Только в 2007 г. сразу два отечественных банка обзавелись "дочками" в странах ближнего зарубежья. Крупнейший украинский игрок финансового рынка ПриватБанк купил грузинский ТаоБанк, а "Дельта Банк" - белорусский Атом - банк. Надо заметить, что в обоих случаях речь шла об очень мелких покупках. "Дельта Банк" приобрел финучреждение с активами менее $1 млн и капиталом в $350 тыс., которому к тому же незадолго перед продажей Национальный банк Белоруссии приостановил ряд пунктов банковской лицензии, так как финучреждение находилось на грани банкротства. Так что в данном случае украинский инвестор фактически выступил санатором. Любопытно, что на момент продажи Атом - банк вовсе не располагал филиальной сетью. "У нас есть опыт развития банка с нуля, поэтому нам нужна была лицензия и платформа для развития, - комментирует выбор Николай Лагун, председатель наблюдательного совета "Дельта Банка" (г.Киев; с 2006 г.; более 5 тыс.чел.). - По итогам четырех месяцев нынешнего года активы банка в Белоруссии выросли до $35 млн, что соответствует 12 - му месту в рейтинге. Сейчас у нас в этой стране около 800 точек продаж - как в торговых сетях, так и отделений. Это превзошло даже наш оптимистический прогноз." По слухам, покупка обошлась "Дельте" не более чем в $100 - 200 тыс. Согласно планам украинского банка, в белорусский "Дельта Банк" будет инвестировано $50 млн, что позволит к 2010 г. занять 25% рынка потребительского кредитования соседней страны. Несмотря на то что на белорусском рынке работает "дочка" чешской Home Credit Group, тоже специализирующаяся на розничном кредитовании, г - н Лагун уверяет, что пока у них конкурентов нет, поэтому реализовать намеченные планы будет достаточно просто. "Проникновение услуги (PoS - loans) в 5 - 7 раз ниже, чем на украинском рынке. Отсутствие игроков на этом рынке, наличие потребительского спроса - вот основные черты тамошнего рынка экспресс - кредитования", - говорит Николай Лагун. Проводя параллели между украинским и белорусским рынком, банкир отмечает, что собственников магазинов в Белоруссии труднее убеждать в выгодности сотрудничества с банком, ведь они пока не до конца понимают, что присутствие кредитора в сети повышает продажи на 30 - 35%. Отметим, что на сегодняшний день на банковском рынке Белоруссии работают "дочки" таких монстров, как австрийский Raiffeisen International (ПриорБанк), швейцарский Credit Swiss (Белсвиссбанк), российский Газпромбанк (Белгазпромбанк).