Фінансові новини
- |
- 14.12.25
- |
- 15:32
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Как Казахстан и Киргизия в рамках ЕАЭС спорят из-за молока и мяса
08:33 18.01.2017 |

Несмотря на тесное взаимодействие экономик обеих стран, между Казахстаном и Киргизией периодически возникает напряженность по тем или иным вопросам: от энергетики до таможенных пошлин. На сегодняшний день возникли трения по поводу киргизской сельскохозяйственной продукции, идущей транзитом через Казахстан. Причиной спора послужили правила, установленные внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения.
Фактически сразу после присоединения Киргизии к ЕАЭС в августе 2015 года на казахстанско-киргизской границе были ликвидированы таможенные посты и отменен фитосанитарный контроль. Однако с 1 января 2017 года Казахстан ввел ограничение на доставку киргизской мясной и молочной продукции в Россию и на Запад. Теперь транзит разрешен лишь железнодорожным транспортом в опломбированных вагонах. Перевозки автотранспортом запрещены.
Cложности ветеринарного контроля
Казахстанская сторона утверждает, что вынуждена исключить возможность транзитных перевозок авиа- и автомобильным транспортом, поскольку в рамках ЕАЭС был упразднен ветеринарный контроль на казахстанско-киргизской границе.
Это привело к тому, что киргизская продукция, несоответствующая установленным на территории ЕАЭС ветеринарным и санитарным нормам и стандартам, стала поступать на казахстанский рынок. По словам вице-министра сельского хозяйства Казахстана Гульмиры Исаевой, новый подход поможет предотвратить перенос опасных вирусов и распространение болезней, таких как ящур, представляющих угрозу для людей, на территорию Казахстана.
Но Киргизия, которая весьма зависима от партнеров по экономическому союзу, в полной мере ощущает "экономический дискомфорт". Экспортеры из Киргизии, реализующие свою продукцию в Алма-Ате, рассказали DW, что запрет на автоперевозки привел к тому, что сотни дальнобойщиков уже остались без работы.
В то же время, по словам вице-премьер-министра Киргизии, председателя Совета Евразийской экономической комиссии Олега Панкратова, за годы независимости система ветеринарного контроля в стране была фактически полностью разрушена. Власти республики в срочном порядке пытаются ее восстановить, но сделать это Бишкек пока не в состоянии - нет ни денег, ни кадров. Поэтому и меры, которые необходимо было принять еще до вступления в ЕАЭС, по-прежнему остаются лишь на бумаге.
Убойный вопрос
По словам главы госинспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности Киргизии Калысбека Жумаканова, проблема не только в отсутствии специализированных лабораторий. В Киргизии, также как и во многих странах мира, запрещен подворный убой животных. И если предприниматель хочет реализовать мясо, он должен обратиться в специальные убойные пункты, которые в свою очередь должны быть зафиксированы в едином реестре ЕАЭС. Но в Киргизии, по словам чиновника, лишь одно предприятие соответствует всем международным стандартам и требованиям ЕАЭС.
Между тем, по информации Олега Панкратова, поставки сельскохозяйственных товаров в Казахстан и Россию являются важнейшей статьей экспорта Киргизии, но далеко не все компании имеют право экспортировать свою продукцию. Товары, подлежащие ветеринарному контролю, в Россию разрешено экспортировать лишь 15 компаниям, в Казахстан - восьми.
Остальные вынуждены сбывать свой продукт на местном рынке, либо везти к соседям контрабандным путем. Между тем, по данным казахстанских госорганов, в 2016 году в РФ была осуществлена поставка 121 партии готовой молочной продукции, а в Казахстан - 939 партий. Что, по мнению казахстанских экспертов, говорит о том, что большая часть транзитных товаров оседает на казахстанском рынке.
Контролировать железнодорожные перевозки проще
Казахстанские эксперты сходятся во мнении, что запрет на автомобильные перевозки объясняется желанием Астаны пресечь контрабандные поставки киргизских продуктов на рынки Казахстана. "Контролировать железнодорожные перевозки гораздо проще. Поэтому и было сделано все, чтобы идущие транзитом товары не оставались в стране", - отметил DW казахстанский экономист Магбат Спанов.
Впрочем, в данном вопросе Казахстан все же пошел навстречу киргизским предпринимателям. По словам президента "КТЖ-Грузовые перевозки" Оралхана Кулакова, киргизские производители смогут перевозить свою продукцию по железным дорогам на территории Казахстана (протяженностью 2021 км) по тарифам, которые почти в три раза ниже средних по стране. Стоимость перевозок в рефрижераторном вагоне снижена с 5 155 долларов до 1 820 долларов США. Потери снижения тарифов казахстанские железнодорожники рассчитывают компенсировать за счет роста объемов перевозок киргизской продукции.
Все дело в конкуренции
Существует и иной взгляд на казахстанско-киргизский конфликт. По мнению Магбата Спанова, экономические установки Казахстана во многом определяются интересами, присущими "олигархическому монополизму", не особенно заинтересованному в реальной конкуренции с соседями и направленному, в первую очередь, на попытку сохранить свои доходы.
Аналогичной точки зрения придерживается и экономист Петр Своик, который отметил DW, что данная позиция Астаны по вполне понятным причинам не отвечает интересам населения, которое предпочитает покупать на рынке качественные товары подешевле.
"Под требование Астаны ловко подводятся нормативные основания. И быть может это правильно, с точки зрения сохранения местного бизнеса. Но вот я каждую неделю езжу на один из алматинских базаров, где до недавнего времени стояли предприниматели из Киргизии и реализовывали свою продукцию. Вот уже третью неделю их ряды пустуют. А товары их были - не в пример местным - качественнее и дешевле", - рассказал эксперт.
Казахстанские эксперты отмечают, что обострение конфликтной ситуации в конечном итоге ведет к многочисленным просчетам, от которых проигрывают обе страны. Тогда как координация усилий обеих сторон и любая интеграция во многом лучше, нежели бесконечная конфронтация.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Посли Європейського Союзу прийняли рішення про скасування принципу
одностайності щодо продовження "заморозки" активів РФ, повідомляє
редактор європейського відділу Радіо "Свобода"
Представники України і США провели першу зустріч групи, яка працюватиме
над документом щодо економічного відновлення. Зокрема, в них взяли
участь Володимир Зеленський і гендиректор інвесткомпанії BlackRock.
Постпреди країн-членів Євросоюзу дали згоду на поетапну відмову від
імпорту газу з РФ до кінця 2027 року. Для набрання чинності закону його
ще має схвалити Європарламент.
Євросоюз хоче якнайшвидше завершити створення спецтрибуналу щодо
злочину агресії проти України, який стосується наказу володаря Кремля
Владіміра Путіна напасти на Україну.
Володимир Зеленський є демократично обраним президентом України, а
наступні президентські вибори мають відбутися, коли цього дозволять
умови.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Вперше за тривалий час саме центристська сила перемогла та отримала шанс
сформувати уряд та повернути Нідерландам імідж стабільної та
проєвропейської демократії.
Уже два десятиліття Китай домінує на всіх етапах виробництва рідкісноземельних металів, які вже перетворилися на стратегічну сировину. Спроби Заходу зменшити залежність від поставок з КНР поки що безрезультатні.
Підтримка України та військове співробітництво з нею посідають одне з центральних місць у новій «дорожній карті» ЄС з оборони. Як Європа планує досягти повної обороноздатності за п'ять років?
На виборах до палати депутатів (нижньої палати парламенту) в Чехії
переміг рух ANO колишнього прем'єр-міністра країни, мільярдера і
євроскептика Андрія Бабіша, який негативно ставиться до підтримки
України.
Лише після двох невдалих спроб у суботу Санае Такаїчі нарешті досягла своєї давньої амбіції. 64-річного
політика обрали лідеркою правлячої Ліберально-демократичної партії
Японії (ЛДП). Тепер вона стане першою жінкою прем'єр-міністром країни.
Попри спільні інтереси, Китай, Росія і Північна Корея поки що далекі
від створення справжнього військового чи політичного союзу, який міг би
диктувати свою волю Євразії - найбагатшому і найнаселенішому регіону
світу, вважає Wall Street Journal.
Сьогодні країну живлять пальним десятки маршрутів постачання - водним транспортом, залізницею, автоцистернами. Пункти переливу нафтопродуктів з європейської на українську колію розкидані вздовж всього кордону.
Китайська компанія Biwin розпочала продаж перших накопичувачів нового формату - Mini SSD, назва якого говорить сама за себе.
Ford та Renault Group повідомили про укладення угоди щодо спільного
випуску двох електромобілів під брендом Ford для європейського ринку у
2028 році.
Віцепрезидентка Європейської комісії Тереза Рібера заявила, що
Європейський Союз не піддасться тиску з боку США щодо контролю над
компаніями Кремнієвої долини.
Китайські виробники смартфонів активізували зусилля, щоб переманити
користувачів Apple, поки компанія постала перед труднощами у запуску
функцій штучного інтелекту в Китаї.
Європейський Союз почав антимонопольне розслідування проти Google
через використання онлайн-контенту для штучного інтелекту, пише CNBC.
Сумарний обсяг сегмента легкових електромобілів за підсумками
листопада становить 13,5 тис., що на 2,3% менше, ніж було у жовтні але
на 143,8% більше відносно показників листопада-2024.
Сполучені Штати дозволять Nvidia (NVDA.O) експортувати процесори H200,
які є другими за потужністю чипами штучного інтелекту. Ці чипи
відправлятимуться до Китаю, а з таких продажів стягуватиметься 25% мита.