Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

От российского президента не стоит ожидать окончательного решения насчет преемника, пока не прояснится ситуация с Украиной

10:12 21.09.2007 |

У чиновников Владимира Путина есть три основных сценария для Украины. Реализация любого из них требует определенной конкретизации российской государственной идеологии. От того, как лягут карты в Украине, будут зависеть дальнейшие внутриполитические расклады в РФ, не говоря уж о судьбе тех, кто напросился за эти карты отвечать.

ОТЕЦ "СУВЕРЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ"

Последние несколько лет идеологом Путина и партии "Единая Россия" (даже не главным, а просто единственным) считался помощник российского президента и заместитель руководителя его администрации Владислав Сурков. Именно его авторству приписывается термин "суверенная демократия" для обозначения системы власти в России. В июне прошлого года на официальном сайте "Единой России" от имени партии было объявлено: "Наша российская модель демократии называется "суверенной демократией".Слово "суверенная" здесь выступает антонимом к "управляемая извне". Если верить Суркову, под "управляемыми извне" следует понимать вообще все демократии, кроме российской и американской, ну и есть страны, которые попросту не претендуют на то, чтобы считаться демократическими. В брошюре "Основные тенденции и перспективы развития современной России", рекомендованной в качестве учебного пособия, кремлевский идеолог пишет: "Для обеспечения реально независимой страны необходимы не только мощные вооруженные силы, необходимо ее ресурсное обеспечение. Сегодня эту функцию выполняют нефть, газ и другие ресурсы". Но уверенности в сказанном ему не хватило, и он тут же попытался обосновать свой излюбленный тезис еще и с другой стороны: "Русские, россияне, уже 500 лет, со времени Ивана III, являются государствообразующим народом. Мы - нация, привыкшая к государственности. И в отличие от наших многих друзей по Советскому Союзу и многих других стран мы всегда были носителями государственной идеи. Ясно, что некоторые страны, которые объявляют своей национальной идеей вступление в Евросоюз, очень счастливые страны: им много думать не надо. У них все очень просто. Москали плохие, они во всем виноваты, мы сейчас побежим в Брюссель, и там все будет хорошо.Надо помнить, что все эти нации ни одного дня в своей истории не были суверенными, они не имеют навыка государственного существования. Поэтому вполне понятно, что, когда в Москве не сложилось или сложилось не так, как хотелось, они сразу же, не задумываясь, бегут к другому хозяину. Это нормально. Были провинцией одной страны, станут провинцией другой. Трудно представить себе русских, россиян, которые думают так же: "Сейчас мы в ком - то растворимся, к кому - то убежим, и там уж нас обласкают, обогреют и будут нами руководить".

Украине в теоретической схеме Суркова отводилось место, конечно же, не "суверенной", а "управляемой извне" демократии. Оставалось лишь решить, кто будет управлять (то есть кто будет тем хозяином, к которому Украина побежит) - Москва или Вашингтон (непосредственно или через Брюссель). В экспертной среде распространено мнение, что перед президентскими выборами в Украине 2004 года именно Сурков выступил с предложением о необходимости публичной поддержки Кремлем Виктора Януковича, а воплощать эту идею в жизнь взялись тогдашние главы президентских администраций РФ Дмитрий Медведев и Украины Виктор Медведчук.

"Оранжевая революция" в Украине сама по себе не принесла особых карьерных неприятностей ни Суркову, ни его патрону Медведеву (хотя завязанные на Медведева политтехнологи Глеб Павловский и Марат Гельман были отстранены от украинских дел). Более того, в ноябре 2005 - го Медведев был назначен первым заместителем председателя правительства РФ и вскоре обрел имидж наиболее вероятного преемника Путина. Сурков же получил возможность называть в числе четырех "основных угроз суверенности русской нации" - наряду с международным терроризмом, угрозой прямого военного столкновения (которую он сам же охарактеризовал как "пока очень гипотетическую") и неконкурентоспособностью экономики - "мягкое поглощение по современным "оранжевым технологиям" при снижении национального иммунитета к внешним воздействиям". "Как это делается, известно: размываются ценности, объявляется неэффективным государство, провоцируются внутренние конфликты, - живописал угрозу Сурков. - "Оранжевая" технология это вполне наглядно показывает. Этот вопрос не снят с повестки дня, потому что, если это получилось в четырех странах, почему бы это не сделать и в пятой? Думаю, что эти попытки не ограничатся 2007 - 2008 годами. По большому счету, здесь есть одно лекарство - формирование национально ориентированного ведущего слоя общества".

Возможно, предложенная Сурковым теоретическая база и далее служила бы основой действий российской власти, если бы не возвращение Януковича на пост премьера. Дело в том, что идеология "хозяина - суверена" подразумевала, что "слуге - вассалу" нужно платить или хотя бы чем - то его облагодетельствовать. Медведев с июня 2002 года и до сих пор наряду с постами в президентской администрации и правительстве РФ занимает должность председателя совета директоров ОАО "Газпром". Поэтому ожидалось, что Янукович, во второй раз став во главе правительства Украины, сможет получить некие поблажки в цене на газ по примеру 2004 года. Однако этого не случилось. Более того, когда вопрос о цене на газ возник вновь, в связи с объявлением внеочередных выборов в Верховную Раду Украины, позиция Путина лишь ужесточилась, вопреки совместным усилиям Януковича и Медведчука (с украинской стороны) и Медведева и Суркова (с российской).

