач руководителей подчиненным, говорит Даниил Рыбак, партнер хедхантинговой компании Pynes and Moerner. Всегда же можно вернуться к разговору и уточнить. Но у этой проблемы есть и обратная сторона: в рекрутинговом бизнесе каждый консультант должен быть самостоятельным бойцом, подчеркивает Рыбак, но те, кто делает так, лишаются поддержки, совета сослуживцев.
Рыбак искренне верит, что в офисе его компании любой сотрудник может в любую минуту попросить помощи коллег и моментально ее получит. Залогом тому процедуры, принятые в компании, и тщательный отбор людей. "Мы прекрасно знали все факторы, которые портят отношения между профессиональными рекрутерами, и постарались с самого начала избежать возможных проблем", - говорит он.
Он заметил, что консультанты стремятся работать в офисе, хотя формально за посещаемостью никто не следит, да и никаких особых условий для них никто не создает. Кроме, естественно, местоположения офиса, которое все без исключения консультанты считают очень удобным. Помимо этого все, что есть у консультанта, - это большой стол, хороший компьютер и кресло. В офисе работают несколько секретарей, услугами которых в равной степени пользуются все консультанты. В этом отношении даже у партнеров нет никаких особых привилегий и прав, говорит Рыбак. Необходимость присутствия в офисе возникает, лишь когда выполнение проекта подразумевает командную работу нескольких сотрудников. Тогда руководитель мини - проекта берет на себя организацию взаимодействия между ними и проведение таких встреч.
С офисом и без
У небольшого книжного издательства "Манн, Иванов и Фербер" вообще нет офиса. Это сознательная позиция руководства, говорит генеральный директор Михаил Иванов: во - первых, экономия на аренде, во - вторых, при современном развитии средств связи находиться в одной точке пространства совершенно не нужно. "Какая разница, где сидит человек, которому ты пишешь по электронной почте?" - спрашивает Иванов. Но даже в его компании предусмотрены регулярные личные встречи сотрудников. Примерно раз в месяц собираются топ - менеджеры компании, а раз в неделю проходят собрания рабочих групп.
В компании "Яндекс" сотрудники должны приходить в офис пять дней в неделю, зато могут работать по гибкому графику, рассказала руководитель отдела по работе с персоналом компании Людмила Швецова. Так называемые "часы обязательного присутствия" установлены в компании с 12.00 до 18.00. В это время чаще всего происходят встречи сотрудников разных отделов, общие собрания, отмечает она. Остальные часы человек может "дорабатывать" в удобное время. Кому - то удобно приехать пораньше, до пробок, а кто - то поздно просыпается. У нас в компании много "сов", поэтому возможностью гибкого графика пользуются много и с удовольствием, резюмирует Швецова.
В группе компаний BBDO свободный график не предусмотрен, рассказала директор по персоналу Евгения Попова. "Мы предпочитаем, чтобы сотрудники приходили на работу вовремя", - говорит она. Дальнейший график зависит от специальности. Например, сотрудники back - офиса (финансы, IT, юристы и проч.), бухгалтеры, специалисты по работе с клиентами должны работать в офисе. Работники творческих профессий могут позволить себе удалиться в кафе - например, для проведения мозгового штурма. Не засиживаться на месте сотрудникам BBDO помогает дизайн офисного пространства. На каждом этаже предусмотрены чилл - ауты, где можно отдохнуть от шума, сменить обстановку, прийти в себя, говорит Попова.
Григорий Милов