Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Выход Украины из СНГ: Спешка неуместна

18:32 05.05.2006 |

В начале мая наш МИД снова заговорил о возможности выхода Украины из состава Содружества независимых государств. Как и следовало ожидать, в ответ из Москвы раздалась череда резких заявлений политиков разного уровня. Но дело даже не в этом; дело в том, что, несмотря на очевидную бесполезность СНГ, Украине отнюдь не стоит спешить с таким кардинальным решением. Это не тот случай, когда спешка может обернуться всего лишь насмешками окружающих.

СНГ: плюсы, минусы и шантаж

Статья 9 Устава СНГ гласит, что государство - член имеет полное право выйти из Содружества. О таком намерении страна должна письменно известить депозитария СНГ, находящегося в Минске, за 12 месяцев до выхода. Насколько известно, на сегодня даже проекта такого извещения в украинском МИДе нет. С другой стороны, при большом желании и ради "революционно - политической целесообразности" состряпать его можно за пару часов - и на подпись ответственным лицам. В противном случае желательно было бы тщательно взвесить все "за" и "против" такого шага.

Думается, именно это имел ввиду первый замглавы МИД Украины Владимир Огрызко, когда 4 мая в Москве заявил, что Украина изучает целесообразность пребывания в составе СНГ. "Мы действительно анализируем то, в каких организациях мы состоим, много мы или мало платим, какой эффект, и поэтому в рамках оптимизации нашего участия в организациях мы будем анализировать плюсы и минусы участия, в том числе и в СНГ", - сказал Огрызко. Естественно, никаких практических результатов такого анализа МИД пока что предоставить сейчас не может и сможет, наверное, не скоро.

Тем не менее, определенные выводы мы самостоятельно можем сделать уже сегодня. Например, о том, что цены на энергоносители, поставляемые Российской Федерацией Украине, в случае выхода последней из СНГ будут расти несколько быстрее, чем это происходило, если бы Украина оставалась в составе Содружества. А в том, что они будут расти при любом раскладе, сомневаться не приходится - "Газпром" уже не раз показал, что ему плевать на "особые" межгосударственные отношения и тем более на "какие - то там" коммерческие контракты. Кроме того, неизбежно встанет вопрос о смене визового режима между Украиной и СНГ, что далеко не лучшим образом отразится на жизни миллионов украинских и российских граждан, даже тех, кто проживает отнюдь не в приграничных районах. По мнению главы комитета по делам СНГ Совета Федерации РФ Вадима Густова, выйдя из СНГ, Украина чуть ли не моментально потеряет российский рынок, на который ориентирована большая часть отечественной экономики.

И хотя такие заявления очень уж смахивают на банальный шантаж, с ними приходится считаться - к сожалению, кроме бензиновых и мясомолочных рычагов Россия имеет достаточно рычагов давления на строптивого соседа. С другой стороны, заявления о том, что "Россия ничего не потеряет от выхода Украины из СНГ" не совсем искренни. Достаточно только вспомнить, что творилось в России, когда появилась информация о прекращении поставок Украиной в РФ обычной соли. Кроме того, не стоит забывать об ущербе для имиджа России как безоговорочного лидера на постсоветском пространстве.

Дело в том, что один из концептуальных подходов к анализу нынешней внешней политика Российской Федерации по отношению к странам бывшего СССР рассматривает путинскую Россию как возрождающуюся гегемонистскую державу. В соответствии с таким статусом она стремится к восстановлению сузившейся сферы влияния в СНГ, реинкарнации в роли безусловного лидера постсоветского пространства и к последующему использованию этой роли для восстановления статуса одного из центров влияния в "многополярном мире". Выход Украины из СНГ и, как следствие, существенное ослабление в ней российского влияния больно ударит по этому тщательно лелеянному образу.

Зачем сегодня делать то, что лучше сделать завтра?

Но даже такое положение дел вряд ли позволит Украине извлечь сколько - нибудь значимую выгоду из своего антиэсэнгэвского демарша. Ситуация с поставками газа показала, что у нынешнего украинского руководства нет не только достаточной политической воли, но и действенных механизмов для отстаивания национальных интересов страны. По большому счету, единственное, на что может надеяться Украина - это как можно более быстрое вступление в НАТО и соответственную помощь западных государств. Однако, Запад уже не раз "доказывал" свою неспособность помочь Украине в решающие для нее моменты истории, и надеяться, что "заграница нам поможет" в нынешней ситуации для Украины было бы крайне опасно.

Поэтому резоннее было бы последовать примеру Туркменистана: минимизировать практическое сотрудничество в рамках Содружества, формально сохранив в нем свое присутствие. Ведь высшие украинские чины уже не раз и не два говорили о неэффективности СНГ как инструмента межгосударственного сотрудничества. Кстати, такого же мнения, очевидно, придерживаются и в Москве, однако для России, как и для любой страны, избравшей имперский путь развития, важны внешние проявления своего "могущества", всевозможные внешнеполитические декорации и тому подобное. В этом смысле РФ выступает продолжателем традиций Советского Союза, который долго и упорно не хотел отказываться от совершенно неэффективного СЭВ.

Среди украинских экспертов давно уже ходит мысль о том, что Украине совершенно не нужно делать каких - либо резких движений относительно СНГ. Можно просто планомерно сокращать свою вовлеченность в программы Содружества, урезать соответствующие расходы, не ездить на бесполезные саммиты. Время, когда в рамках СНГ на встречах "без галстуков" принимались какие - то судьбоносные для стран - членов решения безвозвратно ушло. СНГ Украине не нужно, но оно нашей стране и не мешает. И главное - членство в СНГ, в отличие от того же ЕЭП, не является препятствием на пути евроинтеграционных устремлений Украины. Возникает резонный вопрос: зачем спешить с выходом из СНГ, если это как раз тот случай, когда то, что в общем - то можно сделать сегодня лучше было бы отложить на завтра? Зачем искать себе на голову новые проблемы, не разобравшись с целым ворохом старых?

А пока что ресурсы, кадры, силы, которые освободятся на эсэнгэвском направлении можно было бы перебросить на выполнение других, более актуальных для Украины заданий - сотрудничество в рамках того же ГУАМ или Сообщества демократического выбора. А также спокойно выполнять уже задекларированную МИДом работу по оценке позитивов и негативов от выхода Украины из СНГ с тем, чтобы в нужное время быть во всеоружии.

За матеріалами: podrobnosti.com.ua
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес