Фінансові новини
- |
- 14.02.26
- |
- 12:23
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Как правительство России запуталось в продаже "Башнефти"
12:50 18.08.2016 |
Точно не известно, что стоит за решением правительства России отложить приватизацию госпакета «Башнефти». Однако совершенно очевидно, что, готовясь к этой продаже, правительство загнало само себя в ловушку, из которой будет непросто выходить. Планы чиновников продать актив «с премией к рынку» превращали «Роснефть» в главного претендента на «Башнефть».
Дорого и прозрачно
Выставляя на продажу «Башнефть», российские власти преследовали одновременно две цели: с одной стороны, заработать побольше, а с другой - создать в глазах инвесторов благоприятный имидж «новой российской приватизации», убедить их, что государство серьезно настроено открывать рынки частным инвесторам. Однако, как выяснилось, эти цели в данном случае противоречили друг другу.
Дискуссии вокруг стоимости госпакета «Башнефти» в последнее время удивительным образом фокусировались вокруг идеи о том, что акции якобы нужно продавать «с премией к рынку» (за получение контроля в компании). Об этом дружно писали все аналитики - правда, отмечая, что «могут быть сложности в нахождении покупателей по такой цене». На этой логике основывались и действия нанятого правительством оценщика, компании EY, оценившей пакет в 300 млрд руб. (на рынке он стоил около 250 млрд). С заключением оценщика 8 августа официально согласилось и Росимущество. Через неделю после этого, однако, было принято решение отложить аукцион на неопределенное время.
Не нужно быть большим специалистом, чтобы понимать, что такая завышенная оценка высосана из пальца и совершенно не отражает реалий. «Башнефть» - сложный актив, состоящий из старых выработанных поволжских месторождений, а также новых в Ненецком округе (месторождения Требса и Титова). И для поддержания добычи на первых, и для освоения вторых нужны большие инвестиции. Да, сегодня «Башнефть» показывает хороший рост добычи, однако его темпы угасают, и дальнейшее поддержание роста - дело вовсе не бесплатное. К тому же в нефтяной отрасли большие риски: в индустрии доминирует государственная «Роснефть». Кроме того, весьма вероятно новое крупномасштабное повышение налоговой нагрузки. Исчерпание резервных фондов неминуемо поставит вопрос об этом, что бы там ни говорил Минфин. Российская нефтянка сегодня - бизнес прибыльный, но рискованный и требующий больших вложений. Понятно, что рыночные аналитики стремились побыстрее разогреть стоимость акций «Башнефти», но в упомянутых выше условиях с легкостью рассуждать о крупных «премиях к рынку» не очень разумно.
Это подтверждали и покупатели: ключевой претендент на актив глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов уже неоднократно давал понять, что считает рыночную цену «Башнефти» завышенной. А оценка Росимущества намного превзошла даже эти цифры. Откровенно говоря, есть все основания полагать, что одобрение Росимуществом завышенной оценки «Башнефти» вызвало возражения у ЛУКОЙЛа, важнейшего потенциального покупателя, что и повлияло на срыв продажи.
С другой стороны, у второго крупнейшего претендента, государственной «Роснефти», скорее всего, не было проблем заплатить завышенную цену: компания уже делала так раньше, купив пакет акций ТНК-ВР у российских владельцев с 40-процентной премией к рыночной стоимости. Учитывая масштаб и внушительные позиции «Роснефти» в российской экономике и системе власти, у нее не было бы проблем занять на сделку у госбанков, а проблема роста долгового бремени, как мы уже видели раньше, государственного менеджера Игоря Сечина не особо беспокоит.
Стоит полагать, активизация «Роснефти» в последние недели (компания никак не хотела отказываться от претензий на «Башнефть», несмотря на вербальные окрики из властных кабинетов) была связана именно с этим. Сечин понимал, что завышенная оценка - его конкурентное преимущество, так как он готов заплатить эту цену, а главный конкурент Алекперов - нет. Видимо, понимало это и правительство, которое, несмотря на неоднократно озвученную позицию о нежелательности участия «Роснефти», все же формально не закрывало для нее дверь. Не зря Алексей Улюкаев в понедельник написал в правительство, что для недопуска «Роснефти» к аукциону пока что «нет законных оснований».
Перегретая сделка
Получилось, что единственным способом продать «Башнефть» подороже было бы участие «Роснефти»: ЛУКОЙЛ мог просто отказаться покупать по завышенной цене. Но продажа «Башнефти» Сечину хотя и выглядела заманчиво с сугубо фискальной точки зрения (300 млрд всегда лучше чем 200 млрд), тем не менее наносила удар по имиджу «новой российской приватизации», которая превратилась бы в постановку по перекладыванию активов из одного государственного кармана в другой, где инвесторы играют роль статистов.
Вот в этой «вилке» правительство, судя по всему, и запуталось. Взятый тайм-аут ее не разрешит. Ни у кого из чиновников явно не хватает политической воли взять на себя ответственность и сказать: мы продаем не с премией к рынку, а с дисконтом, потому что рынок перегрет, за этим сразу последуют многочисленные обвинения в ущербе для бюджета и распродаже госактивов «по дешевке». Нет и воли принять принципиальное решение по «Роснефти»: либо уж пустить ее, либо нет. Связываться с Сечиным опасно, а разрешить ему участие - нанести ущерб имиджу приватизации и будущим сделкам.
Пока, честно говоря, выхода из этой ситуации не видно. Показатели «Башнефти» ухудшаются: если по итогам 2015 года рост добычи составил 12%, то за семь месяцев этого года - только 9%, а в июле - и вовсе 4,3%. Лучше ситуация не станет, политическая воля к жестким решениям у нынешнего кабинета министров не просматривается, Сечин вряд ли успокоится. Так что реализация продажи «Башнефти» может затянуться на неопределенное время. Не исключено, что правительство пойдет на предложенную Сечиным схему и просто передаст госпакет «Башнефти» ему якобы под эгидой «усиления эффекта синергии» перед продажей 19,5% «Роснефти», даже несмотря на слова первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что приватизация «Роснефти» пройдет раньше. А может быть, наоборот, снижение госпакета в «Роснефти» до 50% облегчит ее допуск к аукциону по «Башнефти»: будет проще доказывать, что «Роснефть» - «не госкомпания» и там почти 50% принадлежит частным инвесторам. Так или иначе, но логика ничем не сдерживаемой экспансии «Роснефти» подсказывает, что «Башнефть» рано или поздно окажется в ее руках.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Міністр оборони Британії Джон Гілі заявив, що під час засідання
Контактної групи з питань оборони України союзники пообіцяли Україні $35
млрд військової допомоги.
Норвегія та Франція домовилися про купівлю зброї
на загальну вартість понад 457 мільйонів доларів та її подальшу передачу
Україні.
Велика Британія приєднається до програми НАТО з закупівлі американської зброї для України
Британська компанія Hypersonica працює над ракетами, здатними маневрувати на швидкості понад п'ять швидкостей звуку.
Україна вже не отримала у 2025 році 3,7 мільярда євро пільгового
фінансування від ЄС за програмою Ukraine Facility, і може втратити ще
1,4 млрд євро за підсумками першого кварталу 2026 року.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Чистый и ухоженный участок - мечта каждого владельца частного дома или
дачи. Но чтобы поддерживать порядок на улице, одних усилий и граблей
бывает недостаточно. Сегодня на помощь приходит современная техника,
которая значительно упрощает и ускоряет все работы по чистке и уходу.
Вперше за тривалий час саме центристська сила перемогла та отримала шанс
сформувати уряд та повернути Нідерландам імідж стабільної та
проєвропейської демократії.
Уже два десятиліття Китай домінує на всіх етапах виробництва рідкісноземельних металів, які вже перетворилися на стратегічну сировину. Спроби Заходу зменшити залежність від поставок з КНР поки що безрезультатні.
Підтримка України та військове співробітництво з нею посідають одне з центральних місць у новій «дорожній карті» ЄС з оборони. Як Європа планує досягти повної обороноздатності за п'ять років?
На виборах до палати депутатів (нижньої палати парламенту) в Чехії
переміг рух ANO колишнього прем'єр-міністра країни, мільярдера і
євроскептика Андрія Бабіша, який негативно ставиться до підтримки
України.
Лише після двох невдалих спроб у суботу Санае Такаїчі нарешті досягла своєї давньої амбіції. 64-річного
політика обрали лідеркою правлячої Ліберально-демократичної партії
Японії (ЛДП). Тепер вона стане першою жінкою прем'єр-міністром країни.
Попри спільні інтереси, Китай, Росія і Північна Корея поки що далекі
від створення справжнього військового чи політичного союзу, який міг би
диктувати свою волю Євразії - найбагатшому і найнаселенішому регіону
світу, вважає Wall Street Journal.
Сьогодні країну живлять пальним десятки маршрутів постачання - водним транспортом, залізницею, автоцистернами. Пункти переливу нафтопродуктів з європейської на українську колію розкидані вздовж всього кордону.
Samsung ще не представила лінійку Galaxy S26, а в мережі вже
з'явилася цікава інформація про флагман наступного покоління - Galaxy
S27 Ultra.
Китайські дослідники за допомогою лазерів успішно заплутали між собою
атоми на відстані 11 км у згорнутій оптоволоконній мережі.
AnTuTu опублікував щомісячний рейтинг найпродуктивніших
Android-смартфонів, у якому спостерігаються кілька цікавих змін, але
лідер вже четвертий місяць поспіль залишається колишнім.
YouTube оголосив
про повноцінний запуск функції автоматичного дубляжу відео на основі
штучного інтелекту, яка тепер доступна для всіх авторів та підтримує 27
мов, серед яких є і українська.
Ілон Маск став першою людиною в історії зі статками понад $850 млрд
після угоди між SpaceX та xAI. За оцінками Forbes, злиття ракетобудівної
компанії з бізнесом Маска у сфері штучного інтелекту та соціальних
медіа збільшило його капітал на $84 млрд - до рекордних $852 млрд.
Intel має намір знову вийти на ринок пам'яті, уклавши партнерство з дочірньою компанією SoftBank - Saimemory.
Акції технологічних та софтверних компаній обвалилися на тлі побоювань,
що розвиток штучного інтелекту (ШІ) витіснить бізнес-моделі традиційних
розробників програмного забезпечення (ПЗ).