Фінансові новини
- |
- 10.12.25
- |
- 15:27
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Почему в России банкротятся авиокомпании
08:25 28.09.2017 |

Ситуация с авиакомпанией «ВИМ-Авиа», фактически прекратившей полеты из-за долгов, может привести к серьезным кадровым решениям среди руководителей авиаотрасли. Ряд источников "Ъ" не исключает, что жесткая критика Владимира Путина в адрес главы Минтранса Максима Соколова и курирующего отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича «явно указывает на неизбежность предстоящих перестановок». Впрочем, собеседники "Ъ" не исключают, что «руководству Минтранса может не хватить силы воли пойти по самому радикальному пути», а ответственность за коллапс «ВИМ-Авиа» возложат не на первых лиц, а на чиновников среднего звена.
Путин в среду на совещании с членами правительства России объявил главе Минтранса Максиму Соколову о неполном служебном соответствии, а курирующему вице-премьеру Аркадию Дворковичу заявил, что тот не уделяет достаточного внимания транспортной отрасли. По словам президента, если глава Минтранса справится с этой ситуаций быстро и эффективно, тогда президент и премьер «подумают, что делать с этим неполным служебным соответствием». «Если не справится, то тоже подумают»,- уточнил Путин.
Напомним, что в понедельник совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев признал, что у авиакомпании нет средств для продолжения операционной деятельности. Этому предшествовали массовые задержки вылетов рейсов из Домодедово из-за задолженности за топливо в размере не менее 500 млн руб. Авиакомпания попросила Минтранс «рассмотреть возможность срочного предоставления госгарантий» на 800-840 млн руб. для оплаты топлива и организации вывоза пассажиров из-за рубежа собственными силами. В противном случае 16 тыс. пассажиров чартерных рейсов не смогут вернуться домой, а у других авиакомпаний может не хватить провозных емкостей. Ассоциация туроператоров России (АТОР) заявила, что ситуация с вывозом пассажиров «ВИМ-Авиа» требует экстренного вмешательства государства. По данным Ростуризма, за границей находятся почти 39 тыс. туристов, которые должны были лететь рейсами «ВИМ-Авиа», в основном они в Турции.
Основное недовольство Владимира Путина вызвало то, что министр транспорта сообщил ему о том, что «ВИМ-Авиа» соответствовала тем требованиям, которые предъявляются к авиаперевозчикам. После остановки полетов авиационного альянса AiRUnion в 2008 году Минтранс разработал требования по оценке достаточности финансовых ресурсов, анализу рисков ухудшения финансового состояния компаний и потенциальных возможностей восстановления их платежеспособности. В 2009 году они были введены в Федеральные авиационные правила (ФАП).
«Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если ничего не видно за ними? Критериям соответствует, а работать не может. Десятки тысяч людей, десятки тысяч оказались в очень сложной ситуации. Ну хорошо, если бы это было в первый раз, но это же годами все продолжается»,- подчеркнул Владимир Путин. Напомним, что до краха в 2015 году «Трансаэро» авиационные власти РФ также до последнего момента, по крайней мере официально, не называли проблемной. Финансовый коллапс в «Трансаэро» был признан Росавиацией лишь в момент отзыва сертификата эксплуатанта в сентябре, когда ситуация уже дошла до точки невозврата, а пассажиров авиакомпании, как и сейчас, пришлось вывозить другим перевозчикам.
Источники "Ъ" в авиаотрасли считают, что «основным промахом руководства авиатранспортной отрасли стало то, что на протяжении длительного времени первым лицам государства рисовалась благостная картина в части роста пассажиропотока, ввода в строй новых объектов, эффективности программ субсидирования».
Но по факту происходило «пассивное созерцание весьма тяжелой финансовой ситуации сначала "Трансаэро", а затем "ВИМ-Авиа"», говорит один из собеседников "Ъ". Он полагает, что у регулятора были все законные полномочия ограничить работу перевозчиков заранее, «например, "ВИМ-Авиа" еще в мае, когда проявились первые признаки предстоящего кризиса».
Один из собеседников "Ъ" добавляет, что сейчас важно не оценивать сами критерии работы перевозчика, а выяснить, кто давал положительную оценку дееспособности авиакомпании, а затем передавал эти доклады наверх. «После столь жесткого выговора ответственность будет распределена между ключевыми регуляторами этого процесса, а значит, нужно ждать кадровых решений»,- считает он. Другой источник "Ъ" добавляет, что «в части перестановок возможны варианты». «Судя по происходящим до недавнего времени событиям, руководству Минтранса может элементарно не хватить силы воли снять ключевых руководителей отрасли,- замечает он.- Поскольку определить грань ответственности сложно: в составлении законов и их исполнении зачастую участвуют одни и те же лица, то ситуация может разрешиться показательными увольнениями заместителей».
Тем временем глава Росавиации Александр Нерадько заявил во время выступления в Госдуме в среду, что по результатам последней проверки «ВИМ-Авиа» относится к первой, самой надежной из четырех групп финансово-экономического состояния авиакомпаний. Поэтому у регулятора не было полномочий вводить ограничения на ее деятельность. Сейчас кредиторская задолженность авиакомпании перед шестью банками составляет 7 млрд руб., Росавиация уже организовывала совещание по этой проблеме с участием кредиторов, на котором собственник заявил «об утрате интереса к ведению авиационного бизнеса» и предлагал продать компанию за 1 руб.
Росавиация также представила все необходимые документы Следственному комитету РФ, который возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами «ВИМ-Авиа».
По данным господина Нерадько, собственник «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев перестал выходить на контакт и, возможно, его уже нет на территории РФ. Источник "Ъ" в правоохранительных органах рассказал, что во вторник проводились активные следственные действия: был допрошен гендиректор компании Александр Кочнев (он проходит свидетелем по делу), другие топ-менеджеры, проводились обыски, выемка документов. На ближайшее время запланирован допрос господина Мурсекаева. «В случае его неявки появятся основания для его объявления в федеральный и международный розыск»,- отметил собеседник "Ъ". Его ждут в центральном офисе СКР в Техническом переулке уже в четверг. Впрочем, источники "Ъ" не исключают, что господина Мурсекаева на допросе ждать не стоит, если он действительно покинул страну.
По словам источника "Ъ", дело передали в центральный аппарат СКР, поскольку оно также будет проходить и по другим статьям, а потерпевшими будут признаны не только пассажиры, но также топливозаправочные компании и государство в лице Росимущества (государство будет кредитовать перевозчиков, участвующих в развозе пассажиров «ВИМ-Авиа»).
Тем временем Александр Нерадько вновь предложил создать страховой фонд для пассажиров за счет минимальных отчислений с каждого авиабилета. А комитет Госдумы по транспорту и строительству запросит у Минтранса финансовую отчетность авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота», для предотвращения ситуаций, похожих на сложившуюся вокруг «ВИМ-Авиа».
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Євросоюз хоче якнайшвидше завершити створення спецтрибуналу щодо
злочину агресії проти України, який стосується наказу володаря Кремля
Владіміра Путіна напасти на Україну.
Володимир Зеленський є демократично обраним президентом України, а
наступні президентські вибори мають відбутися, коли цього дозволять
умови.
"Україна та члени Спеціального комітету досягли згоди щодо умов
Пропозиції (щодо обміну) та умов Нових цінних паперів, а Спеціальний
комітет підтвердив свою підтримку умов зміненого та переглянутої
Пропозиції", - йдеться в біржовому повідомлені України у вівторок.
16 грудня Європейський Союз доєднається до створення Міжнародної комісії
з розгляду претензій України до Росії, яка створюється у рамках роботи
Реєстру збитків, завданих Україні та українцям російською агресією.
Про це він сказав під час спілкування з пресою на заході Центру
виконавських мистецтв імені Джона Ф. Кеннеді у Вашингтоні ввечері 7
грудня, цитує "Європейська правда".
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Вперше за тривалий час саме центристська сила перемогла та отримала шанс
сформувати уряд та повернути Нідерландам імідж стабільної та
проєвропейської демократії.
Уже два десятиліття Китай домінує на всіх етапах виробництва рідкісноземельних металів, які вже перетворилися на стратегічну сировину. Спроби Заходу зменшити залежність від поставок з КНР поки що безрезультатні.
Підтримка України та військове співробітництво з нею посідають одне з центральних місць у новій «дорожній карті» ЄС з оборони. Як Європа планує досягти повної обороноздатності за п'ять років?
На виборах до палати депутатів (нижньої палати парламенту) в Чехії
переміг рух ANO колишнього прем'єр-міністра країни, мільярдера і
євроскептика Андрія Бабіша, який негативно ставиться до підтримки
України.
Лише після двох невдалих спроб у суботу Санае Такаїчі нарешті досягла своєї давньої амбіції. 64-річного
політика обрали лідеркою правлячої Ліберально-демократичної партії
Японії (ЛДП). Тепер вона стане першою жінкою прем'єр-міністром країни.
Попри спільні інтереси, Китай, Росія і Північна Корея поки що далекі
від створення справжнього військового чи політичного союзу, який міг би
диктувати свою волю Євразії - найбагатшому і найнаселенішому регіону
світу, вважає Wall Street Journal.
Сьогодні країну живлять пальним десятки маршрутів постачання - водним транспортом, залізницею, автоцистернами. Пункти переливу нафтопродуктів з європейської на українську колію розкидані вздовж всього кордону.
Сумарний обсяг сегмента легкових електромобілів за підсумками
листопада становить 13,5 тис., що на 2,3% менше, ніж було у жовтні але
на 143,8% більше відносно показників листопада-2024.
Сполучені Штати дозволять Nvidia (NVDA.O) експортувати процесори H200,
які є другими за потужністю чипами штучного інтелекту. Ці чипи
відправлятимуться до Китаю, а з таких продажів стягуватиметься 25% мита.
Продукти на основі штучного інтелекту компанії OpenAI економлять
працівникам у середньому від 40 до 60 хвилин на день на виконанні
професійних завдань.
Компанії Google та Apple об'єднали зусилля для покращення процесу
переходу між мобільними платформами. В останній тестовій збірці Canary
помітили нову функцію, яка має спростити передачу даних між Android і
iOS під час першого налаштування пристрою.
Слот для карт microSD довгий час залишався простим і недорогим способом
збільшити пам'ять смартфона без переплати за версію з більшим
накопичувачем. Користувачі отримували свободу вибору, а от виробники
втрачали на продажах версій з більшим обсягом сховища.
Google оновлює свій експериментальний застосунок Doppl. У ньому
з'являється нова шопінг-стрічка, створена штучним інтелектом. Doppl
працює як інструмент для віртуальної примірки одягу за персоналізованими
3D-зображеннями
Засновника ChatGPT, компанію OpenAI, більше не вважається передовим у
галузі технологій штучного інтелекту через питаннями щодо
нерентабельності та необхідності швидкого зростання, щоб оплатити свої
величезні витрати.