Творцы древнегреческих мифов, скорбевшие о пороках античного мира, поведали о счастливом "Золотом веке", когда человечество блаженствовало под покровительством бога Кроноса во всеобщей любви и согласии, без богатых и бедных, войн и болезней, алчности и воровства. Это предание давно минувших дней "воскресили" европейские гуманисты эпохи Возрождения и мыслители - просветители XVIII в. - во времена, когда на планете открывались новые страны, острова и даже материки, населенные племенами аборигенов. Не тронутая западной цивилизацией первобытная жизнь "дикой" Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании стала для европейских идеалистов олицетворением древнего "Золотого века". А этнография ХIХ - ХХ вв. выдвинула идею о первобытном коммунизме как изначальном устройстве общественной жизни на Земле. Безоговорочными сторонниками данной теории были далеко не все этнографы. Крупный немецкий ученый Юлиус Липс иронично писал: "Когда валютные кризисы, инфляции и дефляции ставят под угрозу экономическую жизнь капиталистического мира, то у некоторых людей появляется стремление отрешиться от веры в деньги как мерило стоимости и : укрыться на каком - нибудь идиллическом острове Океании. Однако если бы такое желание и осуществилось, мы были бы вынуждены вскоре признать, что даже "простодушным дикарям" тоже приходится сталкиваться с финансовыми проблемами. Едва ли существует какая - либо разница между обращением кредитного билета и пользованием раковиной каури, также служащей в качестве мерила стоимости". Именно этой замечательной ракушке, ее близким и далеким сородичам - своего рода первобытной мировой валюте - и посвящен настоящий очерк.