Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Почему Грузии не удалось: 10 лет неудач грузинской модели примирения с сепаратистами

15:07 08.08.2018 |

 Наталья Ищенко / Европейская правда

Какие последствия принесла Грузии война 2008 года? Есть ли перспективы мирной реинтеграции оккупированных территорий? Этот текст - попытка проанализировать ситуацию без удобных клише.

Опыт Грузии - это урок для Украины, который нам надо досконально выучить и продолжать изучать и в дальнейшем.

Бесконечная Женева

В эти дни, десять лет назад, началась российско-грузинская война. Хотя знатоки новейшей грузинской истории напоминают, что грузины воевали с русскими еще с начала 1990-х, но все же в августе 2008-го мир впервые увидел открытую агрессию России против Грузии.

Тогда, десять лет назад, война закончилась за несколько дней. В результате военной кампании Южная Осетия (официальное название - Цхинвальский регион) и Абхазия увеличили контролируемую ими территорию и в целом усилили свою обособленность от Грузии, а Россия официально признала независимость самопровозглашенных еще в начале 1990-х республик.

Официальный Тбилиси после всего, что произошло, решил сделать ставку только на мирный, политико-дипломатический путь возвращения оккупированных территорий.

С 15 октября 2008 года в Женеве начались мирные переговоры. Сопредседателями на этих встречах стали ООН, ОБСЕ и Евросоюз. В состав участников вошли Грузия, РФ и США, а также представители Абхазии и Южной Осетии (Цхинвальского региона) (с точки зрения Тбилиси, Сухуми и Цхинвали находятся в Женеве неофициально). На сегодняшний день Женевские дискуссии - единственный формат диалога между представителями Грузии и де-факто властями Абхазии и Южной Осетии.

Обсуждение ведется параллельно в двух группах: в одной рассматриваются вопросы безопасности и стабильности в регионе, в другой - проблемы внутренне перемещенных лиц и беженцев.

Планировалось, что участники переговоров в Женеве в первую очередь договорятся о взаимном неприменении силы и о механизме возвращения беженцев. Впрочем, за все 10 лет сделать это так и не удалось.

19-20 июня состоялся очередной раунд Женевских дискуссий - уже 44-й. Снова, уже традиционно, участники переговоров не смогли согласовать, кто именно будет подписантами соглашения о взаимном неприменении силы. Россия продолжает утверждать, что она не является участником конфликта, и настаивать, чтобы Тбилиси договаривался только с Сухуми и Цхинвали.

Единственное, на что соглашается РФ - выступить гарантом обязательств неприменения силы совместно с США и ЕС.

Ясно, что для Грузии такой вариант - абсолютно неприемлемый.

Вокруг вопроса возвращения беженцев идет другой спор - Абхазия, Южная Осетия (Цхинвальский регион) и Россия отказываются дискутировать на эту тему в Женеве... из-за ее обсуждения на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.

На последних переговорах в Женеве снова, по традиции, этот вопрос не рассматривался, так как за несколько дней до того ГА ООН в одиннадцатый раз (с 2008 года) приняла инициированную Грузией резолюцию "Статус внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии (Грузия) и Цхинвальского региона/Южной Осетии (Грузия)". В резолюции признается право на возвращение всех вынужденно перемещенных лиц и их потомков, независимо от этнической принадлежности, в свои дома на всей территории Грузии, в том числе в Абхазии и Южной Осетии (Цхинвальском регионе), и говорится о необходимости разработки соответствующего графика возвращения. ООН также подчеркнула недопустимость насильственного изменения демографической ситуации в отторгнутых от Грузии регионах.

Россия категорически выступает против рассмотрения данного документа Генассамблеей, потому что, мол, в его обсуждении должны участвовать представители Сухуми и Цхинвали. На языке российского МИД, "продолжающиеся попытки" вытащить "тему беженцев на площадку ГА ООН блокируют ее обсуждение в Женеве".

По сути, единственная тема, которую за 10 лет сторонам удалось конструктивно обсудить во время Женевских дискуссий - это... коричневый мраморный клоп. Борьба с этим общим врагом из мира насекомых, вредителем фруктов и орехов, в последнее время расплодившимся на Южном Кавказе, в прошлом году объединила участников переговоров, и они договорились о сотрудничестве для решения проблемы.

Но позволяет ли это считать Женеву эффективной переговорной площадкой - вопрос риторический.

Стратегии Тбилиси

Другим механизмом, с помощью которого Тбилиси удается демонстрировать свою преданность делу возвращения своих автономий, являются программы мирной реинтеграции, которые последние годы активно принимают грузинские власти при поддержке западных партнеров.

В начале 2010 года (еще во времена президентства Саакашвили) в Грузии была принята "Государственная стратегия в отношении оккупированных территорий: Вовлечение путем сотрудничества". Ее целью было провозглашено содействие восстановлению и углублению отношений между населением Грузии, разобщенным разделительными линиями, возникшими в результате оккупации, и обеспечение населению Абхазии и Южной Осетии тех прав и привилегий, которыми пользуется каждый гражданин Грузии.

Для этого было предусмотрено: вовлечение Абхазии и Южной Осетии в международные экономические отношения Грузии; развитие инфраструктуры для свободного передвижения населения и товаров через разделительные линии; доступность грузинской системы здравоохранения для населения оккупированных территорий; создание возможностей для получения образования в Грузии населением этих регионов.

Грузинский план мирной реинтеграции оккупированных территорий одобрил Запад, в частности, Европейский Союз и НАТО, однако не поддержали Россия и непризнанные республики. В конце концов, более или менее эффективно заработала только программа по лечению жителей оккупированных территорий в грузинских клиниках за счет бюджета Грузии.

Образовательная программа не сработала из-за языкового барьера - осетины и абхазы не знают и не учат грузинский язык, который достаточно сложен, имеет собственный уникальный алфавит и вообще не имеет практически ничего общего с языками этих народов Кавказа.

А вот план по развитию инфраструктуры для взаимодействия людей с оккупированных территорий с остальной территорией Грузии привел лишь к ухудшению ситуации. При активном содействии России количество КПП на административной границе Абхазии и Грузии на реке Ингури в этом году уменьшилось до... одного.

Впрочем, Тбилиси не собирается отступать, и что характерно, власти страны демонстрируют приверженность курсу на мирную реинтеграцию, заложенному предшественниками.

Весной этого года грузинское правительство, сформированное "Грузинской мечтой", представило новый план мирного возвращения оккупированных территорий под названием "Шаг к лучшему будущему", который является, по сути, продолжением Стратегии, разработанной во времена Саакашвили.

Из новых предложений - создание дополнительных возможностей для получения образования жителями оккупированных территорий (теперь грузины разработали программы ускоренного изучения грузинского языка для абитуриентов).

Еще одно новшество - создание механизма, упрощающего доступ жителей регионов, неподконтрольных центральной грузинской власти, к преимуществам, которыми граждане Грузии стали пользоваться в результате сближения с ЕС. Это безвиз и соглашение о свободной торговле.

Помимо своих паспортов, с которыми можно свободно передвигаться по Европе, Грузия предложила жителям Абхазии и Южной Осетии особые условия для ведения предпринимательской деятельности на грузинской территории и "через" грузинскую территорию, то есть использование экспортных возможностей Грузии для продажи своей продукции в ЕС.

Программа "Шаг к лучшему будущему" "позволит нам поделиться с нашими абхазскими и осетинскими гражданами теми благами, которые нам дали очень важные международные соглашения, свободная торговля и визовая либерализация с Европой", заявил в одном из недавних интервью премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе, члены семьи которого - родом из приморского города Очамчира в Абхазии, где сам чиновник провел большую часть своего детства.

Впрочем, у рядовых наблюдателей и экспертов Грузии оптимизма по поводу реализации новой версии программы мирной реинтеграции больше не стало. Ведь Сухуми и Цхинвали, как и раньше, крайне негативно настроены к этим инициативам.

Реальная интеграция

Россия тем временем активно занимается интеграцией Абхазии и Южной Осетии со своей стороны.

В отличие от грузинских, образовательные программы российских вузов активно работают уже не первый год, а теперь к этому прибавилась и программа медицинского страхования для жителей этих территорий. Что касается экономического сотрудничества, то РФ, как известно, напрямую дотирует бюджеты "республик" и в этих регионах является практически единственным инвестором.

Очевидно, что в такой ситуации абхазы и осетины не имеют возможности, да и не видят смысла в развитии отношений с грузинской стороной. А если вспомнить, что абсолютное большинство жителей Абхазии и Южной Осетии имеют российские паспорта, то становится ясно, кому более удачно удается интегрировать эти территории.

Причем, в отличие от Грузии, Россия реализует не только гуманитарные интеграционные проекты.

24 ноября 2014 года был подписан Договор между РФ и "Республикой Абхазия" о союзничестве и стратегическом партнерстве. Основными направлениями реализации договоренностей в документе обозначены, в частности: проведение скоординированной внешней политики; создание общего пространства обороны и безопасности; формирование общего социального и экономического пространства.

В ноябре 2015 года, в рамках реализации Договора о союзничестве, было подписано "Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия". Объединенная группировка предназначена для реагирования на вооруженное нападение (агрессию) и другие угрозы военной безопасности по отношению к любой из сторон. Аналогичное соглашение было подписано и с "Республикой Южная Осетия".

"Президент Южной Осетии" Леонид Тибилов заявил тогда, что подписание договора с Россией обусловлено ситуацией в Украине, расширением НАТО и политикой Грузии.

Печальный прогноз

Политико-дипломатический путь возвращения оккупированных территорий, с которого Грузия не сворачивает со времен окончания военных действий в августе 2008 года, пока не принес Тбилиси никаких положительных результатов, кроме постоянного одобрения со стороны западных партнеров.

Наверное, именно благодаря проведению одобренного ЕС курса, Грузии удалось подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, добиться режима свободной торговли и визовой либерализации, то есть обеспечить евроинтеграцию. Но в это время оккупированные автономии не просто остаются территориями, неконтролируемыми центральной властью - они постоянно все больше интегрируются в Россию.

Очень не хочется делать печальные прогнозы на будущее - помимо всего прочего, в Грузии, и не только там, до сих пор живут десятки тысяч людей, которые твердо верят, что грузинская власть когда-нибудь вернется в Сухуми и Цхинвали и они смогут поехать домой, в Южную Осетию или Абхазию (количество беженцев из которой составляет около 200 тысяч человек - все грузинское население республики).

Для кого-то это ожидание является смыслом жизни последние 25 лет, и хотя после августа 2008-го уже практически никто не верит в скорое возвращение оккупированных территорий, остались те, кто искренне надеется на успешное воплощение плана постепенной реинтеграции.

Впрочем, пока нет ни единого факта, на котором можно было бы построить не пессимистический, а другой, обнадеживающий для грузин прогноз.

И напоследок - песня-мечта о возвращении в Абхазию, которой уже исполнилось больше десяти лет.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес