Вы когда-нибудь задумывались над тем, как клиенты делают выбор при покупке того или иного товара или услуги? На что они обращают внимание в первую очередь? Как ответ на эти вопросы, на стыке нейробиологии, маркетинга и современных технологий возникло новое научное направление – нейромаркетинг. Если старые традиционные рекламные кампании базировались на агрессивном демонстрировании преимуществ товара, ярких заголовков, то нейронауки настаивают на том, что покупатель уже на бессознательном уровне решает, что именно его привлекло.
Об основах нейромаркетинга нам рассказали в агентстве Neuro-Knowledge, которое активно продвигает это направление в Украине. Подробнее о нейромаркетинге вы также можете почитать в блоге агентства.
Давайте разберемся, что именно в архитектуре нашего мозга отвечает за выбор при покупке. Еще в середине 20 века невролог МакЛин предложил концепцию «три мозга», где каждая из составляющих отвечает за определенные функции:
- новый мозг («человеческий мозг») – отвечает за логику, язык, рациональность, письмо, личностные характеристики;
- средний мозг («мозг млекопитающего») – более известен как лимбическая система, отвечает за эмоциональный фон, настроение;
- старый мозг («мозг рептилии») – отвечает за инстинктивные потребности выживания, такие как голод, избегание опасности, боли.
Именно старый мозг отвечает за мгновенное принятие решений. С помощью нейромаркетинговых исследований это помогает определить, что именно побуждает клиента на покупку.
Рассмотрим основные идеи взаимосвязи старого мозга и покупательного поведения.
Как уже упоминалось, рептильный мозг сконцентрирован на выживании и избегании болевых ощущений. То есть, для человека часто ощущение страха превалирует над выгодой при принятии решений. Этот кейс показывает, к примеру, что знание точного времени доставки товара иногда играет важную роль. Клиенты не хотят лишний раз переживать, получат ли они свою услугу вовремя.Старый мозг реагирует в первую очередь на визуальную информацию. Множество исследований показывают прописную истину, что важно первое впечатление. Так что дизайн вашего продукта должен вызывать положительную обратную связь у клиентов.Старый мозг реагирует на конкретные физические, осязаемые компоненты. Покупатель более эффективно воспринимает что-то знакомое, то, что он может сенсорно ощутить. То есть, на какие-то абстрактные вещи в долгой перспективе («счастье на всю жизнь») он реагирует хуже, чем на то, что может просто вызвать у вас улыбку в конкретный момент («чашка ароматного кофе с утра»). Также помогают метафоры, способные сделать определенное предложение ощутимым. Например, можно при рекламировании диетических продуктов использовать образы крупных животных в «легкой интерпретации» (бегемот-балерина, летающий слон).Старый мозг реагирует на эмоциональные раздражители. На сегодняшний день рынок предложений настолько велик, что в рекламных кампаниях стоит сосредоточиться на чувствительной реакции на услуги. То есть, чем сильнее эмоциональный отклик клиента, тем лучше. К примеру, различные фонды по защите окружающей среды и социальные рекламы отлично играют на этом.Старый мозг лучше всего воспринимает начало и конец определенного опыта, информации. Так как эта часть мозга отвечает за самосохранение, она с опаской реагирует на перемены, поэтому активизируется при поступлении новых стимулов, а также при их окончании (поскольку уже готовится к новым раздражителям). Нейромаркетинговые исследования показали, что очень важно первое впечатление, где покупатель еще насторожен, и последний опыт использования. Зачастую последнее впечатление даже сильнее, чем весь опыт взаимодействия с конкретным товаром до этого. Яркая иллюстрация такого восприятия информации – это контраст «до» и «после», который используется многими компаниями.Рептильный мозг влияет на решение покупателя в различных культурах по-разному. По данным исследований Clotaire Rapaille, к примеру, современная американская культура очень импульсивна и требует результата удовлетворения в кратчайшие сроки, в отличии от европейских культур, где влияние нового мозга и логических решений превалируют.
Хотя нейромаркетинговые исследования только начали бурно развиваться, они уже имеют огромное влияние на развитие рынка и различных технологий продаж. Знание особенностей рептильного мозга – его стремления избегать опасности и боли, концентрации на визуальных стимулах, влияния на восприятие информации и опыта – помогают многим компаниям понять своих клиентов, достигнуть максимального результата продаж и улучшить качество своих услуг.