Недавняя смена правительства РФ свидетельствует об ослаблении влияния Медведева и прочих "газпромовцев", равно как и о том, что "Единая Россия" потеряла статус "партии власти", а "суверенная демократия" - статус "идеологии власти". На встрече с западными аналитиками из так называемого "Валдайского клуба" Путин, как удалось разведать некоторым российским газетам, сказал, что сейчас у "Единой России" есть проблемы и он не хотел бы, чтобы его однозначно ассоциировали с ней. Когда же гости напомнили президенту слова Суркова о том, что "Единая Россия" будет править долго, Путин ответил: "Это ведь он у меня работает, а не я у него" - и заодно критически высказался о термине "суверенная демократия", подчеркнув, что "суверенитет - это внешнее, а демократия - внутреннее".

Если учесть, что "Единая Россия" является официальным политическим союзником украинской Партии регионов, можно заключить, что Кремль решил не делать ставку на одну политическую силу в Украине. И уж точно не собирается благодарить дешевым газом за референдумы насчет НАТО и русского языка, даже если таковые в Украине будут проведены. Никаких газовых преференций не сулит и создание ЕЭП. Измениться все может лишь в том случае, если преемником Путина таки окажется Медведев, но сейчас это выглядит маловероятным.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА "СПРАВЕДЛИВЫХ"

Еще одним помощником российского президента в украинских вопросах и заместителем руководителя его администрации является Игорь Сечин. Если Суркова связывают с Дмитрием Медведевым и "Единой Россией", то Сечина - с другим первым заместителем председателя правительства РФ - Сергеем Ивановым и партией "Справедливая Россия". Сферой ответственности Сечина на украинском направлении до сих пор было принято считать контакты с БЮТ и Соцпартией: именно эти политические силы рассматривались как наиболее вероятные партнеры для "Справедливой России", позиционирующей себя как партия левоцентристского (социал - демократического) толка.

Однако было бы крайне опрометчиво предсказывать, что если главной силой в российском правительстве окажутся "эсеры" (так успели обозвать "справедливороссов"), а в украинском - "бютовцы", то в двусторонних отношениях наступит "полный ренессанс". С той же вероятностью можно прогнозировать и обратное.

Обращает на себя внимание то, что Сечин, в отличие от Суркова, никогда не претендовал на роль идеолога. Хотя он работает на руководящих должностях в аппарате Путина с 1998 года, первым и пока единственным его публичным выступлением за все это время стали высказывания на годовом собрании акционеров национальной компании "Роснефть" 30 июня 2007 года, председателем совета директоров которой он является с июля 2004 - го. Поэтому о предлагаемых Сечиным концепциях российско - украинских отношений общественность обеих стран вынуждена судить по "разведданным" из различных источников, и по крайней мере некоторые из этих данных очень смахивают на дезинформацию из кругов, близких к конкурентам группы Иванова - Сечина, например от той же группы Медведева - Суркова.

Так, расхожим в экспертной среде стало представление о том, что упомянутые две группы по отношению к Украине разыгрывают роли "плохого и хорошего полицейских": дескать, Иванов и "Справедливая Россия", придя к власти, будут пользоваться по отношению к Украине "кнутом", а Медведев и "Единая Россия" - "пряником". Рациональное зерно в этой гипотезе, несомненно, есть. Действительно, если "эсеры" и могут стать правящей партией, то лишь эксплуатируя усталость российского электората от необходимости все время работать "во имя величия государства" и обещая немедленные дивиденды. А поскольку ресурсов для "справедливого распределения государственных доходов", очевидно, не хватит (их не хватает даже в Объединенных Арабских Эмиратах), то вектор аппетитов неизбежно обратится в сторону Украины и прочих стран, которые якобы "присосались к российским трубам". Кстати, правительство Тимошенко тоже может обречь себя на конфронтационную политику по отношению к РФ, если понаобещает украинским гражданам слишком много: срыв социальных программ будет проще всего объяснить российскими кознями.

И все же, пока Иванов и Сечин зарекомендовали себя скорее как тактики, чем стратеги. И если они и заинтересованы в кризисах (в том числе в отношениях с Украиной) - то не в долгосрочных, а в таких, которые можно с успехом "разрулить" и представить это как собственное достижение. Поэтому от данной группы можно ожидать намного более широкого круга контактов в Украине, чем тот, который ей обычно приписывается: нужно будет обострение - и в ход пойдут пророссийские экстремалы вроде ПСПУ Натальи Витренко или крымских сепаратистов, а возникнет потребность в нормализации ситуации - пригодятся цепочки связей с командой Рината Ахметова. Причем в обоих случаях фактором, облегчающим достижение договоренностей, может оказаться конкуренция за политическое влияние между группами Иванова - Сечина и Медведева - Суркова в российской власти и между Витренко и Януковичем или же между Ахметовым и Януковичем в "бело - голубом" лагере украинского политикума.

Хотя нельзя исключить варианта, что сценарий под условным названием "дестабилизация" из тактического будет возведен в ранг стратегического. И тогда нужно будет говорить не о ставках Кремля на те или иные политические силы в Украине, а на раздувание любых внутриукраинских конфликтов по принципу "поддержим более слабого, пока более сильный не ослабеет, а затем наоборот - пока не выдохнутся оба". Но утверждать такие стратегии - это уже вотчина не Сечина и даже не Иванова, а Путина Владимира Владимировича лично.

ЧИНОВНИК С КОМПЛЕКСАМИ

Еще один "главный по Украине" в путинской администрации - начальник управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров. Его номенклатурный вес в Кремле намного меньший, чем у Суркова и Сечина, да и сам Модест Алексеевич буквально щеголяет тем, что не имеет никакого влияния на внутрикремлевские расклады и вообще политикой в самой России не интересуется, а исследует исключительно ситуацию в других бывших союзных республиках СССР. Но именно благодаря этой узкой специализации Колеров расширил свое влияние на внешнюю политику Кремля и лично Путина.

Свое мнение об Украине Колеров предпочитает излагать в терминах семейно - родственных отношений и патологий. "Настроения, преобладающие среди наших соседей, по отношению к России остаются стабильными. Первое - это огромный комплекс младшего брата. Особенно в той ситуации, когда большого брата уже нет, но ты ищешь себе большого брата, чтобы обвинить его в своих проблемах", - заявил он недавно в прямом телеэфире. Там же он выдвинул теорию о ситуации в Украине: "Что там происходит? Там происходит затяжной политический кризис, который раз за разом воспроизводит родовую травму Украины, которая была создана политической волей Сталина и Хрущева в нынешнем виде. И это родовая травма показывает значительную разницу между западом, юго - востоком, центром и т.д. И пока нет политического механизма, который может бесконфликтно представлять разные части этого государства так, чтобы они уравновешивали друг друга, а не так, чтобы поклонники Бендеры к ногтю подавляли всех остальных". Однако в другом интервью тот же Колеров высказал нечто иное относительно того, "кто кого родил": "Российская империя создана Украиной. Идеология империи Петра I создана украинцами. Поэтому, на мой взгляд, кое в чем правы те, кто говорил, что отказ Украины от России может рассматриваться в том числе и как отказ матери от своего детища".

Впрочем, не стоит объяснять такую разность мыслей в одной голове исключительно комплексами, свойственными российскому истеблишменту в целом. У Колерова ведь есть и свои личные комплексы. Например, что касается "родовой травмы", то он ее как чиновник пережил в марте 2005 года, когда в президентской администрации и было создано руководимое им управление. По собственному признанию Модеста Алексеевича, управление было создано ad hoc, то есть по конкретному случаю или с конкретной целью, а именно по случаю "оранжевой революции" в Украине и с целью не допустить подобного развития событий в России. Все последующее время управление находилось в "подвешенном" состоянии, под угрозой ликвидации за ненадобностью. "Комплекс младшего брата" Колеров - чиновник явно испытывает к Сечину, который им какое - то время командовал, но из - под опеки которого ему удалось выйти. Теперь Колеров даже выстраивает схемы, в которых Сечину отводится своя клеточка - и достаточно скромная.

Повод ощущать себя не просто востребованным, а даже незаменимым Модест Алексеевич получил после объявления в Украине досрочных парламентских выборов (буквально перед этим уже якобы было принято окончательное решение о расформировании управления Колерова и передаче его функций Совбезу РФ). Тогда, по сведениям источников , он выдвинул идею способствовать такой конфигурации политических сил в Украине, при которой Кремль сможет контролировать и власть, и оппозицию. Рецепт прост: создать коалицию Партии регионов и "Нашей Украины" (с отсечением "Народной самообороны", которой придется довольствоваться статусом контролируемой оппозиции), при этом премьером должен оказаться нынешний глава Минтопэнерго Юрий Бойко. У этой коалиции будет сразу две оппозиции, но обе управляемые из России: БЮТ - Игорем Сечиным, КПУ - российским бизнесменом Константином Григоришиным. Ну а для Юрия Луценко всегда найдется еще кто - то (вполне реально, что сам Колеров).

Предлагаемая Колеровым стратегия отношений России с Украиной звучит диссонансом со стереотипами о вожделениях российских политиков. Действительно, когда Колеров в одном из своих публичных докладов заявил, что России на постсоветском пространстве вообще не нужны никакие пророссийские силы, а нужны ей силы пронациональные, то есть отстаивающие интересы своих стран, это вызвало оторопь даже у российских слушателей. Однако на поверку все просто: пронациональные силы в интерпретации Колерова - это по определению антинатовские и вообще антиамериканские. А как только такие силы побеждают, они автоматически должны увидеть выгоду в интеграции с Россией - не ради подачек, а ради взаимной выгоды.

Не случайно Колерова связывают не с бизнесовыми или политическими группировками, а напрямую с ФСБ. Пропаганда - это дело профессионалов.

Юрий Вишневский

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на вчора, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес