Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Москва принимает "китайский сервиз": Пекин наступает в Центральной Азии

17:00 01.07.2016 |

 

России ничего не остается, кроме как дать добро на экономическую экспансию КНР в Центральную Азию, считают опрошенные DW эксперты.

После саммита ШОС, прошедшего в Ташкенте 23-24 июня, и особенно после успешных двусторонних переговоров, состоявшихся там между президентом Узбекистана Исламом Каримовым и Председателем КНР Си Цзиньпином, многие наблюдатели говорят об окончательном утверждении Китая в качестве игрока, который обрел доминирующее влияние на страны региона. Узбекистан, по оценкам аналитиков, до сих пор не относился к числу государств, чьи экономики в значительной мере зависят от китайского капитала.

Но в особо теплом приеме, который президент Каримов оказал высокому китайскому гостю, и в длинном перечне совместных китайско-узбекских проектов, который был в Ташкенте озвучен, обозреватели ряда зарубежных СМИ увидели готовность Узбекистана шире открыть ворота для экономической экспансии Пекина. Как это прежде сделал Таджикистан, и, с оговорками, Туркмения и Киргизия.

Предел в сотрудничестве

Однако эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов видит ситуацию иначе. По его словам, саммит ШОС и переговоры Ислама Каримова с Си Цзиньином в Ташкенте, а потом Путина с Си в Пекине 25 июня, четко обозначили сложившуюся тенденцию. Согласно ей, для Китая не ШОС является инструментом, с помощью которого он осуществляет экономическую экспансию в регионе, а двусторонние связи с каждой из стран.

Подтверждением, по словам собеседника DW, являются впечатляющие итоги визита китайского лидера в Ташкент. "Есть зримый результат - Ислам Каримов и Си Цзиньпин открыли тоннель, который позволит Узбекистану связать столицу железной дорогой с Ферганской долиной, минуя территорию Таджикистана. Этот проект, осуществленный за 3 года, является несомненным достижением узбекско-китайского сотрудничества. И одновременно этот тоннель - часть китайского проекта "Экономического пояса шелкового пути (ЭПШП)", - подчеркивает Аркадий Дубнов.

Но, продолжает он, нет оснований считать, что это признак того, что Узбекистан сдался китайской экономической экспансии. "В сотрудничестве Ташкента с Китаем существует некий предел, и он определяется достаточно сдержанным отношением Узбекистана к перспективе стать вассально зависимым агентом Поднебесной. В отличие от Таджикистана, Узбекистан пока даже не заявлял о своем присоединении к самому амбициозному нынешнему китайскому проекту - ЭПШП", - напоминает российский эксперт.

Москва дает добро?

Политолог из Узбекистана Юрий Черногаев также считает, что узбекское руководство и в целом местные элиты, прошедшие период первоначального накопления капитала и ставшие более разборчивыми, пытаются прагматично подходить к сотрудничеству с Китаем и извлекать максимальные выгоды, выбирая те или иные проекты. По его словам, отнюдь не все "китайские предложения" в Ташкенте принимаются - например, при проведении геологоразведки по урану там предпочли сотрудничество с Японией, которое посчитали экономически более приемлемым.

При этом Черногаев исходит из того, что руководство Узбекистана демонстрирует возможность тесной кооперации с КНР как альтернативу российскому влиянию, особенно когда Ташкент не устраивает позиция Москвы по тому или иному вопросу. Так, Узбекистан не спешит соглашаться с российскими предложениями по усилению роли ШОС в обеспечении безопасности в Афганистане и в целом по усилению коллективных мер безопасности в регионе при ведущей роли в этом Москвы.

После ташкентского саммита наблюдатели отметили, что главный конкурент Китая за влияние в регионе в лице президента Владимира Путина отреагировала на китайско-узбекское сближение вполне благосклонно. Как сообщил DW на условиях анонимности один из высокопоставленных российских чиновников, влияние Китая "через кредиты и экономические проекты в странах региона, включая уже и Узбекистан, стало столь значительным, что нам остается лишь согласно кивать головами, принимать "китайский сервиз", а также стараться присоединиться к большим экономическим проектам. И убеждать компаньонов в том, что лишь мы можем обеспечить их безопасность".

Российско-китайский бастион

Однако, по оценке Аркадия Дубнова, Кремль сегодня не слишком беспокоит растущее доминирование Китая в Центральной Азии, несмотря на то, что оно объективно приводит к снижению российского влияния. Зато Пекин может выступать партнером по ограничению американского влияния в Центральной и в Северо-Восточной Азии.

"И на сотрудничество в этом вопросе Москва обменивает пространство для экономического доминирования КНР. Политическое заявление, принятое по итогам визита Владимира Путина в Китай, как раз об этом свидетельствует. Многие моменты в нем определяют эти переговоры как достаточно успешную попытку создания российско-китайского бастиона перед усилением военного влияния США в регионах, которые Россия и КНР считают зонами своего влияния", - объясняет Дубнов.

И обращает внимание на особое место Казахстана в процессе китайской экспансии в регион. По его оценке, при нынешнем раскладе региональных сил Казахстан представляет гораздо более самостоятельную величину, чем соседние страны.

"Его территория является транзитной для осуществления практически всех инфраструктурных проектов, разрабатываемых в рамках ЭПШП. Это дает возможность Астане вести свою игру, демонстрируя иногда амбиции, выходящие далеко за региональный уровень. Об этом ярко свидетельствует официальное заявление Астаны о ее планах в СБ ООН после того, как на этой неделе Казахстан был избран его непостоянным членом", - подчеркивает Аркадий Дубнов.

При этом Казахстан, ожидающий доходов за будущий транзит грузов из Китая в Европу, не будет чинить препятствий на пути Китая в Центральную Азию, заключает Юрий Черногаев.

За матеріалами: Deutsche Welle
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
42,2841
 0,0016
0,00
EUR
1
43,5738
 0,0144
0,03

Курс обміну валют на 10.01.25, 10:30
  куп. uah % прод. uah %
USD 42,1317  0,06 0,14 42,9857  0,16 0,37
EUR 43,5109  0,01 0,02 44,4261  0,07 0,16

Міжбанківський ринок на 10.01.25, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 42,2800  0,02 0,06 42,3000  0,03 0,07
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес