Работа в кризисных условиях становится нормой для украинских компаний. Об этом свидетельствуют опубликованные на прошлой неделе результаты исследования ">, проведенного фирмой "Эрнст энд Янг" и Европейской бизнес - ассоциацией (EBA). По данным исследователей, для украинского бизнеса перечень наболевших вопросов остается неизменным уже третий квартал кряду. В него стабильно входят: снижение продаж, девальвация гривни, задержка платежей со стороны партнеров и клиентов, снижение спроса на товары и услуги, необходимость уменьшения операционных затрат. Правда, если в начале года наиболее остро компании переживали падение продаж, то по итогам второго квартала свыше 80% респондентов признали наиболее актуальной проблемой обесценивание нацвалюты. Все остальное их меньше тревожит. Так, количество предприятий, обеспокоенных снижением продаж, по итогам второго квартала уменьшилось с 65 (в I кв. 2009 г.) до 57%, задержкой платежей - с 59 до 49%. Увесистой ложкой дегтя для отечественного бизнеса по - прежнему остается непрекращающееся падение прибыльности и доходов от продаж (об этом заявили соответственно 73 и 70% участников опроса). "Наибольшее снижение прибыли ощущается в строительстве, так как из - за кризиса заморожено около 80% строительных проектов. В результате резко упал спрос на строительные материалы, уменьшились заказы на проведение строительно - монтажных работ", - констатирует аналитик ИФ "Интерфон" Виктория Кернеш. В топ - 10 отраслей, наиболее пострадавших от кризиса, экономисты также включают металлургию, химическую промышленность и машиностроение, ставшие жертвами ухудшения конъюнктуры на внешних рынках. Впрочем, ряд компаний все еще не теряют надежды оказаться в "плюсах". Количество респондентов, ожидающих увеличения своей прибыли, по сравнению с 2008 г. возросло во втором квартале с 11 до 14%. "В основном это предприятия тех отраслей, спрос на продукцию которых не упал во время кризиса. К ним относятся сельское хозяйство и пищевая промышленность, которые вследствие девальвации гривни смогли поддержать свою конкурентоспособность как на внешнем, так и на внутреннем рынках", - убежден старший экономист инвестиционной группы "Сократ" Михайло Сальников.