Фінансові новини
- |
- 18.11.24
- |
- 23:19
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
В этом году страховщики снова начали зарабатывать на схемах
09:52 19.12.2013 |
Страховой рынок - крупнейший среди небанковских финансовых рынков. В 2013 г. он показал рост на уровне 7‑8 %. Это меньше, чем ожидали страховщики. Но и пессимистические прогнозы о массовом уходе с рынка страховых компаний тоже не сбылись. «Капитал» выделил четыре тренда, которые больше всего повлияли на рынок в уходящем году.
Тренд № 1. Смена лидеров
В начале декабря Нацкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) ввела временные администрации сразу в две крупнейшие страховые компании - «Оранту» и «Ук-раинскую пожарно-страховую ком--панию» (УПСК). Основная проблема «Оранты», по мнению регулятора, в том, что она давно нуждается в поддержке акционеров, которые не могут договориться. Пострадала не только репутация «Оранты», но и ее активы. Компания потеряла в прошлом году больше всего денег клиентов. Если в 2008 г. она собрала свыше 1 млрд грн страховых премий и длительное время была номером один, то по итогам 2012 г. покинула пятерку. А по результатам 2013 г. оставит и десятку лидеров.
Не войдет в топ-10 и УПСК, хотя в 2011 г. она занимала восьмое место, а в 2010 г. - седьмое. И несмотря на то что введение временной администрации собственник компании Александр Михайлов называет недоразумением, но УПСК рискует покинуть даже 15 лучших по сборам премий в этом году. В Нацкомфинуслуг объясняют введение временной администрации в УПСК тем, что страховщик не отразил в финотчетности операции, которые проводились через его банковские счета.
Лидерами по сборам премий становятся компании из двадцатки и тридцатки успешных, обладающие админресурсом или финансовыми возможностями. Примером может служить рынок «автогражданки». По данным Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ), лидерами роста премий по итогам 9 месяцев стали компании «Доминанта» (1925 %), «Киевский страховой дом» (607 %), «Арсенал Страхование» (224 %), «Украинская охранно-страховая компания» (129 %), «Альфа-Гарант» (107 %), «Утико» (100 %). Традиционная тройка лидеров этого рынка - «Оранта», «Провидна» и СГ «ТАС» - потеряла почти 55 млн грн премий по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
«Но на украинском рынке страхования пока не появились явные лидеры, которые значительно оторвались бы от ближайших конкурентов. Позиции компаний ежеквартально меняются не только в топ-10 или топ-20, но и в топ-5. А доля трех успешных игроков не достигает и 10 % рынка, тогда как в Европе крупнейшая компания может занимать 30‑40 %», - констатирует президент ЛСОУ Наталья Гудыма. Поэтому страховщики прогнозируют дальнейшее перераспределение рынка в 2014 г.
Тренд № 2. Демпинг в силе
Банкротами становятся те страховщики, которые активно демпингуют. Например, «Украинская экологическая страховая компания» продавала полисы ОСАГО и «зеленой карты» по заниженным ценам. Сначала это помогло ей стать крупнейшим игроком на этих рынках, а потом компания перестала платить. В ноябре 2013 г. Хозсуд Киева признал ее банкротом. Но даже после этого долги по ОСАГО за эту компанию в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ) платить не начали. Кредиторы банкрота считают, что бюро находит отговорки, так как просто не хочет платить вместо неплатежеспособных страховщиков. Среди них - «Страховые традиции», «Вексель», «Галактика», «Добробут», «Интертрансполис».
В следующем году может стать значительно больше банкротов, так как в 2013 г. на рынке «автогражданки» усилился демпинг. «Единственный способ удешевления «автогражданки» - это бонус-малус, предполагающий до 50 % скидки за 13 лет безаварийного вождения. Благодаря подобным скидкам СК демпингуют, из‑за чего количество неплатежеспособных страховщиков растет», - отмечает заместитель гендиректора СК NGS Сергей Бурбель.
Летом МТСБУ попыталось отменить бонус-малус и ввести пеню, если страховщик возместит ущерб потерпевшему позже чем через 90 дней. Компании предложение не поддержали. В начале ноября вступили в силу изменения в закон об ОСАГО, увеличившие отчисления страховщиков в фонд защиты потерпевших МТСБУ до 5 млн грн. По данным бюро, две трети продавцов «автогражданки» должны были внести в фонд еще по 2‑2,3 млн грн. Участники рынка ожидали, что многие продавцы ОСАГО не захотят этого делать и покинут рынок. Но ушло всего четыре компании - «Крона», «Крымская», «Энергорезерв» и «ИнтерЭкспресс». Президент ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Билошицкая констатирует, что очистить рынок ОСАГО с помощью новых требований не удалось.
Тренд № 3. Схемы возвращаются
В этом году у участников рынка наметился рост схемного страхования. Весной вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, освободившие страховые компании от уплаты 3 %-го налога на внутреннее перестрахование. После этого перестрахование заинтересовало предприятия не столько в качестве реальной защиты, сколько как инструмент для минимизации налогообложения. За 9 месяцев, по данным Нацкомфинуслуг, СК передали в перестрахование в 3,3 раза больше средств, чем в 2012 г., - 6,5 млрд грн. Причем объемы внутреннего перестрахования, как и предполагали эксперты, после отмены налога увеличились почти в 6 раз - до 5,1 млрд грн. Тогда как рост переданных рисков страховщикам-нерезидентам составил всего 23,1 %, или 1,3 млрд грн.
Всплеск активности на рынке внутреннего перестрахования повлиял и на показатель валовых премий: за три квартала 2013 г. они увеличились на 35,2 % - до 21,4 млрд грн. А вот чистых страховых премий (без учета перестрахования) компании собрали всего на 8,7 % больше, чем в прошлом году, - 16,2 млрд грн. «В связи с возвратом финансовых схем показатели по реальному страхованию теряются в потоке нестрахового бизнеса», - отмечает зампредседателя СК «Нова» Лина Кравченко. По данным пресс-службы Министерства налогов и сборов, за 9 месяцев налоговиками выявлено у СК схемных операций на более чем 1 млрд грн.
Тренд № 4. Ритейлеры страхуют
Страхование имущества развивалось не только за счет схем. Например, в торговых сетях профучастники успешно продавали полисы защиты для бытовой техники и электроники. Их бизнес был настолько успешным, что привлек внимание собственников сетей. Летом 2013 г. владелец крупнейшей торговой сети «Эльдорадо» Виктор Полищук купил рисковую страховую компанию «Форте», а в ноябре заявил о создании лайфового страховщика. Обе компании будут страховать здоровье, жизнь и имущество покупателей сети. «На рынке появятся новые мощные игроки со связями и влиятельными владельцами. Это в свою очередь может привести в лайфовом сегменте к перераспределению банкострахования», - считает начальник отдела банкострахования СК «Юпитер Страхование Жизни VIG» Александр Гриньков.
Покупка «Форте» - не единственная сделка на страховом рынке в 2013 г. В июне стало известно о продаже компании по страхованию жизни «Универсальная», имя покупателя не раскрывалось. Но сегодня клиенты «Универсальной» могут найти своего страховщика по телефонам «Форте Лайф». Поэтому покупателем мог стать руководитель «Форте Лайф» Александр Кулешин.
Во втором полугодии группа инвесторов, которых связывают с экс-президентом «Конверс Групп» Александром Антоновым, приобрела страховую компанию «Наста» - активного игрока на рынке каско. Больше крупных сделок не было. По словам президента Украинской федерации страхования (УФC) Андрея Перетяжко, сегодня инвесторы уже не смотрят на страховой бизнес как на возможность быстрого заработка.
Татьяна Павлюченко
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :