Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

В этом году украинцы потратят в интернет-магазинах от $140 млн до 200 млн.

09:33 31.08.2006 |

Економіка

"Дневной оборот интернет - торговли только в Киеве составляет несколько сотен тысяч долларов", - утверждает директор интернет - магазина "Мобитрейд" Виталий Цуд. Выручка всех отечественных онлайн - торговцев, по подсчетам исполнительного директора Petrovka.UA Олега Терещенко, в 2005 г. превысила $100 млн. В этом году, по разным оценкам, украинцы потратят на покупки в сети от $140 до 200 млн.

Эту сумму делят между собой от одной до полутора тысяч магазинов. Правда, крупных магазинов, которые в сутки посещают около 1 тыс. посетителей, насчитывается всего 25 - 30. Остальные - мелкие конторы, зачастую состоящие из сайта, телефона, курьера и барышни на приеме заказов. Нередко все эти "должности" совмещает один человек, он же хозяин сайта - магазина. Как правило, такой магазин не имеет своего склада - покупает товар только после получения заказа от клиента, по сути, зарабатывая на доставке и работая в обход налоговой.

Около половины всех магазинов, по наблюдениям Терещенко, созданы "в нагрузку" к обычным розничным. "Как правило, это интернет - витрины известных супермаркетов электроники, - соглашается с коллегой Цуд. - Но все они менее популярны, чем полностью виртуальные. Возможно, потому что им достаточно объемов обычных продаж, и они не стараются продвигать свои сайты или держат высокие цены. Исключение - City.com, преуспевший сразу в двух направлениях".

Кухня интернет - торговли

Правильно запущенный проект магазина, по подсчетам Олега Терещенко, окупается через два года. Более оптимистичен в оценках Виталий Цуд. По его словам, вернуть вложенные деньги можно уже через 3 - 6 месяцев.

Первоочередные затраты - оплата хостинга, регистрация, расходы на разработку сайта - составляют от $100 до 1 тыс. В зависимости от уровня торгового предприятия (количества сотрудников, площади арендованного помещения, числа телефонных линий и т. д.) текущие расходы на поддержание магазина могут отличаться в несколько раз. По словам Терещенко, виртуальный магазинчик ежемесячно обходится примерно в $1 тыс., интернет - супермаркет - минимум в $100 тыс.

Заработок электронных торговцев на единице товара относительно небольшой. К примеру, Petrovka.UA работает с наценкой 20 - 25%. Директор Мобитрейда пояснил Контрактам, что причина небольших накруток - демпинг на рынке онлайн - торговли. Крупные магазины винят в низких ценах мелких предпринимателей, ухитряющихся минимизировать затраты за счет ухода от налогов, отсутствия товарных запасов и т. д.

По словам исполняющего обязанности руководителя департамента электронной коммерции City.com Сергея Смыка, рентабельность этого бизнеса составляет в среднем 10 - 13%. "При хорошо налаженном механизме рентабельность выше. Она позволяет интернет - магазину, изначально состоявшему из трех человек, вырасти в фирму с солидным штатом, достойной оплатой труда, автомобилями для доставки товара по Киеву и офисом - магазином в центре города", - добавляет Цуд.

Что продают

По утверждению хозяев интернет - магазинов, через сеть имеет смысл продавать далеко не всякий товар. Олег Терещенко считает, что больше всего для виртуальной торговли подходят диски с музыкой и фильмами, книги, компактная электроника (например, MP3 - плееры и мобильные телефоны). "Идеальным для интернет - торговли считается товар, при выборе которого важно ознакомиться с его описанием и характеристиками: техника, путевки, билеты, практически все непродовольственные товары, - объясняет Виталий Цуд. - Электронный магазин не подходит для товаров, которые нужно пощупать руками или померить. Например, в сети плохо продается одежда". Не торгуют в интернете дешевыми товарами - даже высокая наценка не окупает затраты на их доставку. К слову, большинство интернет - торговцев предпочитают доставлять заказ своими силами, по крайней мере, в том городе, где работают. У крупных магазинов есть собственные курьерские службы, мелкие же довольствуются одним - двумя курьерами. Аутсорсинг используется только для доставок за пределы города.

Средняя сумма покупки зависит от специфики продаваемых товаров. Например, средний чек интернет - магазина Petrovka.UA, в основном торгующего дисками, книгами и журналами, составляет около 100 грн. В City.com, продающем бытовую электронику, средняя покупка затягивает на 500 - 600 грн. По наблюдениям самих торговцев, чаще всего с помощью интернета покупают относительно недорогие модели (см. Топ - 5). "В основном это портативная электроника и фототехника стоимостью $50 - 500. Заметно реже покупают ноутбуки и "плазмы" за $1 - 3 тыс.", - рассказывает директор Мобитрейда. Одна из главных причин сдержанности украинских покупателей - недоверие к виртуальным магазинам. Кстати, именно этим торговцы объясняют тот факт, что большинство украинцев предпочитают расплачиваться только после получения своего заказа. "Наиболее популярной остается оплата наличными при доставке. Так расплачиваются 80% киевских клиентов City.com, - подтвердил Сергей Смык. - Клиент платит за товар, убедившись, что это именно то, что он хотел".

В ожидании бума

"Судя по количеству новых магазинов, из года в год рынок практически удваивается", - считает Виталий Цуд. Оценка руководителя City.com более сдержанная - около 40% роста в год. От 40 до 100% оценивают рост интернет - продаж в 2006 году большинство операторов этого рынка. Можно ожидать, что к концу года украинцы с помощью интернета потратят от $140 млн до 200 млн.

По прогнозам операторов рынка, бум интернет - торговли в Украине случится через год - два. Обосновывая такой прогноз, хозяева онлайн - магазинов приводят в пример Россию, где рынок электронной торговли в 2005 году в десять раз превысил украинский, преодолев планку в $1 млрд. Оборот только ОЗОНа составил $22 млн - пятую часть всей украинской электронной коммерции.

Отечественным интернет - торговцам пока приходится довольствоваться тем, что есть. По словам Виталия Цуда, даже из числа целевых посетителей украинского сайта - магазина - тех, кто пришел в поисках товара, а не забрел случайно или в поисках справочной информации, покупку совершают только от 1 до 10% посетителей. Тем не менее, как считает Сергей Смык, уже есть постоянные интернет - покупатели, которые делают заказы каждые две - три недели.

ТОП - 5. Самые продаваемые товары в июле по версии Мобитрейд...

Карта памяти Transcend SD 1Gb - $42

Фотокамера Canon A540 - $259

Мобильный телефон Sony Ericsson K750i - $305

КПК Fujitsu - Siemens Pocket LOOX N 560 - $500

MP3 - Flash плееры Transcend T.sonic 610 1Gb - $75

... и City.com

Фотоаппарат Sony CyberShot DSC - S600 - $198

Фотоаппарат Olympus mju - 700 - $269

Фотоаппарат Canon PowerShot A610 - $291

Карта памяти SanDisk SD 1Gb - $53

Мобильный телефоны NOKIA 6060 - $104

Характеристика ниши (интернет - магазин

Объем рынка - $140 - 200 млн

Уровень конкуренции - средний

Начальные инвестиции в проект - от $1 - 5 тыс.

Срок окупаемости - от 3 месяцев

Особенности: низкий уровень доверия потребителей, демпинг со стороны мелких полулегальных магазинов

Экспертиза

Виталий ЦУД,

директор интернет - магазина "Мобитрейд"

В этом году через интернет приобретут товаров минимум на $140 млн. Можно ли утверждать, что украинский рынок электронной коммерции состоялся?

- Нет. Пока он "дикий". Поставщики часто сотрудничают со всеми магазинами, даже с работающими неофициально. В результате мелкие предприниматели в погоне за заработком обваливают цены. Они могут себе это позволить, поскольку издержки у них минимальные.

Кроме того, многие менеджеры магазинов зачастую в глаза не видели товар, которым торгуют. И, следовательно, не могут квалифицированно проконсультировать клиента.

И сколько, по - вашему, в Украине магазинов, которым можно доверять?

- По данным каталога BigMir, общее количество интернет - магазинов превышает 1,5 тыс. Тех, которые не первый год работают на рынке и достойны доверия - около 30.

Судя по количеству онлайн - магазинов, заниматься электронной торговлей выгодно...

- В принципе, да. Стартовые затраты невелики - от $100 до 1 тыс. Но не все еще понимают: чтобы оставаться на лидирующих позициях, в проект нужно ежемесячно вкладывать еще минимум несколько тысяч долларов (аренда офиса, логистика и зарплата сотрудникам). Зато, если грамотно подойти к делу, даже при таких затратах срок окупаемости магазина составляет от квартала до полугода.

Если не вкладывать ничего и надеяться на чудо - магазин будет одним из полутора тысяч с двумя - тремя клиентами в неделю. Интернет - магазин нельзя воспринимать просто как сайт с удачными или неудачными дизайном, функциональностью, названием и прочими внешними атрибутами. Прежде всего это инструмент, используемый для продвижения товаров и услуг.

Сергей СМЫК,

и. о. руководителя департамента электронной коммерции City.com

Почему оборот электронной торговли в Украине меньше российского в 10 раз?

- Пока у нас отсутствует доверие к интернет - магазинам. Все знают, что покупать в сети выгодно, что весь мир делает покупки, не выходя из дома. Но все равно большинство покупателей действуют по привычке: ищут и выбирают товар в интернете, а покупают в обычном магазине.

Проблема только в стереотипах или в невысоком уровне сервиса большинства интернет - магазинов?

- И в этом тоже. Украинский рынок интернет - торговли еще не сформирован. В основном его игроки - частные предприниматели и небольшие компании. Из полутора тысяч существующих магазинов крупных - всего несколько десятков. По настоящему серьезные игроки появятся на рынке через несколько лет, когда солидные компании в поисках минимизации затрат и новых рынков сбыта обратятся к интернет - торговле.

Насколько сегодня выгоден интернет - бизнес?

- Организация продаж через сеть не требует больших инвестиций. Сложнее найти в Украине людей, которые могут качественно организовать этот процесс. Инвестор, решивший вложить деньги в интернет - торговлю, должен знать, что сверхприбыли ему не видать - наценки в интернет - магазине намного меньше, чем в обычном. Нельзя один раз вложить деньги в онлайн - магазин и в будущем получать только прибыль. Проект требует регулярных вложений - несколько тысяч долларов в месяц на продвижение, техническую поддержку и разработку новых сервисов.

Через интернет можно продавать любые товары?

- Наиболее популярные категории товаров - мобильные телефоны, MP3 - плееры, цифровые фотоаппараты, принтеры, расходные материалы, радио - и стационарные телефоны, акустика. В принципе, нет товаров и услуг, которые не могут быть проданы через интернет. Другое дело, что не все целесообразно продавать через сеть. Есть группы товаров, например, одежда, обувь, украшения, с которыми перед покупкой потребители предпочитают ознакомиться визуально, потрогать, примерить.

А как у них

Ежегодно мировой рынок электронной торговли растет на 20 - 30%. По оценкам зарубежных экспертов, в 2005 году его объем составил $3 - 5 трлн.

В Европе, по данным исследовательской компании Mintel International, доля интернет - продаж летом 2006 года составляла более 2% всей европейской розницы. За прошлый год объем интернет - продаж в ЕС вырос на 51%, превысив EUR40 млрд. Чаще всего покупки в сети делают англичане - в Великобритании продажи через интернет вплотную приблизились к отметке EUR10 млрд. Второй по величине рынок интернет - покупок в Германии - EUR9,71 млрд.

Исследование агентства EMarketer показало, что чаще всего европейцы покупают в электронных магазинах книги, авиа - и ж/д билеты, DVD и СD - диски, ПО, средства телекоммуникации, потребительскую электронику и бронируют с помощью интернета мотели.

Ксения ПОРТНАЯ

За матеріалами: Контракты
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7206
 0,1688
0,43
EUR
1
42,8148
 0,3836
0,90

Курс обміну валют на 10.05.24, 10:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4328  0,13 0,34 39,9820  0,14 0,36
EUR 42,3788  0,16 0,39 43,1064  0,15 0,35

Міжбанківський ринок на 10.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,8100  0,29 0,73 39,8350  0,30 0,75
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес