Фінансові новини
- |
- 17.11.24
- |
- 17:15
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Теоретики менеджмента уже давно вывели формулу успеха в бизнесе
13:51 18.03.2011 |
Виктория Юрчук и Екатерина Щеглова
«Инвестгазета»
Предмет интуиции фигурирует в философии, психологии, естественных науках еще со времен Аристотеля. Изучению этого явления посвящали свои труды Майкл Фарадей, Карл Юнг, Альберт Эйнштейн. Впервые интуицию в менеджменте описал в 1958 году в своей книге гуру менеджмента, американский бизнесмен Честер Барнард, назвав шестое чувство случайностью. В XXI веке интерес к интуиции возрос, провоцируя активные дискуссии и серьезные аналитические исследования на тему силы влияния внутреннего голоса на принимаемые бизнес-решения. В 2002 году сразу двое ученых сделали шестое чувство объектом своих исследований и удостоились Нобелевских премий. Психолог Гэри Кляйн и научный деятель Дэниэл Канеман выдвинули теории, которые впоследствии принесли им мировую известность. Гэри Кляйн получил Нобелевскую премию в области экономики за теорию, которая помогла объяснить конструктивный выбор человека перед неопределенностью. А Дэниэл Канеман в своей работе сфокусировался на роли интуиции в бизнесе при принятии решения за короткие сроки. Первый рассматривал шестое чувство в качестве важной базы данных, но предостерегал, что опираться на него можно только в том случае, если вы можете сознательно оценить эти данные и понять смысл. Второй, изучив феномен интуиции, советовал не опираться на нее как на главный фактор принятия важного решения.
Мнение опрошенных нами украинских топ-менеджеров совпадает с позицией исследователей. Так, считают бизнес-практики, будучи не подкрепленной знаниями и опытом, интуиция не представляет большой ценности. В то же время она неизменно должна быть одной из составляющих процесса принятия решения.
Важные составляющие
Если управленец полагается исключительно на знания, полученные с помощью стандартного бизнес-образования, игнорируя интуицию, он построит стандартный бизнес, который даст усредненные показатели, убежден Александр Кардаков, председатель наблюдательного совета компании «Октава Капитал» и основатель компаний «Инком» и «Датагруп».
В то же время, будучи важной составляющей процесса принятия решения, интуиция не может быть ключевым фактором, считают практики. «Интуиция может стать последним, дополнительным звеном в сложной цепи процесса принятия решения, когда руководитель, проанализировав все фактические данные, еще сомневается. При этом она не может заменить остальные звенья этой цепочки, а тем более стать основополагающим критерием в принятии решения. Я использую интуицию как можно реже, поскольку топ-менеджер не имеет права на ошибку, ведь от него зависит благосостояние многих людей», - считает Виталий Джуринский, председатель правления «ВиДи Груп». Александр Тимофеев, генеральный директор компании «АВТ Бавария», также отдает предпочтение симбиозу интуиции и жесткого планирования. «Любой бизнес - это торговля, любая торговля - это интуиция, а торговля никогда не бывает предсказуемой. Например, автомобили нужно предоставить в такой комплектации, чтобы их у тебя купили, а это тоже шестое чувство. Ведь самое худшее для торговца - это когда у него забит товарами склад и «горят» кредиты. Тогда необходимо придумывать акции, направленные на продажу автомобилей. В данных ситуациях срабатывают как интуиция, так и симбиоз жесткого планирования ситуации», - поясняет он.
Когда востребована
Интуиция помогает решать различные бизнес-задачи, начиная от подбора персонала и заканчивая заключением крупных сделок, считают топы украинских компаний. «Бывают случаи, когда на работу берешь неквалифицированного человека, а еще хуже, если этот человек в результате оказывается непорядочным. Такие ошибки весьма серьезно сказываются на работе. Поэтому всегда нужно взвешивать все за и против, доверяя своему внутреннему голосу», - отмечает Александр Тимофеев. Долго раздумывать над проблемой тоже не стоит, ведь в этом случае логика может заглушать внутренний голос. Как правило, первая мысль - самая верная.
Ученые и практики в один голос твердят, что, возникая на бессознательном уровне, интуиция помогает принимать решения в тех сферах, где существует высокий уровень неуверенности, практически нет прецедентов, малая толика фактажа, лимит времени и необходимость сделать выбор из нескольких альтернативных вариантов. К примеру, в переговорных процессах или сфере продаж, а также маркетинге. «Например, если ты берешь кредит в банке, сравниваешь различные процентные ставки и условия в различных финучреждениях и в конечном итоге, взвесив все за и против, принимаешь выгодное для себя решение. В данном случае места для интуиции нет, здесь роль играет холодный расчет», - комментирует Сергей Чеховский, коммерческий директор компании «ЭПОС». И напротив: когда вся собранная информация не дает ответа о принятии необходимого решения, важно прислушаться к интуиции. «На фондовом рынке невозможно с математической точностью просчитать, что будет дальше, однако можно работать с тенденциями. Именно поэтому в нашей работе нередко приходится прибегать к интуитивному знанию, которое формируется на основании большого опыта работы», - рассказывает Сергей Оксанич, президент компании «КИНТО». Бытует мнение и относительно важности интуиции/расчета в зависимости от функционала менеджера. Например, для менеджеров-стратегов соотношение интуитивного и рационального может быть 50 (как минимум) на 50 (как максимум) %, а для менеджеров-исполнителей - 20 (как минимум) на 80 (как максимум) %, считает Елена Деревянко, управляющий партнер и креативный директор Агентства PR-Service, вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью. Иными словами, при принятии стратегических решений интуиция может пригодиться больше, нежели на уровне оперативного управления.
Впрочем, отделить интуицию от процесса рационального мышления может быть и нелегко, особенно у человека, имеющего опыт урегулирования той или иной ситуации. Руководствуясь прежней моделью поведения или знаниями, человек может проявить очень высокую быстроту реакции. В этом случае может показаться, что сработала интуиция, однако, считает Алла Коняева, менеджер психологической службы компании «Алла Коняева и партнеры», на самом деле предпринятое действие было следствием сочетания знаний и опыта.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :