Фінансові новини
- |
- 13.05.24
- |
- 06:13
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
В этом году украинцы потратят в интернет-магазинах от $140 млн до 200 млн.
09:33 31.08.2006 |
"Дневной оборот интернет - торговли только в Киеве составляет несколько сотен тысяч долларов", - утверждает директор интернет - магазина "Мобитрейд" Виталий Цуд. Выручка всех отечественных онлайн - торговцев, по подсчетам исполнительного директора Petrovka.UA Олега Терещенко, в 2005 г. превысила $100 млн. В этом году, по разным оценкам, украинцы потратят на покупки в сети от $140 до 200 млн.
Эту сумму делят между собой от одной до полутора тысяч магазинов. Правда, крупных магазинов, которые в сутки посещают около 1 тыс. посетителей, насчитывается всего 25 - 30. Остальные - мелкие конторы, зачастую состоящие из сайта, телефона, курьера и барышни на приеме заказов. Нередко все эти "должности" совмещает один человек, он же хозяин сайта - магазина. Как правило, такой магазин не имеет своего склада - покупает товар только после получения заказа от клиента, по сути, зарабатывая на доставке и работая в обход налоговой.
Около половины всех магазинов, по наблюдениям Терещенко, созданы "в нагрузку" к обычным розничным. "Как правило, это интернет - витрины известных супермаркетов электроники, - соглашается с коллегой Цуд. - Но все они менее популярны, чем полностью виртуальные. Возможно, потому что им достаточно объемов обычных продаж, и они не стараются продвигать свои сайты или держат высокие цены. Исключение - City.com, преуспевший сразу в двух направлениях".
Кухня интернет - торговли
Правильно запущенный проект магазина, по подсчетам Олега Терещенко, окупается через два года. Более оптимистичен в оценках Виталий Цуд. По его словам, вернуть вложенные деньги можно уже через 3 - 6 месяцев.
Первоочередные затраты - оплата хостинга, регистрация, расходы на разработку сайта - составляют от $100 до 1 тыс. В зависимости от уровня торгового предприятия (количества сотрудников, площади арендованного помещения, числа телефонных линий и т. д.) текущие расходы на поддержание магазина могут отличаться в несколько раз. По словам Терещенко, виртуальный магазинчик ежемесячно обходится примерно в $1 тыс., интернет - супермаркет - минимум в $100 тыс.
Заработок электронных торговцев на единице товара относительно небольшой. К примеру, Petrovka.UA работает с наценкой 20 - 25%. Директор Мобитрейда пояснил Контрактам, что причина небольших накруток - демпинг на рынке онлайн - торговли. Крупные магазины винят в низких ценах мелких предпринимателей, ухитряющихся минимизировать затраты за счет ухода от налогов, отсутствия товарных запасов и т. д.
По словам исполняющего обязанности руководителя департамента электронной коммерции City.com Сергея Смыка, рентабельность этого бизнеса составляет в среднем 10 - 13%. "При хорошо налаженном механизме рентабельность выше. Она позволяет интернет - магазину, изначально состоявшему из трех человек, вырасти в фирму с солидным штатом, достойной оплатой труда, автомобилями для доставки товара по Киеву и офисом - магазином в центре города", - добавляет Цуд.
Что продают
По утверждению хозяев интернет - магазинов, через сеть имеет смысл продавать далеко не всякий товар. Олег Терещенко считает, что больше всего для виртуальной торговли подходят диски с музыкой и фильмами, книги, компактная электроника (например, MP3 - плееры и мобильные телефоны). "Идеальным для интернет - торговли считается товар, при выборе которого важно ознакомиться с его описанием и характеристиками: техника, путевки, билеты, практически все непродовольственные товары, - объясняет Виталий Цуд. - Электронный магазин не подходит для товаров, которые нужно пощупать руками или померить. Например, в сети плохо продается одежда". Не торгуют в интернете дешевыми товарами - даже высокая наценка не окупает затраты на их доставку. К слову, большинство интернет - торговцев предпочитают доставлять заказ своими силами, по крайней мере, в том городе, где работают. У крупных магазинов есть собственные курьерские службы, мелкие же довольствуются одним - двумя курьерами. Аутсорсинг используется только для доставок за пределы города.
Средняя сумма покупки зависит от специфики продаваемых товаров. Например, средний чек интернет - магазина Petrovka.UA, в основном торгующего дисками, книгами и журналами, составляет около 100 грн. В City.com, продающем бытовую электронику, средняя покупка затягивает на 500 - 600 грн. По наблюдениям самих торговцев, чаще всего с помощью интернета покупают относительно недорогие модели (см. Топ - 5). "В основном это портативная электроника и фототехника стоимостью $50 - 500. Заметно реже покупают ноутбуки и "плазмы" за $1 - 3 тыс.", - рассказывает директор Мобитрейда. Одна из главных причин сдержанности украинских покупателей - недоверие к виртуальным магазинам. Кстати, именно этим торговцы объясняют тот факт, что большинство украинцев предпочитают расплачиваться только после получения своего заказа. "Наиболее популярной остается оплата наличными при доставке. Так расплачиваются 80% киевских клиентов City.com, - подтвердил Сергей Смык. - Клиент платит за товар, убедившись, что это именно то, что он хотел".
В ожидании бума
"Судя по количеству новых магазинов, из года в год рынок практически удваивается", - считает Виталий Цуд. Оценка руководителя City.com более сдержанная - около 40% роста в год. От 40 до 100% оценивают рост интернет - продаж в 2006 году большинство операторов этого рынка. Можно ожидать, что к концу года украинцы с помощью интернета потратят от $140 млн до 200 млн.
По прогнозам операторов рынка, бум интернет - торговли в Украине случится через год - два. Обосновывая такой прогноз, хозяева онлайн - магазинов приводят в пример Россию, где рынок электронной торговли в 2005 году в десять раз превысил украинский, преодолев планку в $1 млрд. Оборот только ОЗОНа составил $22 млн - пятую часть всей украинской электронной коммерции.
Отечественным интернет - торговцам пока приходится довольствоваться тем, что есть. По словам Виталия Цуда, даже из числа целевых посетителей украинского сайта - магазина - тех, кто пришел в поисках товара, а не забрел случайно или в поисках справочной информации, покупку совершают только от 1 до 10% посетителей. Тем не менее, как считает Сергей Смык, уже есть постоянные интернет - покупатели, которые делают заказы каждые две - три недели.
ТОП - 5. Самые продаваемые товары в июле по версии Мобитрейд...
Карта памяти Transcend SD 1Gb - $42
Фотокамера Canon A540 - $259
Мобильный телефон Sony Ericsson K750i - $305
КПК Fujitsu - Siemens Pocket LOOX N 560 - $500
MP3 - Flash плееры Transcend T.sonic 610 1Gb - $75
... и City.com
Фотоаппарат Sony CyberShot DSC - S600 - $198
Фотоаппарат Olympus mju - 700 - $269
Фотоаппарат Canon PowerShot A610 - $291
Карта памяти SanDisk SD 1Gb - $53
Мобильный телефоны NOKIA 6060 - $104
Характеристика ниши (интернет - магазин
Объем рынка - $140 - 200 млн
Уровень конкуренции - средний
Начальные инвестиции в проект - от $1 - 5 тыс.
Срок окупаемости - от 3 месяцев
Особенности: низкий уровень доверия потребителей, демпинг со стороны мелких полулегальных магазинов
Экспертиза
Виталий ЦУД,
директор интернет - магазина "Мобитрейд"
В этом году через интернет приобретут товаров минимум на $140 млн. Можно ли утверждать, что украинский рынок электронной коммерции состоялся?
- Нет. Пока он "дикий". Поставщики часто сотрудничают со всеми магазинами, даже с работающими неофициально. В результате мелкие предприниматели в погоне за заработком обваливают цены. Они могут себе это позволить, поскольку издержки у них минимальные.
Кроме того, многие менеджеры магазинов зачастую в глаза не видели товар, которым торгуют. И, следовательно, не могут квалифицированно проконсультировать клиента.
И сколько, по - вашему, в Украине магазинов, которым можно доверять?
- По данным каталога BigMir, общее количество интернет - магазинов превышает 1,5 тыс. Тех, которые не первый год работают на рынке и достойны доверия - около 30.
Судя по количеству онлайн - магазинов, заниматься электронной торговлей выгодно...
- В принципе, да. Стартовые затраты невелики - от $100 до 1 тыс. Но не все еще понимают: чтобы оставаться на лидирующих позициях, в проект нужно ежемесячно вкладывать еще минимум несколько тысяч долларов (аренда офиса, логистика и зарплата сотрудникам). Зато, если грамотно подойти к делу, даже при таких затратах срок окупаемости магазина составляет от квартала до полугода.
Если не вкладывать ничего и надеяться на чудо - магазин будет одним из полутора тысяч с двумя - тремя клиентами в неделю. Интернет - магазин нельзя воспринимать просто как сайт с удачными или неудачными дизайном, функциональностью, названием и прочими внешними атрибутами. Прежде всего это инструмент, используемый для продвижения товаров и услуг.
Сергей СМЫК,
и. о. руководителя департамента электронной коммерции City.com
Почему оборот электронной торговли в Украине меньше российского в 10 раз?
- Пока у нас отсутствует доверие к интернет - магазинам. Все знают, что покупать в сети выгодно, что весь мир делает покупки, не выходя из дома. Но все равно большинство покупателей действуют по привычке: ищут и выбирают товар в интернете, а покупают в обычном магазине.
Проблема только в стереотипах или в невысоком уровне сервиса большинства интернет - магазинов?
- И в этом тоже. Украинский рынок интернет - торговли еще не сформирован. В основном его игроки - частные предприниматели и небольшие компании. Из полутора тысяч существующих магазинов крупных - всего несколько десятков. По настоящему серьезные игроки появятся на рынке через несколько лет, когда солидные компании в поисках минимизации затрат и новых рынков сбыта обратятся к интернет - торговле.
Насколько сегодня выгоден интернет - бизнес?
- Организация продаж через сеть не требует больших инвестиций. Сложнее найти в Украине людей, которые могут качественно организовать этот процесс. Инвестор, решивший вложить деньги в интернет - торговлю, должен знать, что сверхприбыли ему не видать - наценки в интернет - магазине намного меньше, чем в обычном. Нельзя один раз вложить деньги в онлайн - магазин и в будущем получать только прибыль. Проект требует регулярных вложений - несколько тысяч долларов в месяц на продвижение, техническую поддержку и разработку новых сервисов.
Через интернет можно продавать любые товары?
- Наиболее популярные категории товаров - мобильные телефоны, MP3 - плееры, цифровые фотоаппараты, принтеры, расходные материалы, радио - и стационарные телефоны, акустика. В принципе, нет товаров и услуг, которые не могут быть проданы через интернет. Другое дело, что не все целесообразно продавать через сеть. Есть группы товаров, например, одежда, обувь, украшения, с которыми перед покупкой потребители предпочитают ознакомиться визуально, потрогать, примерить.
А как у них
Ежегодно мировой рынок электронной торговли растет на 20 - 30%. По оценкам зарубежных экспертов, в 2005 году его объем составил $3 - 5 трлн.
В Европе, по данным исследовательской компании Mintel International, доля интернет - продаж летом 2006 года составляла более 2% всей европейской розницы. За прошлый год объем интернет - продаж в ЕС вырос на 51%, превысив EUR40 млрд. Чаще всего покупки в сети делают англичане - в Великобритании продажи через интернет вплотную приблизились к отметке EUR10 млрд. Второй по величине рынок интернет - покупок в Германии - EUR9,71 млрд.
Исследование агентства EMarketer показало, что чаще всего европейцы покупают в электронных магазинах книги, авиа - и ж/д билеты, DVD и СD - диски, ПО, средства телекоммуникации, потребительскую электронику и бронируют с помощью интернета мотели.
Ксения ПОРТНАЯ